Николай Сличенко – знаменитый певец, режиссер, актер театра и кино, прославившийся ролями в фильмах «Свадьба в Малиновке», «Мой остров синий».
Вряд ли в нашей стране найдется человек, незнакомый с творчеством Николая Сличенко. Спектакли и фильмы с его участием пользуются огромной популярностью. Песни и романсы в исполнении этого артиста можно слушать часами – настолько точно певец умеет передавать всю глубину чувств, которые владеют им. Его называют настоящим гуру, бережно сохраняющим и продолжающим национальные традиции цыган. Сличенко является основателем курса подготовки цыганских актеров в ГИТИСе.
Николай Сличенко родился 27 декабря 1934 года. Его родители были оседлые цыгане-сэрвы. Так называется крупная этническая группа цыган, много лет назад переселившаяся на территорию России и Украины из Сербии и Румынии. У этих цыган есть свои особенности: они легко приспосабливаются к новым условиям жизни, стремятся к оседлости, до революции многие сэрвы служили в казачьих войсках. Родители Николая не нарушали традиций предков, они работали в одном из колхозов под Белгородом, растили пятерых детей.
Война нарушила привычный уклад жизни, немцы продвигались так стремительно, что большая семья не успела вовремя уехать в безопасное место. На оккупированных территориях немцы старательно зачищали землю от «недочеловеков», к которым они причисляли и цыган. Отца большого семейства, Алексея Сличенко, убили прямо на глазах его жены и детей. Эта страшная картина навсегда сохранилась в памяти семилетнего мальчика.
После войны осиротевшее семейство Сличенко работало в деревне под Воронежем. Работа в колхозе была тяжелой, но после трудового дня молодежь всегда находила время для песен и танцев.
Николай пел и плясал так самозабвенно, что взрослые часто заводили с ним разговоры о театре «Ромэн», где бы обязательно пригодился такой талант. Мысль о цыганском театре, у истоков создания которого стоял сам Анатолий Луначарский, все чаще посещала юношу. Чтобы уехать в Москву, нужны были деньги, у колхозников их не было. Тогда родственники Николая собрали по дворам зерно, продали его, и на вырученные деньги отправили талантливого юношу в «Ромэн».
Парень явился в театр с восходом солнца, стал стучать в закрытые двери. Но начальство и актеры пришли только в десять часов. Во время прослушивания шестнадцатилетнего паренька зал был полон зрителей – участников спектакля, у которых только что закончилась репетиция. Юноша пел и танцевал до тех пор, пока не услышал громкий возглас из зала: «Вот и пришла моя замена!» Это сказал знаменитый Сергей Шишков, ведущий актер театра, который сразу понял, насколько талантлив Николай. Именно Шишков станет наставником Сличенко, которого тут же приняли в труппу. Он был самым младшим, но очень способным актером, быстро заучил наизусть все мужские роли из репертуара «Ромэн».
Сначала Николай выступал в массовке, затем ему стали доверять эпизодические роли. Желая скорее показать свой талант, однажды он даже уговорил своего наставника, Сергея Шишкова, притвориться больным. Он убедил старшего товарища, что не подведет его, потому что давно выучил роль Лексы в «Четырех женихах» наизусть. Шишков согласился на эту авантюру и она дала возможность юному актеру проявить себя. Совсем скоро он стал играть Дмитрия в «Грушеньке» вместе с Лялей Черной и Иваном Ром-Лебедевым.
Он играет Чанго в телеспектакле «Ломанный кнут», в «Плясунье» без всяких проблем перевоплощается в дедушку. При этом успешный молодой актер прекрасно понимает, что ему необходимо учиться. Он занимается самообразованием, много читает, учится в вечерней школе, поступает в ГИТИС, продолжая работать в театре. Попав на курс Андрея Гончарова, Сличенко постигает актерское мастерство. В 1972 году он получает диплом о высшем образовании.
Во время учебы Николай сыграл множество больших ролей – Василя в «Цыганке Азе», Марко в «Дочери шатров», Николая в спектакле «Родился я в таборе». После этого были роли в постановках «Горячая кровь», «Кабачок «Макрель». Более 60 спектаклей с участием Сличенко было сыграно на сцене родного театра. Но его талант всегда был разноплановым, он выступает и как режиссер. Под его руководством поставлен целый ряд спектаклей, среди них особенно выделяются такие яркие постановки, как «Огненные кони», «Птицам нужно небо», «Мы — цыгане».
Песни Николай пел с раннего детства. Уже тогда он покорял слушателей чудесной белозубой улыбкой, незабываемым тембром и силой мощного голоса. Самыми лучшими песнями в исполнении Николая Сличенко критики называют «Письмо матери», «Очи черные». За несколько минут слушатели этого исполнителя переживают всю жизнь героя, которую он показывает им своим волшебным голосом.
Николай с детства научился виртуозно играть на гитаре, он уверен, что этот талант передался ему от матери, которая была настоящим самородком – могла играть на любых инструментах без всякого обучения и знания нотной грамоты.
Николай считает – щедрость души русского и цыганского народа ярко выражается в песне. У нас много общего, именно поэтому русские люди так трепетно относятся к цыганским песням, их страсть, печаль и невероятная мелодичность глубоко волнует русского человека. Со своими песнями артист объездил весь мир, его тепло принимали даже в тех странах, где никогда не бывало цыган, например, в Японии. Но актер считает — так тонко чувствовать цыганскую песню могут только в России.
Сличенко — яркий театральный актер, однако у него есть несколько серьезных ролей в кино, после которых он получил широкую, всесоюзную известность. Первый фильм, в котором снимался Сличенко, был интернациональным. Это картина «Олеко Дундич» (1958), производства СССР — Югославия. В фильме рассказывается, как знаменитый сербский революционер сражается с белогвардейцами. Николаю в этой картине досталась роль цыгана, он играл вместе с Михаилом Пуговкиным, Валентином Гафтом.
Далее был фильм «Трудное счастье» (1958), где Сличенко также играет роль цыгана. Это история о тяжелом периоде Гражданской войны. Главный герой картины – цыганенок Николай Нагорный, отбившийся от родного табора. Играть эту роль доверили юному Михаилу Козакову. Через два года Сличенко получил роль в еще одном фильме под названием «В дождь и в солнце».
Всесоюзную известность Сличенко обрел после участия в фильме «Свадьба в Малиновке» (1967). В этой яркой музыкальной комедии он играет роль красного кавалериста Петри, с первого взгляда влюбившегося в красавицу Яринку. Фильм пользовался огромным успехом, фотографии актеров, снимавшихся в нем, долго не сходили с обложек журналов. В 1972 году на экраны вышел фильм «Мой остров синий». Это музыкальная картина, где Сличенко одновременно выступает режиссером и исполняет главную роль.
В его фильме-спектакле «Мы – цыгане» (1986) снимаются все актеры театра «Ромэн». В «Военно-полевом романсе» (1998) Николай Алексеевич появился на киноэкране в последний раз. В этом же году на Площади звезд в Москве загорелась именная звезда знаменитого цыганского актера. Это событие стало настоящим праздником для цыган.
У Николая Сличенко было два брака. Его первой супругой стала Сетара Казымова, с которой он вместе работал в театре «Ромэн». В этом союзе у актера родился сын Алексей.
Второй супругой Николая стала Тамилла Агамирова, азербайджанка по национальности. Ее отец, никогда не одобрявший межнациональные браки, сделал исключение из-за глубокого уважения к Сличенко. У Николая и Тамиллы двое детей – Тамилла и Петр.
Дочь Тамилла стала актрисой театра «Ромэн». У актера пять внуков, один из них – Николай Сличенко-младший был участником «Фабрики звезд-3», закончил ГИТИС.
Николай Сличенко считает себя удивительно везучим и счастливым человеком. Он добился небывалых высот в профессии, имеет хорошую, крепкую, дружную семью. Его успехи можно объяснить природным талантом и неиссякаемым трудолюбием, присущим этому человеку. По характеру он очень мягок и добр, эти черты Николай унаследовал от своей матери, которую часто называли святой женщиной за ее необыкновенную кротость и незлобивость.
Комментарии
дааааа
Ушли в прошлое спектакли театра"Ромэн" на телевидении...Очень хотелось бы видеть встречи и с Николаем Алексеевичем,и с тетральными постановками театра.
Очень нравится!
Сын Брежнева
Правда что Николай внебрачный сын Брежнего?