Ольга Васильевна Лепешинская — советская балерина, педагог и общественный деятель, прима-балерина Большого театра, народная артистка СССР, одна из самых выдающихся фигур в истории советского балета.
Ольга Васильевна Лепешинская родилась 15 (по новому стилю 28) сентября 1916 года в Киеве, который переживал бурные события предреволюционного времени. Ее семья происходила из старинного дворянского рода с польскими корнями. Отец, Василий Лепешинский, был инженером и занимал видное положение как специалист в строительстве мостов.
Судьба Ольги была предопределена ранним интересом к танцам: она начала двигаться в ритме музыки еще до того, как научилась ходить. На одном из летних отдыхов ее выступление заметила супруга театрального художника, которая настоятельно рекомендовала родителям развивать в девочке талант. Однако отец считал танцы легкомысленным занятием, мечтая о том, чтобы дочь выбрала инженерное дело или медицину. Тем не менее мать поддержала стремление Ольги к искусству, и девочке удалось отстоять свое желание.
Путь к Государственному балетному училищу оказался непростым: на первых порах преподаватели сочли, что маленький рост и недостаточно изящные ноги не подходят для балета. Ольге пришлось заниматься дополнительно, чтобы улучшить физическую подготовку. Её решительность окупилась: вскоре она смогла заменить заболевшую балерину, а после окончания училища, в возрасте всего 17 лет, была принята в Большой театр.
В юности Ольга Лепешинская активно участвовала в общественной жизни. Как рьяная комсомолка, она скрывала своё аристократическое происхождение, избегала кружевных воротников и другой одежды, ассоциировавшейся с дворянством. Позже она стала депутатом Городского совета и вступила в ВКП(б), что стало важным шагом в её политической карьере. Эти факты её биографии показывают не только личную стойкость, но и умение адаптироваться к эпохе, находясь на передовой культурной и социальной жизни.
Ольга Васильевна Лепешинская сразу привлекла внимание публики, дебютировав в роли Лизы в балете Жана Доберваля «Тщетная предосторожность». Однако наибольшую известность ей принесла роль Суок в постановке «Три Толстяка» Игоря Моисеева, где она виртуозно воплотила характер героини. Примечательно, что от партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» артистка отказалась, посчитав, что не обладает необходимыми качествами для полного слияния с образом.
Перед войной Лепешинская исполнила еще одну знаковую роль — Китри в «Дон Кихоте». Её мастерство отличалось не только технической точностью и элегантностью, но и уникальным темпераментом. Легендарный вальс Морица Мошковского, исполненный вместе с Петром Гусевым, стал символом её бесстрашия и стремления к новаторству. Знаменитый прыжок «на рыбку» вызвал восторг публики и закрепил за Лепешинской славу балерины, готовой на риск ради искусства.
Особое место в карьере танцовщицы занимало внимание Иосифа Сталина. Её часто ставили на сцену Большого театра, когда он присутствовал в зале. В 1941 году Лепешинская была удостоена Сталинской премии за вклад в развитие балетного искусства.
С началом Великой Отечественной войны Лепешинская выразила желание отправиться на фронт, но ей предложили пройти курсы медсестер. В эвакуации в Куйбышеве она продолжала работать, передавая заработок в помощь армии. Там же прошла премьера «Алых парусов» по мотивам повести Александра Грина, где она блестяще исполнила роль Ассоль.
После войны одной из первых премьер с её участием стал балет Сергея Прокофьева «Золушка». Вслед за ним Лепешинская блеснула в «Пламени Парижа» и «Красном маке», роли в которых принесли ей государственные премии. В 1951 году она стала последним артистом, удостоенным звания «Народный артист СССР» при Сталине. На протяжении десятилетий её творчество оставалось востребованным как в СССР, так и за рубежом, а фотографии балерины украшали обложки мировых журналов.
В 1954 году карьеру Лепешинской омрачила серьезная травма: она сломала ногу во время исполнения главной роли в «Красном маке». Несмотря на тройной перелом, артистка завершила первый акт, но потеряла сознание за кулисами. После восстановления она продолжала выступать вплоть до 1963 года.
Педагогическая деятельность стала важной частью её жизни после ухода из активной карьеры. Потеря зрения после смерти третьего мужа вынудила её пройти лечение за границей. Итальянские врачи помогли восстановить зрение, и Лепешинская начала преподавать. Её уроки пользовались популярностью в Италии, Германии, Австрии, Швеции, США и Японии. Почти десятилетие она провела, обучая артистов Берлинской оперы, а также преподавала в престижных учебных заведениях.
Лепешинская занимала активную позицию в общественной жизни. Она возглавляла организационные комитеты балетных конкурсов, работала президентом Русской хореографической ассоциации и занимала посты в Центральном доме работников искусств. Более пятидесяти лет она руководила приемной комиссией ГИТИСа. На телевидении артистка выступала в роли комментатора, а в 2004 году дала содержательное интервью Владимиру Васильеву, бывшему художественному руководителю Большого театра. Этот диалог вошёл в документальный фильм «Диалог с легендой».
Хотя Лепешинская не оставила собственных мемуаров, её биография подробно представлена в книге театрального критика Александра Солодовникова «Солисты балета. Ольга Лепешинская».
Личная жизнь Ольги Лепешинской была насыщена яркими, но непростыми событиями. Первым супругом балерины стал кинорежиссер Илья Трауберг, с которым она рассталась перед началом Великой Отечественной войны. Союз, казалось, был недолговечным, но он сыграл важную роль в ее жизни, открывая для Лепешинской круг творческой интеллигенции.
Второй муж, генерал-лейтенант Министерства государственной безопасности Леонид Райхман, оказался фигурой, связанной с политическими бурями того времени. В 1951 году он был арестован, и Ольга Васильевна столкнулась с тяжелыми последствиями. Лаврентий Берия лично запретил ей интересоваться судьбой супруга, что привело к ее исключению из партии и общественных организаций. Однако благодаря поддержке Иосифа Сталина, по слухам, ей удалось сохранить карьеру. Через год Райхман был освобожден, но их брак восстановить не удалось: опасения за карьеру балерины перевесили личные чувства.
Настоящим испытанием судьбы стал для Лепешинской третий брак с генералом армии Алексеем Антоновым, начальником Штаба Объединенных вооруженных сил. Их знакомство произошло в 1956 году после кремлевского приема: Ольгу Васильевну забыл забрать служебный автомобиль, и Антонов предложил подвезти её. Это стало началом их романтической истории, которая завершилась браком. Однако счастье оказалось недолгим: неожиданная смерть Антонова от разорвавшегося тромба стала для балерины настоящим ударом, поставившим точку в её сценической карьере.
Несмотря на трудности, личная жизнь Лепешинской отразила её стойкость и умение сохранять внутреннюю гармонию, даже в самых сложных обстоятельствах.
Ольга Васильевна Лепешинская ушла из жизни в возрасте 92 лет, 20 декабря 2008 года, в своей квартире в Москве. После кремации её прах был захоронен на 5-м участке Введенского кладбища в одной могиле с близкой подругой Ариадной Москаленко, умершей за полтора месяца до неё. Этот совместный покой символизировал тесную связь, которая связывала их на протяжении многих лет.
Личная жизнь Лепешинской, наполненная сценическими триумфами, не принесла ей счастья в семейной сфере. У неё не было детей, а финальные годы жизни сопровождались неоднозначными обстоятельствами, связанными с наследством. Уникальная квартира на Тверской-Ямской улице, стоимость которой превышала миллион долларов, и остальное имущество артистки перешли Вячеславу Борульнику, бывшему сотруднику спецслужб, который помогал Лепешинской и Москаленко в старости. Смерть обеих женщин и процесс наследования привлекли внимание Генеральной прокуратуры. Однако расследование не выявило нарушений, и обстоятельства остались неоспоримыми с юридической точки зрения.
Эта последняя глава жизни балерины вызвала множество вопросов у современников, став своеобразным финальным аккордом в её биографии, где триумфы на сцене сочетались с личными драмами и сложными жизненными обстоятельствами.