Николай Буров — советский и российский актёр театра и кино, радиоведущий и чтец, известный по работе в Александринском театре и сотрудничеству с ведущими культурными учреждениями Санкт-Петербурга. Его деятельность охватывает сцену, радио, телевидение и документальное кино.
Николай Буров родился 12 февраля 1953 года в Ленинграде в семье Буровых. Дошкольные учреждения он не посещал, воспитание и обучение получили домашний характер. Отец внушал сыну важность уважительного отношения к обслуживающему персоналу и людям труда, а мать приучала к чтению, благодаря чему мальчик с ранних лет увлекался литературой.
В трёхлетнем возрасте будущий артист впервые оказался в Театре марионеток и в Театре юного зрителя, что оставило сильное впечатление. В пятом классе вместе с другом он поступил в Театр юношеского творчества, где попал под руководство Матвея Дубровина. Эти ранние впечатления и занятия сформировали устойчивый интерес к сцене.
В 1970 году Буров окончил ленинградскую школу № 342 и Театр юношеского творчества. В том же году он стал студентом Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ныне Российский государственный институт сценических искусств). Его педагогами были Татьяна Сойникова, ученица Константина Станиславского, Ксения Куракина, Иван Кох и Лев Гительман.
После выпуска молодой актёр был приглашён главным режиссёром Зиновием Корогодским в Ленинградский театр юного зрителя. Там ему доверили роль в постановке «Хозяин», которую ранее исполнял Георгий Тараторкин. Участие в этом спектакле стало важным этапом профессионального становления.
С 1978 года Николай Буров вошёл в труппу Александринского театра, где выступал в разнообразных постановках. Среди них — «Александр Невский», «Хозяйка гостиницы», «Дон Жуан», «Пигмалион», «Таланты и поклонники». Репертуар требовал мастерства в жанровых перевоплощениях, что позволило актёру заслужить признание публики.
Параллельно он развивал карьеру на радио, телевидении и в кинематографе. Сотрудничество с крупнейшими культурными организациями Петербурга дополнило его сценическую деятельность. В Мариинском театре он выступал в качестве чтеца в балете «Пушкин». В Театре эстрады участвовал в постановке «Ужасные родители».
Также Буров работал в Академической филармонии Санкт-Петербурга, где принимал участие в проектах «Пушкин» и «Иван Грозный». Помимо сценических работ, он создал ряд монографий и документальных фильмов, среди которых «Дорога к храму» и «Другие Романовы», отражавшие интерес к историко-культурным темам.
В начале 1980-х годов Николай Буров активно вошёл в кинематографическую среду, совмещая актёрскую игру и работу в озвучивании. Первые экранные роли он исполнил в фильме «Крутой поворот», где предстал в образе эксперта Вани, и в военном детективе «По данным уголовного розыска…», сыграв персонажа по фамилии Орлов. Эти проекты стали стартовой площадкой для дальнейшей карьеры в кино.
В последующие годы фильмография Бурова пополнилась значительным числом телевизионных и кинопроектов, многие из которых стали знаковыми для российского зрителя. Среди них — популярные сериалы «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «Убойная сила», а также экранизации классических произведений, включая «Мастер и Маргарита» и «Ревизор». В числе его работ — «Роман императора», «Чёрный ворон», «Королевство кривых…», «Агент особого назначения» и другие. Разнообразие жанров демонстрировало широту актёрских возможностей.
Не менее значимым направлением деятельности стала работа в дубляже. Голос Бурова знаком российским зрителям по зарубежным сериалам и фильмам, ставшим частью массовой культуры конца XX — начала XXI века. Он озвучивал персонажей американских телесаг «Даллас», «Спрут», «Санта-Барбара», а также героев полнометражных картин — «101 далматинец», «Титаник», «Армагеддон», «Эрин Брокович», «Люди в чёрном – 2», «Кристофер Робин» и других. В этой сфере артисту удалось соединить театральную дикцию и выразительность с требованиями массового кинопроката.
Помимо театра и кино, Николай Витальевич активно проявил себя в культурно-общественной жизни Санкт-Петербурга. Он стал основателем благотворительного культурного фонда «Александринский», деятельность которого была направлена на поддержку театральных инициатив. В разное время Буров занимал должности председателя Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга и директора музея-памятника «Исаакиевский собор», которым руководил до 2017 года.
Также он возглавлял международный фестиваль христианского кино «Невский благовест», объединявший авторов, работающих в духовно-просветительском направлении. Эти инициативы подчёркивали стремление артиста влиять не только на сценическую и экранную культуру, но и на развитие общественной сферы города. Благодаря совмещению актёрской карьеры и культурного администрирования Буров оказался среди заметных фигур российской культурной жизни конца XX — начала XXI века.
Николай Буров не склонен широко обсуждать частные обстоятельства, однако некоторые сведения о его семье стали известны благодаря прессе. Его супругой стала актриса Елена Бурова (урождённая Редик), выпускница театрального института. В браке у пары родился единственный ребёнок, которому артист уделял большое внимание, несмотря на плотный рабочий график.
В апреле 2015 года в интервью телеканалу «Санкт-Петербург» Буров откровенно говорил о том, что общению с сыном он мог уделять меньше времени, чем хотелось бы. В тот момент наследник находился на последнем курсе вуза и готовился к получению диплома о высшем образовании. Артист признавался, что многое упустил в процессе воспитания, однако стремился передать сыну главное — необходимость найти не только профессию, но и дело, которое будет приносить удовлетворение и смысл.
Такой подход к семье перекликался с собственными принципами Бурова, воспитанного в атмосфере уважения к труду и культуре. Его личные признания подчёркивали важность для него не внешних успехов, а внутреннего согласия человека с самим собой и выбранным путём.
В конце 2010-х годов Николай Буров продолжал совмещать актёрскую, общественную и просветительскую работу. В ноябре 2018 года он вошёл в состав президиума Общественной палаты Санкт-Петербурга и занял должность советника губернатора города по вопросам культуры. Это назначение подчеркнуло его статус как не только актёра и чтеца, но и влиятельной фигуры в культурной жизни Северной столицы.
В 2019 году артист появился в телевизионном проекте «Тайны следствия. Прошлый век», а также выступил чтецом закадрового текста в военной драме «Коридор бессмертия». Его участие в этих проектах сочетало работу в массовой культуре с вниманием к историческим темам, связанным с памятью о Великой Отечественной войне.
Помимо экранной деятельности, Буров активно участвовал в литературно-музыкальных вечерах. Летом 2019 года он вёл вечер воспоминаний, посвящённый 100-летию со дня рождения Даниила Гранина. Также читал произведения Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Александра Твардовского, Анны Ахматовой, Николая Рубцова и Евгения Евтушенко на концерте «Параллельные миры русского искусства ХХ века» в рамках фестиваля «Площадь искусств».
Артист входил в состав жюри традиционного речного карнавала в Петербурге, а также продолжал сотрудничество с Домом музыки, где работал чтецом. На официальном сайте организации размещена его фотография и основные вехи творческой биографии, что подтверждало устойчивый интерес к его личности и признание в культурной среде города.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.