Николай Бурляев — биография
Николай Бурляев — общественный деятель, актер, режиссер, сценарист, писатель. Родился в 1946 году в Москве.
С детства активно снимается, позднее освоил и профессию режиссера. Активно занимается и общественно-политической деятельностью.
Николай Бурляев родился в августе 1946 года в Москве. Никто не предполагал, что он станет артистом. Считалось, что ему больше подойдет профессия архитектора. Но судьба распорядилась иначе. Хотя с театральной деятельностью были связаны родственники и предки будущей звезды. Например, его дедушка и бабушка были, говоря обычным языком, бродячими артистами. Они колесили по стране с передвижным театром, исполняя комические и драматические роли.
О предках Николая Петровича известно мало, но, возможно, именно от них он и унаследовал артистизм, обаяние, способность филигранно перевоплощаться.
Детство и первые шаги в искусстве
Жил он в обычной коммунальной квартире, каких в 40-ые и 50-ые годы в столице было немало. Это была самая обычная коммуналка с общим коридором, туалетом и кухней. Среди соседей был Борис Ливанов и знаменитые ещё в СССР актёры. Он являлся отцом Василия Ливанова, который бесподобно сыграл Шерлока Холмса.
Маленький Коля всегда мечтал быть похожим на именитого соседа и представлял, как тоже будет таким же колоритным, степенным артистом. Однако в 5 лет у него начались проблемы с речью из-за сильного испуга, он стал заикаться. Конечно, это поставило под сомнение его театральную карьеру.
У него были старшие братья, один из них серьезно увлекался шахматами. Николай Петрович помнит, как в детстве он помогал на турнирах, записывал ходы, переставлял шахматы. Один из братьев снимался в кино и даже брал с собой на пробы Колю. Однако стало очевидно, что из-за заикания мечты о кино нужно оставить. Тогда и было принято решение, что мальчику лучше посвятить свою жизнь какой-нибудь другой профессии, например, строительству, архитектуре.
Однако желание стать артистом победила. В 1964 году сразу после окончания школы происходит перелом в биографии Бурляева. Ему удалось поступить в Щукинское училище, причём сразу на второй курс. Он сумел наладить дикцию, плюс уже успел сняться в небольших ролях благодаря старшему брату. Он учился прекрасно, активно участвовал в театральных постановках. Большое влияние на его творчество оказал и Андрей Тарковский, который дал ему роль в картине «Иваново детство». Правда, на тот момент будущая звезда кинематографа был совсем ребенком. Но в 1960 году он также снимался и у Андрея Кончаловского.
К ролям он готовился ответственно несмотря на юный возраст. Например, он вспоминал, что по сюжету играет мальчика, который решился переплыть Днепр. Для этого он ходил в бассейн, чтобы получить навыки.
Впоследствии ему приходилось осваивать множество и других навыков: фехтовать, заниматься фигурным катанием, ездить на лошади. Но, как подчеркивает артист, это и есть судьба актера, который должен обучаться многим ремеслам, чтобы правдиво воплотить на экране образы героев.
Профессиональная деятельность
Тарковский пригласил артиста в одну из лучших своих картин «Андрей Рублев», где он органично вжился в образ. Этот фильм один из величайших в коллекции отечественного кинематографа. К сожалению, судьба у него была непростая. Картина, скорее, по идеологическим соображениям пролежала на полке почти 10 лет, и зрители увидели ее только в 1971 году. Также исполнитель участвовал в фильмах по романам Достоевского, идеально вписываясь в образы.
Кроме актерской карьеры Николая Петровича всегда интересовала и режиссерская деятельность. Он профессионально обучался не только актерскому, но и режиссерскому мастерству. Снял он фильмы «Ванька-Каин», «Лермонтов». В последнем выступил и как сценарист, а не только режиссёр.
Пожалуй, наибольший расцвет его творчества приходится на 80-ые годы. Зрители увидели его в фильмах «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Печники», «Камила», «Военно-полевой роман» с Натальей Андрейченко. Некоторые картины были рассчитаны на детскую и подростковую аудиторию. Именно в 80-ые годы он стал по-настоящему популярным, узнаваемым.
Одной из лучших ролей по праву считается роль Иешуа в картине «Мастер и Маргарита», которая была снята в 1994 году. Каждое появление на экране было настоящей радостью для зрителей, ведь актер представал и в роли положительных персонажей, играл бесшабашных студентов, алкоголиков, фронтовиков, появлялся и в русской классике. Это далеко не полный перечень. Именно за столь разнообразные образы и полюбили его зрители на просторах необъятной страны.
Надо сказать, что роли исполнитель выбирал очень умело, он интуитивно чувствовал, какие картины будут успешными. Ориентировался он не на зрелищность, показательность, спецэффекты, а на моральный посыл, на пользу. Каждая картина должна нести нравственную пользу, быть полезной, интересной и только в последнюю очередь развлекательной. Такой подход оправдался, и артиста стали узнавать повсеместно. Если посмотреть его фильмографию, то наибольшее количество картин приходится на 70-ые и 80-ые годы.
А 90-ые годы были весьма сложным периодом для театра и кинематографа. На плаву оставались немногие. И за это десятилетие в актерской копилке Николая Петровича всего лишь 5 фильмов, среди которых «Мастер и Маргарита». Конечно, это очень мало для такого гения, привыкшего сниматься за одно десятилетие в не менее чем 10 картинах, участвуя в съемках каждый год. Но настали другие времена, и это сказалось на востребованности. Зато именно на 90-ые годы приходится один из лучших фильмов с его участием «Мастер и Маргарита». Он так убедительно сыграл Иешуа, что у многих людей проснулся небывалый интерес к творчеству Булгакова, к классике, к религии.
Профессиональная карьера в 21 веке
Некоторое преломление наступило в 21веке. В 2000-ых годах его пригласили в картину «Адмирал» (2008), где он сыграл Николая Второго. Сыграл он и Фёдора Тютчева в фильме, который создала Наталья Бондарчук. Снимался он и в картине про Гоголя, где филигранно изобразил графа Александра Толстого.
Но постепенно, всё же, его творческая деятельность сходила на нет. Так сложилось, что в основном актёры востребованы в свои молодые годы. К сожалению, режиссёрская ипостась тоже не может порадовать поклонников разнообразием.
За свою карьеру исполнитель срежиссировал только 5 фильмов, правда, каждый из которых заслуживает внимания.
Последняя его режиссерская работа — это фильм 1990 года «Всё впереди», он поставлен по роману Василия Белова и повествует о талантливом учёном, который устал от городской суеты, то стресса в связи с многочисленными заграничными командировками и неурядиц в личной жизни. В результате он спивается, но затем, в момент просветления, он бросает всё, возвращается в деревню, где и находит свой душевный покой, проходит нравственное очищение. Пожалуй, каждая из режиссерских работ артиста поднимает тему нравственности, поиска человеком своего места в этом мире, прохождения через испытания и восстановления из пепла, словно птица Феникс.
Личная жизнь
Всего за плечами у артиста несколько браков. Первой его женой стала красавица Наталья Варлей, с которой они познакомились ещё в театральном. Однако этот брак не продлился долго, сказались издержки быта. Да и в целом, быстро выяснилось, что пара не совсем подходит друг другу. Второй раз Николай Петрович женился на Наталье Бондарчук, которая, кстати, дружила с Натальей Варлей. Этот брак было более длительным, в нём родилось двое детей: сын и дочь.
Сын стал композитором, а дочь пошла по родительским стопам, она стала актрисой и в настоящее время работает в театре Маяковского. К сожалению, по каким-то причинам и этот брак не выдержал испытание временем. Третий раз артист женился на Инге Шаталовой, актрисе. У пары родилось двое детей: сын и дочь. Последний ребёнок появился в жизни звезды в весьма преклонном возрасте, 50 лет.
Актер признается, что он счастлив, гордится своими детьми, с предыдущими женами ему удалось сохранить хорошие, по-настоящему дружеские отношения.
В настоящее время он активно занимается кинофорумом «Золотой витязь», а также очень активен в общественной деятельности. Он учредил «Фонд православной культуры священника Павла Флоренского».
Активно высказывает исполнитель и свои политические, общественные взгляды. Он является православным человеком, посещает мероприятия христианской тематики, поддерживает сотрудничество с православной церковью. Николай Петрович не раз говорил, что является сторонником максимального запрета деятельности для лиц нетрадиционной ориентации. Он сетует на то, что слишком много таких персонажей в шоу-бизнесе, на телевидении, в кино и призывает власти всячески запрещать пропаганду гомосексуализма. И даже удалить с телевидения, с экранов данную тематику, которая могла бы быть расценена, как пропаганда нетрадиционной ориентации. Ему принадлежит ставшая известной фраза «Угодно грешить — пожалуйста в подворотню».
Актер не раз был награжден орденами почета, получал ордена и от Сербской православной церкви дважды. В 1996 году получил звание Народного артиста. Известно, что в марте 2014 года он подписал обращение к Президенту страны с поддержкой присоединения Крыма к России.
Избранная фильмография
- 1961 — Мальчик и голубь
- 1962 — Без страха и упрёка
- 1964 — Метель
- 1968 — Служили два товарища
- 1974 — Выбор цели
- 1979 — Маленькие трагедии
- 1983 — Военно-полевой роман
- 1989 — Высокая кровь
- 1995 — Какая чудная игра
- 2009 — Гоголь. Ближайший