Монтсеррат Кабалье – знаменитая оперная певица, обладательница уникального голоса в тональности колоратурного сопрано. Наиболее знаменита пением в технике бельканто. Награждена премией Grammy, премией принца Астурийского. Является почетным доктором Международного университета Менендеса Пелайо, университета Барселоны.
Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон родилась в столице Испании Барселоне в 1933 году. Свое имя получила в честь знаменитого католического монастыря в горах, посвященного Богоматери. С ранних лет девочка была увлечена музыкой, она часами могла слушать оперные арии по радио. А к 8 годам приняла решение сам стать певицей.
Отец в то время работал на заводе химических удобрений. А мама, Анна Кабалье, бралась за любые подработки, лишь бы дети ни в чем не нуждались, но позже построила успешную карьеру частного модельера.
Монтсеррат приняли в Барселонский лицей (Liceu при консерватории). А к 14 годам она уже брала частные уроки вокала у ведущих мастеров оперной сцены. Все они отмечали ее талант. Но вскоре отец девушки, глава семьи, заболел. Оплачивать занятия стало нечем. Чтобы помочь родителям, Монтсеррат пошла работать. Она служила продавщицей и закройщицей, затем швеей, но не оставляла мечту о музыке. Девушка самостоятельно изучала иностранные языки, усердно занималась вокалом.
Но семья все больше погружалась в нищету. И тогда девушка решилась просить о помощи. Она обратилась к меценатам из знатной фамилии Бельтран Мата. Они нередко поддерживали молодых артистов. И Кабалье вошла в их число. Ей предложили стипендию в 1000 песет в месяц. Это позволило вернуться к учебе.
В 1954 году Монтсеррат окончила лицей в Барселоне. И получила от своих покровителей новое предложение. Ей оплатили поездку в Италию, а также дали рекомендации, благодаря которым девушка смогла встретиться со знаменитым испанским баритоном Раймундо Торресом.
Он отвел Монтсеррат на прослушивание во флорентийский театр Maggio Fiorentino, к его директору Сицильяни. Тот оценил талант молодой певицы, и предложил ей работу. На первом же спектакле Кабалье произвела фурор. Да такой, что ей предложили трехлетний контракт с Оперным театром Базеля. Его директор присутствовал на выступлении певицы. Конечно, предложение было с восторгом принято. Монтсеррат отправилась в Швейцарию, где и оставалась с 1956 по 1959 год.
Следующим карьере вокалистки стала Бременская опера. А затем Монтсеррат пригласили выступить в Барселонском лицее, ее альма-матер. Здесь певица дебютировала с партией Арабеллы в одном из произведений Иоганна Штрауса. Но главные победы были впереди.
Всемирная слава пришла к Монтсеррат Кабалье в возрасте 31 года. В 1965 году ее пригласили выступать в Карнеги-Холл в Нью-Йорке на замену прославленной Мэрилин Хорн. Дебют в партии Лукреции Борджиа удался. Вокалистка исполнила ее так безупречно, что зал провожал ее выступление овациями в течение долгих двадцати минут. С этого момента статус Монтсеррат изменился. Она обрела невероятную популярность.
Чести выступать с ней удостоились Хосе Каррерас и Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и другие легендарные теноры. А дирижировали постановками с ее участием лучшие композиторы своего времени, от Герберта фон Караяна до Леонарда Бернстайна. Монтсеррат пела с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, а позднее стала ее послом. Выступала в Белом доме в США и в московском Кремле.
Но дебюта в Мекке для всех оперных вокалистов, театре Ла Скала ей пришлось ждать до 37 лет. В 1970 году Монтсеррат вышла на ее сцену в опере «Норма» Беллини, уже признанной примой.
С 1972 года у Кабалье был контракт с лондонским театром Ковент-Гарден. Здесь она дебютировала в «Травиате», исполнив партию Виолетты.
В 1974 году, в легендарном древнеримском театре города Оранж была сделана запись нескольких ее партий, в том числе Нормы из одноименной оперы, и Леоноры из «Трубадура» Верди.
С 1992 по 2002 год Кабалье выступала мало, в основном довольствовалась записью арий. Связано это было с ее состоянием здоровья. Но в дальнейшем певица триумфально вернулась на сцену. В родном театре Liceu она исполнила сначала партию Екатерины Арагонской в опере «Генрих VIII». Затем, в 2004 году, здесь же пела Клеопатру в опере Массне.
В 2007 году Кабалье пригласили в Венскую оперу. Здесь прославленная прима вышла на сцену в роли герцогини Кракенторп в постановке «Дочь полка» по произведению Доницетти. Одним из последних выступлений примы стал концерт в Болгарии, в Софии, где она исполнила свои избранные произведения.
Монтсеррат никогда не боялась экспериментов. У певицы было немало дуэтов с исполнителями в других жанрах. Она успела посторудничать с Аль Бано и электронным музыкантом Вангелисом. Пела с Брюсом Дикинсоном, Лизой Нильссон и группой Gotthard.
Но главным ее партнером вне оперной сцены, а затем и другом, стал Фредди Меркьюри, лидер группы Queen. Их совместный альбом Barcelona получил широкую известность. А заглавная песня с него была выбрана гимном летней Олимпиады 1992 года в Барселоне. Ее исполняли вживую, на стадионе, в окружении тысяч зрителей.
В 2015 году пресса начала писать о том, что у Монтсеррат Кабалье возникли проблемы с законом. Ее обвинили в уклонении от уплаты налогов, подвергли судебному преследованию. Знаменитая певица была вынуждена оправдываться перед судом по обвинению в мошенничестве. Вину Кабалье в итоге признала. Она согласилась с тем, что в 2010 году зарегистрировалась на территории Андорры, чтобы не платить налоги в Испании.
Кабалье была приговорена к шестимесячному тюремному заключению и штрафу в размере 254 231 евро.
В своей личной жизни Монтсеррат Кабалье тоже была счастлива, но брачными узами связала себя достаточно поздно. Долгое время оперная дива была уверена, что ее судьба должна быть посвящена исключительно музыке. В 29 лет, в одном из спектаклей, в качестве зрительницы, Монтсеррат увидела тенора Бернабе Марти. Ее покорил голос вокалиста. И молодая женщина отправилась за кулисы, чтобы сообщить о своем восхищении. Но Бернабе принял ее восторги очень сдержанно.
А спустя несколько месяцев Марти вышел на одну сцену с Кабалье, заменив в спектакле «Мадам Баттерфляй» своего коллегу. Во время репетиций мужчина вел себя очень сдержанно, чем слегка разгневал страстную испанку. Он даже отказался от поцелуя в сцене, где это предполагалось. Монтсеррат пожаловалась на коллегу главному гримеру, указа на его непрофессионализм. Но уже во время следующего выступления прима получила от Бернабе столь страстный поцелуй, что он выглядел почти неприличным.
За кулисами Кабалье потребовала от Марти вести себя приличнее. Он же напомнил ей об обвинении в излишней робости. Эта сцена между партнерами заставила Монтсеррат по-новому взглянуть на коллегу по сцене. Уже как на мужчину, который смог ее удивить.
Спустя 10 дней пара отправилась на первое свидание. На встречу Бернабе опоздал. Но Монтсеррат приняла все его извинения и оправдания. Пара начала встречаться, и женщина уже строила планы на дальнейшую жизнь. Но, ее избранник явно не горел желания связывать себя узами брака. Все чаще звучали слова о том, как он ценит свободу. В ответ Монтсеррат поставила ультиматум: или они женятся, или расстаются.
В течение следующего года пара виделась лишь дважды. В первый раз встреча вышла довольно холодной. О второй Марти договаривался заранее, объявив о том, что им предстоит серьезный разговор. Так и вышло. Едва ступив за порог, Бернабе попросил руки Монтсеррат у ее матери. А уже через несколько часов пара объявила о помолвке. Официально он просил ее руки еще раз, на сцене, во время спектакля «Мадам Баттерфляй».
14 августа 1964 года состоялась свадьба. На нее невеста прибыла не в лучшем виде – под проливным дождем платье было испорчено. Но венчание в небольшой горной церкви прошло по плану. И Монтсеррат стала женой Бернабе Марти.
Вскоре у пары появились дети. Их назвали в честь родителей – Бернабе-младшим и Монтсеррат, Монситой, среди домашних. Дочь последовала по стопам своих знаменитых отца и матери, тоже став оперной певицей.
Пара прожила вместе 54 года. Бернабе пережил супругу на 4 года. Сам он ушел со сцены намного раньше нее, в 1985 году, из-за болезни легких. Но Марти всегда сопровождал жену в поездках и на выступлениях, был рядом, давал советы, поддерживал. Они были абсолютно счастливы друг с другом.
В 2002 году Монтсеррат сообщила публике, что 10 лет назад у нее было обнаружено онкологическое заболевание. Врачи давали оперной диве не более 24 месяцев жизни. Она отказалась от операции, но прошла лечение другого типа. После перехода болезни в ремиссию, певица отказалась от тяжелых нагрузок, и долгое время не пела в опере, гастролируя с сольными концертами.
В 2002 году певица попала в автокатастрофу. Следствием многочисленных травм стали проблемы с опорно-двигательным аппаратом. С 2008 года ходить прима могла только с помощью костылей, и чаще передвигалась на инвалидной коляске.
В октябре 2012 года, совершая турне по России, Монтсеррат перенесла микроинсульт. Она потеряла сознание, при падении повредила плечо, Из Екатеринбурга, где произошел приступ, ее спешно доставили в Испанию, в больницу Сан-Пау в Барселоне. От перенесенного инсульта она оправилась. Но гастрольную деятельность ограничила.
В 2018 году у Монтсеррат Кабалье обострилось заболевание желчного пузыря. Прославленную оперную вокалистку госпитализировали в больницу Сан-Пау, где она и скончалась 6 октября.
Причины смерти семья обнародовать не пожелала. Кабалье было 85 лет. Похоронили приму оперы в Барселоне, на кладбище Сан-Андреу, рядом с ее родителями.