Николай Коляда — советский и российский драматург, актёр, театральный режиссёр, прозаик, создатель и художественный руководитель «Коляда-театра».
Николай Владимирович Коляда родился 4 декабря 1957 года в селе Пресногорьковка, расположенном в Кустанайской области Казахской ССР. Он был пятым ребенком в семье, в которой воспитывались две сестры и два брата. Родители трудились на разных работах, отец работал в совхозе, а мать осваивала множество профессий — от шофера и доярки до нянечки и строительного рабочего.
Детство Коляды прошло в атмосфере трудолюбия и простой сельской жизни, но именно этот период он позднее называл самым счастливым временем своей жизни. Воспоминания о детстве часто находят отражение в его произведениях и театральных постановках.
С ранних лет Николай проявлял интерес к искусству и осознавал, что его будущее будет связано с творчеством. В 1973 году он поступил в Свердловское театральное училище, а после его окончания в 1977 году начал работать актером в Свердловском академическом театре драмы. Первые постановки, в которых он участвовал, включали такие известные пьесы, как «Дни Турбиных», «Остановите Малахова!», «Женитьба Бальзаминова» и «Записки сумасшедшего».
В 1978 году Коляду призвали на службу в армию, где он провел два года в войсках связи. После демобилизации он вернулся в театр, продолжив актерскую деятельность, но вскоре почувствовал сильное влечение к писательскому ремеслу. Это привело его к поступлению в Литературный институт имени А. М. Горького в 1983 году, где он учился на заочном отделении.
Чтобы обеспечивать себя во время учебы, Коляда брался за разные работы. Он руководил агитационной бригадой в ДК имени М. Горького, работал литературным сотрудником в заводской газете «Калининец». В 1989 году он получил диплом Литературного института, а вскоре после этого был принят в Союз писателей СССР. Год спустя он также вошел в Союз театральных деятелей.
Этот период стал отправной точкой в его карьере драматурга и режиссера, определив его дальнейший творческий путь.
В 1982 году Николай Коляда дебютировал как писатель на страницах газеты «Уральский рабочий», где был опубликован его рассказ «Склизко!». Этот текст стал отправной точкой в его литературной карьере, а в последующие годы его произведения появлялись в различных газетах и журналах. В 1986 году драматург представил свою первую пьесу «Играем в фанты», которая ознаменовала начало его плодотворной работы в театре.
Одним из значительных событий в развитии творчества Коляды стал фестиваль «Коляда-Plays», состоявшийся в 1994 году в Екатеринбурге. В нем приняли участие 18 театральных коллективов со всей России, представивших спектакли по пьесам одного автора. Фестиваль был также отмечен публикацией сборника «Пьесы для любимого театра». Позже были изданы и другие сборники его пьес, среди которых «Персидская сирень» (1997) и «Уйди-уйди».
Драматургия Коляды приобрела известность не только в России, но и за ее пределами. Его произведения переведены на 15 языков, а постановки «Мурлин Мурло» и «Рогатка» с успехом шли как в отечественных, так и зарубежных театрах. В числе значимых работ Коляды также пьеса «Курица», по которой он сам написал сценарий к одноименному фильму, а также книга «Главная в жизни роль», содержащая воспоминания артистов, прошедших Великую Отечественную войну.
Коляду называют одним из ведущих представителей реалистического направления в современной русской драматургии. Его произведения, наполненные живыми, яркими образами и глубоким психологизмом, прочно заняли место в театральном репертуаре.
В 1992 году Коляда получил стипендию Академии Schloss Solitude и некоторое время жил в Германии, работая в театре Штутгарта. Однако вскоре он вернулся в Екатеринбург, где стал режиссером в Академическом театре драмы. Здесь он поставил такие спектакли, как «Канотье», «Полонез Огинского», «Корабль дураков» и другие.
В 2001 году он зарегистрировал собственный театр — «Коляда-театр», который вскоре стал одной из самых известных театральных площадок России. Театр функционирует в формате некоммерческого партнерства, а в его репертуаре преобладают пьесы самого Коляды.
Режиссер лично занимался формированием труппы, набирая актеров среди своих студентов в театральном институте. Он уделял особое внимание ансамблевости и взаимозаменяемости актеров, создавая театр как единый организм.
Творчество Коляды привлекло внимание столичных театров, и его пригласили к сотрудничеству в «Современник». Постановки его пьес проходили на сценах крупнейших театров России и за рубежом — в Лондоне, Бонне, Сан-Диего, Париже, Риме и других городах. В России он работал в Театре Романа Виктюка, Театре имени В. Маяковского и ряде других известных театральных коллективов.
С 1994 года Коляда занялся педагогической деятельностью, преподавал драматургию в Екатеринбургском государственном театральном институте. Он также возглавлял литературный журнал «Урал» и создал телевизионную передачу «Черная касса».
Важной частью его деятельности стало продвижение молодых драматургов и поддержка театрального искусства. Благодаря Коляде появились такие проекты, как международный конкурс драматургов «Евразия», читки пьес в рамках программы «Театр в бойлерной», а также Центр современной драматургии в Екатеринбурге.
Несмотря на плотный график, Коляда активно заботится о своем коллективе, решая не только творческие, но и бытовые вопросы. В 2016 году он помог нескольким актерам труппы обзавестись жильем, стремясь создать теплую и семейную атмосферу в театре.
Сегодня спектакли по пьесам Коляды можно увидеть на сценах многих российских театров. В 2019 году в Театре имени Евгения Вахтангова состоялась премьера его пьесы «Баба Шанель», а в Екатеринбурге он продолжает регулярно проводить творческие встречи.
Деятельность Николая Коляды оказала огромное влияние на современный театр и драматургию. Его театр, фестивали, образовательные проекты и постановки формируют уникальное культурное пространство, которое продолжает вдохновлять новые поколения актеров, режиссеров и драматургов.
Николай Коляда всегда подчеркивал, что творческий человек не может оставаться в стороне от общественных процессов. Он считает, что размышляющий гражданин должен участвовать в жизни страны, высказывать свою позицию и способствовать культурному развитию общества.
Перед президентскими выборами 2012 года Коляда вошел в состав екатеринбургского «народного штаба» Владимира Путина, поддержав его кандидатуру. Вскоре после этого он стал членом Общественной палаты Свердловской области, где возглавил комиссию по культуре. Эта работа позволила ему не только защищать интересы театрального сообщества, но и способствовать развитию культурных инициатив в регионе.
Несмотря на свою готовность к взаимодействию с властью, Коляда признавал, что не умеет с ней «дружить» и предпочитает говорить открыто о проблемах. В 2020 году он встретился с заместителем губернатора Свердловской области Павлом Крековым. Главной темой разговора стала поддержка «Коляда-театра», который после пандемии коронавируса столкнулся с серьезными финансовыми трудностями. Обсуждались возможные механизмы бюджетного финансирования и даже вариант передачи части театра под государственный патронаж, что могло бы облегчить его содержание.
Эти шаги демонстрируют стремление Николая Коляды не только сохранить свое творческое детище, но и найти баланс между независимостью и государственной поддержкой, обеспечив устойчивость театра в сложные времена.
Личная жизнь Николая Коляды остается в тени, поскольку режиссер и драматург предпочитает не афишировать свои отношения. У него нет жены и детей, а на вопросы о личных делах он отвечает уклончиво. Этот аспект его биографии остается закрытым для широкой публики, что неизменно вызывает интерес со стороны СМИ, но не находит подтвержденных фактов.
Несмотря на сдержанность в вопросах личной жизни, Коляда активно делится событиями из своей профессиональной деятельности в социальных сетях. На своих страницах он публикует фотографии и видеоматериалы с репетиций, премьер, театральных фестивалей и встреч с коллегами. Через эти записи можно проследить творческий процесс постановок и ощутить атмосферу, царящую в «Коляда-театре».
Такое присутствие в социальных сетях позволяет драматургу поддерживать связь со зрителями, поклонниками и коллегами, а также продвигать новые проекты, оставаясь при этом в рамках своей творческой самодостаточности.
В 2024 году Николай Коляда оказался в центре общественного резонанса из-за отказа убрать актера «Коляда-театра» Олега Ягодина из московских постановок. Два года ранее артист был оштрафован на 40 тысяч рублей за антивоенное высказывание, что повлекло за собой отмену нескольких концертов группы «Курара», в которой Ягодин является вокалистом. Однако участие актера в театральных спектаклях не подвергалось ограничениям.
Перед гастролями в московском театре «На Страстном» организаторы потребовали заменить Ягодина. Николай Коляда категорически отказался, подчеркнув, что с технической стороны это возможно, но делать этого он не станет из принципиальных соображений. Он заявил, что готов отказаться от гастролей в Москве, если для их проведения необходимо идти на такие уступки.
Этот случай стал еще одним примером того, как Коляда последовательно отстаивает свою позицию, несмотря на возможные репутационные и финансовые последствия. Его театр, как и прежде, остается пространством творческой свободы, а сам режиссер не допускает вмешательства в художественный процесс.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.