Морис Равель — биография
Морис Равель композитор-импрессионист, творческая деятельность которого пришлась на начало ХХ века. Он стал реформатором в мире классической музыки и принес в нее много нового. Его творчество оказало влияние и на последующие поколения композиторов. Композиция, которую он сочинил для балета «Балеро», до сих пор можно услышать на сцене театров.
Первые годы жизни
Будущий композитор-новатор родился 07 марта 1875 года в городе Сибур, расположенном на юге Франции, который практически граничил с Испанией. Его отец родом из Швейцарии, работал на железной дороге инженером путей сообщения. Мать Равеля была по национальности басконка.
Отец Равеля, несмотря на свою профессию, которая была далека от творческой деятельности, любил музыку. Он умел играть на флейте и трубе. Именно отец смог пробудить у сына интерес к музыке. Кроме того, в доме, где рос маленький Равель, часто звучали мелодии баскского фольклора. В будущем музыкант перенесет некоторые элементы баскского фольклора в свое творчество.
Спустя несколько месяц после рождения сына, родители Равеля переехали в Париж, где он и вырос. В 7 лет отец отправил его на уроки фортепиано, благодаря которым он в 14 лет становится студентом Парижской консерватории.
Парижская консерватория
Преподаватели, которые обучали и давали уроки музыки Равель, отмечали его необычный талант к новаторству. Но руководство консерватории оказалось не готово к таким переменам в музыке, и поэтому в 1885 году он был исключен.
2 года он находился в свободном плаванье и познакомился с Эриком Сати, который также как Морис Равель, обладал духом бунтарства и не боялся экспериментировать с музыкой. Талант и оригинальность Сати вдохновила Равеля на создание и сочинение музыки.
В 1897 году композитор снова поступает в Парижскую консерваторию, где его учителями стали Форе и Андре Жедальж. В отличие от директора учебного заведения Теодора Дюбуа, который был ярым консерватором и сожалел о бунтарском мировоззрении композитора, оба учителя ценили талант своего ученика и в последующем оказали сильное влияние на его развитие. Через три года, в 1900 году, Мориса вновь отчислили, но ему было позволено посещать классы Форе в качестве вольнослушателя, что он и делал до 1903 года.
Участие в конкурсе для молодых композиторов Prix de Rome
Благодаря своей настойчивости Морис Равель получил признание публики. Он 4 раза (с 1901 по 1905 год) пытался получить Римскую премию, но все было тщетно. Судьи не воспринимали композитора-новатора и не давали ему дойти до финала. Однако в 1905 году, когда его исключили из первого раунда, даже критики, которые не были поклонниками его творчества, не смогли остаться равнодушными от такого явного занижения его способностей. Формально причиной его исключения стал его возраст. Участвовать в конкурсе могли только молодые люди до 30 лет, а Морису до 30-тилетия оставалось еще несколько месяцев.
Об этой несправедливости было написано в парижских газетах. Общественность встала на сторону Равель. Скандал разгорелся еще больше после того, как стало известно, что один из членов жюри был профессор консерватории Шарль Ленепве, который помог своим ученикам пройти в финал. Однако сам профессор все обвинения отрицал и говорил, что это получилось случайно.
Впоследствии из-за разгоревшегося скандала, директор консерватории Дюбуа был уволен, а его место занял Форе. Благодаря этому скандалу публика узнала о творчестве Мориса Равель, а его музыка получила признание и стала популярной в официальных музыкальных кругах.
Творчество
Сочинять Равель начал по настоянию своего наставника Форе. До участия в скандальном конкурсе, творческая биография композитора уже насчитывала несколько фортепианных пьес: «Павана на смерть инфанты», «Игра воды», «Струнный квартет», «Античный менуэт», которые получили известность и до сих пор пользуются популярностью. Поэтому когда его конкурсную работу после прослушивания отклонили по надуманному поводу, многие кто был уже знаком с его творчеством встали на его защиту.
После того как стало известно о том, что конкурс проводится нечестно, популярность Мориса выросла, о нем заговорили, много обсуждали, а музыка стала звучать на концертах. Через скандал, который не был намеренно спровоцирован, он получил, наконец, признание и смог изменить взгляды консерваторов на новое направление в классической музыке.
На время Первой мировой войны Морис приостановил свою музыкальную карьеру и отправился на фронт. После окончания войны он продолжил свою деятельность, но изменил жанр и вместо оперы занялся инструментальными пьесами. Тогда он сочинил «Гробницу Куперона» и написал музыку для балета «Дафнис и Хлоя» и «Вальс».
Композитор много путешествовал и давал концерты по Европе. Он переносил в свое творчество чувства, которые испытал во время того или иного путешествия.
Одно из последних его произведений «Балеро», стало популярно во всем мире. Произведение можно услышать со сцены театров даже сегодня. Вдохновила его на написание композиции балерина Ида Рубинштейн.
В последние годы жизни Морис Равель писал мало. В 1932 году во время гастролей он попал в автомобильную катастрофу, в которой получил черепно-мозговую травму. Точкой в его творческой деятельности стал произведение «Три песни», написанное для Федора Шаляпина.
Личная жизнь
На протяжении всей своей деятельности композитор не распространялся о личной жизни и какая-либо информации о романах не сохранилась. Известно, что официальной жены и детей у него не было. О любовницах или любовниках также ничего неизвестно.
Смерть
Из-за аварии у композитора ослабло здоровье. В 1933 году врачи нашли у него серьезное неврологическое заболевание, которое развилось из-за автомобильной катастрофы.
В 1937 году врачами было принято решение о проведении операции на головном мозге. Однако хирургическое вмешательство не пошло на пользу Морису, а наоборот усугубило его здоровье. Он умер 28 декабря 1937 года и был похоронен в пригороде Парижа.
Музыкальные произведения
- «Старинный менуэт»
- «Шехеразада»
- «Павана на смерть инфанты»
- «Игра воды»
- «Шехеразада»
- «Отражения»
- «Испанская рапсодия»
- «Испанский час»
- «Ночной Гаспар»
- «Моя матушка Гусыня»
- «Благородные и сентиментальные вальсы»
- «Дафнис и Хлоя»
- Фортепианное трио ля минор
- «Гробница Куперена»
- «Цыганка»
- «Дитя и волшебство»
- «Мадагаскарские песни»
- «Болеро»
- «Три песни Дон Кихота к Дульсинее»