Олег Нестеров — советский и российский музыкант, поэт, певец и композитор, продюсер, телеведущий, писатель. Лидер московской группы «Мегаполис» (вокал, гитара) и проекта «Капелла берлинских почтальонов», глава рекорд-лейбла «Снегири-музыка».
Олег Нестеров родился 9 марта 1961 года в Москве. Детство его прошло в условиях необычного образовательного опыта: он обучался в специализированной школе с преподаванием на немецком языке. Именно в этой среде, насыщенной академическим и культурным влиянием, он впервые столкнулся с иностранной литературой и музыкой, которые оказали на него сильное впечатление. В старших классах ему представилась редкая для советского школьника возможность — поездка в Германию, где он еще глубже проникся западной культурой.
После окончания школы Нестеров выбрал более практичное направление — поступил в институт связи и информатики. Получив диплом, он некоторое время работал на телефонной станции. Однако эта деятельность не приносила удовлетворения, и вскоре Олег принял решение изменить жизненный вектор. Этот шаг стал поворотным: он создает свой первый самостоятельный концертный проект.
Чтобы эффективно выстраивать взаимодействие с присоединившимися к нему музыкантами и развивать собственную музыкальную речь, Нестеров прошёл обучение в студии джазовой импровизации. Именно там он освоил основы музыкального мышления, импровизации и сценической организации, которые позднее легли в основу его многолетней творческой практики.
Начав карьеру в 1985 году как лидер группы «Мегаполис», Олег Нестеров быстро проявил себя как универсальный артист: он выступал в качестве вокалиста, инструменталиста, композитора и фронтмена. Его авторские композиции определили узнаваемый стиль группы, а одно из концертных произведений в 1990-е годы удостоилось престижной премии «Золотой граммофон».
Постепенно отточив звучание собственного коллектива, Нестеров расширил поле деятельности, занявшись продюсированием. Он основал фирму «Снегири-музыка», ставшую одной из ключевых независимых студий 1990–2000-х годов. Среди её первых резидентов были такие артисты, как Маша Макарова, Найк Борзов, Алина Орлова и группа «Ундервуд». В общей сложности лейбл выпустил более ста разнообразных релизов, охватывающих широкий спектр музыкальных направлений. В 2000 году на базе «Снегирей» появился сублейбл «Легкие», благодаря которому широкой публике стала известна группа «Нож для Frau Muller».
В числе других значимых открытий Нестерова — проекты «Весна на улице Карла Юхана», Игорь Вдовин и Олег Костров, а также экспериментальный электронный ансамбль, использовавший архивные материалы с радиостанций. Результатом стали выпуски Easy USSR и Easy USSR part II, собранные из записей советской эпохи. Эти издания пробудили интерес к ретроспективной работе с музыкальным наследием: так появилась компиляция «Первая гитара в СССР» и другие проекты на стыке архивного поиска и современного звука.
Продюсерская работа вдохновила Нестерова на более глубокое осмысление культурных процессов. В телепередачах «Люди времени», «По волнам моей памяти», «Жизнь как в кино» и «Золотой винил» он исследовал феномен ностальгии и влияния звёзд прошлого на современную музыкальную сцену. Эти программы стали попыткой восстановить утраченные нити связи между эпохами.
В 2006 году он дебютировал как писатель с музыкально-историческим романом Юбка, посвящённым формированию эстетических вкусов в нацистской Германии. Позднее его альтернативная проза Небесный Стокгольм получила признание критиков и была номинирована на премию в категории «Писатель года».
В 2010-х Нестеров инициировал проект «Капелла берлинских почтальонов», в котором исполнялись переведённые на русский язык довоенные немецкие песни с сохранением оригинальных партитур. Параллельно он стал писать музыку для кино и начал преподавать. Его курс в Международной столичной школе бизнеса был посвящён стратегиям в сфере креативных индустрий. Также он читал лекции в Московском государственном университете и работал с лабораторией института коммуникаций Wordshop, исследуя механизмы культурной трансляции в современной медиа-среде.
В 2014 году Нестеров совместно с музыкантами «Мегаполиса» приступил к масштабному исследовательскому проекту, посвящённому музыке к неснятым и забытым советским фильмам. Так родилась пластинка Из жизни планет — мультиформатная работа, представленная как двойной альбом и театральное представление. Здесь он выступил не только как продюсер, но и как поэт, воссоздав в тексте и звучании атмосферу утраченного кинематографа.
Олег Нестеров предпочитает не выносить частную жизнь на публику. В интервью он избегает обсуждения семейных тем и крайне редко делится личными фотографиями в социальных сетях — будь то «ВКонтакте», «Твиттер» или «Инстаграм». Известно, что он женат на Наталье, с которой воспитал дочь Елену. Девочка с ранних лет проявляла интерес к творчеству, во многом вдохновлённая деятельностью отца.
К 2019 году публичная активность группы «Мегаполис» заметно сократилась: концерты проходят реже, поскольку основное внимание Нестеров сосредоточил на работе с другими артистами. Он продолжает заниматься продюсированием и одновременно работает над новым альбомом коллектива. На официальном сайте группы в числе актуальных релизов размещён клип на композицию «Три спички» — музыкальную адаптацию текста французского поэта Франсуа Превера, что подчёркивает устойчивый интерес Нестерова к культурному наследию Европы и его стремление к интернациональному диалогу в искусстве.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.