Ольга Матешко — советская и украинская актриса театра и кино, удостоенная звания Заслуженной артистки Украинской Советской Социалистической Республики. Её талант и профессионализм завоевали признание как в Украине, так и за её пределами.
Наиболее известной ролью Ольги Матешко стала образ смелой летчицы из знаменитого фильма Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”».
Ольга Матешко впервые увидела свет 26 октября 1947 года в небольшом поселении Гостомель, находящемся в пределах Киевской области, в годы, непосредственно следующие за окончанием Второй мировой войны. Её родители, представители рабочего класса, вскоре радовались появлению второго ребенка, мальчика по имени Анатолий.
В ходе одного из интервью брат Ольги, Анатолий, поделился воспоминаниями о том, как его сестра брала на себя значительную часть обязанностей по его воспитанию. Она не только ежедневно отправляла его в школу, но и помогала преодолевать школьные трудности, а также выступала миротворцем в спорных ситуациях, в то время как их родители были заняты на работе. Эти обстоятельства сплотили брата и сестру, поэтому неудивительно, что Анатолий впоследствии тоже выбрал творческий путь, вдохновленный примером Ольги.
С ранних лет Ольга чувствовала неотвратимое призвание к искусству. Еще будучи ребенком, она активно участвовала в культурной жизни своего населенного пункта, выступая на сцене, где она исполняла песни, танцевала и декламировала стихи. С возрастом ее увлеченность только усилилась, что привело ее к поступлению в театральный кружок, где она смогла проявить себя в актерском мастерстве, участвуя в различных постановках.
По завершении школьного обучения Матешко без колебаний отправилась покорять Москву, где ей удалось с первого раза поступить в Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК), завоевав признание в престижном учебном заведении. Ее успехи вдохновили младшего брата Анатолия, который также решил связать свою жизнь с искусством, последовав за сестрой в Москву, а затем и получив специализированное образование, сначала в Киеве, а потом и переквалифицировавшись в режиссера после обучения на московских Высших курсах.
В процессе обучения в ВГИКе Ольга Матешко стала ученицей знаменитых Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова, что существенно повлияло на ее дальнейшее творческое развитие. Получив диплом в 1969 году, она открыла для себя двери в мир большого кино, начав свою карьеру на киностудии имени Александра Довженко, где ей предстояло реализовать свой актерский талант в художественных фильмах.
Зарождение экранной деятельности Ольги Матешко пришлось на год после того, как она вступила в ряды работников киностудии. Начало 1970-х годов ознаменовалось для нее участием в съемках кинопроизведения «Город первой любви», в рамках которого она воплотила на экране образ комсомолки в новелле «Сталинград — 1929 год».
Следом за этим Матешко исполнила ряд других ролей, которые, однако, в основном носили эпизодический характер. Так, ее вклад в создание киноленты «Севастополь» остался невидимым для зрителей, поскольку ее имя не было упомянуто в титрах, подобно ее участию в фильме «Право и прыжок». Тем не менее, Ольга не унывала и продолжала активно сниматься, что в конечном итоге привело ее к заслуженному признанию.
Прорывом в ее карьере стала роль в кинокартине «В бой идут одни “старики”», кастинг на которую Ольга прошла с первой попытки. Ей предстояло сыграть смелую и отважную Зою, персонаж, основанный на реальной истории летчицы Надежды Поповой, награжденной званием Героя Советского Союза. Вдохновением для одной из сцен послужили воспоминания Поповой о том, как мужчины-солдаты были поражены, увидев, что у женщин-военных орденов оказалось больше, чем у них.
В интервью Матешко не раз отмечала, что работа над фильмом сопровождалась исключительно теплым и дружелюбным настроением, залогом которого стали не только усилия режиссера, но и мастерство актерского состава, включая многих выдающихся деятелей советского кинематографа. Интересен факт, что изначально роль лейтенанта Смуглянки предназначалась для брата Ольги, однако из-за занятости в других проектах он смог появиться лишь в эпизодической роли.
Фильм «В бой идут одни “старики”» снискал широкую популярность и признание, войдя в число культовых произведений советского кино и получив множество наград. Ольга Николаевна признавалась, что пересмотрела данную ленту более пятидесяти раз, каждый раз снова переживая события вместе с персонажами. Этот проект принес ей всенародную славу.
Несмотря на продолжение активной съемочной деятельности, Матешко больше не удавалось получить столь же яркие и запоминающиеся роли. Впрочем, в ее фильмографии появились такие заметные работы, как «Рожденная революцией» и «Д’Артаньян и три мушкетера».
Первую главную роль актриса исполнила в начале 1980-х годов, сыграв Евгению в комедии «Женщины шутят всерьез» под режиссурой Константина Ершова, где ей сопутствовали такие актеры, как Леонид Филатов, Ирина Мельник и Михаил Светин.
В 1990-х годах Матешко стала появляться на экранах все реже, а к середине десятилетия временно отошла от актерской карьеры. Однако с началом нового века она вернулась к съемкам, преимущественно участвуя в украинских кинопроектах. В 2018 году состоялась премьера нескольких мелодрам с ее участием, после чего, согласно мнению поклонников, актриса решила уйти на заслуженный отдых.
Жизненный путь Ольги Матешко оставляет глубокий след в сердцах тех, кто знаком с её творчеством. Встреча с будущим мужем, Александром Итыгиловым, в стенах родного ВГИКа ознаменовала начало истории любви, которая, казалось, могла противостоять любым испытаниям. Их связь, полная глубоких чувств и «высокой химии», была не просто романом, но слиянием двух сердец, двух творческих начал.
Свадьба в Киеве, в скромной квартире родителей, стала символом их любви и надежд на совместное будущее. Рождение сына Саши добавило их жизни новых красок и смыслов, укрепив их союз. Однако счастье оказалось хрупким: трагедия на Чернобыльской АЭС стала роковым поворотом судьбы для Александра, который, не думая о последствиях, отправился снимать катастрофу, чем подписал себе смертный приговор. Саркома легких оборвала его жизнь, оставив Ольгу и их сына перед лицом бездны горя и одиночества.
Смерть мужа стала испытанием для Ольги, которое она приняла с достоинством, не позволив обстоятельствам сломать себя. Переезд в США, работа в академии и на телеканале для украинских эмигрантов — все эти шаги были направлены на поиск нового смысла жизни и возвращение к творческому началу, заложенному в ней судьбой.
Сын Ольги, Александр младший, продолжил семейную традицию, связав свою жизнь с кинематографом. Возможность работать с сыном, возвращение в Россию и участие в кинопроектах стали для Ольги новым этапом в жизни, в котором она снова обрела радость творчества и материнской гордости.
Долгое время Ольга хранила молчание о своей личной жизни после потери мужа, пока не призналась, что встретила человека, ставшего для нее опорой и поддержкой в лице скрипача Сергея Рябцева. Это знакомство дало ей возможность снова почувствовать себя любимой и нужной, открыв перед ней новую страницу в книге жизни.
В настоящее время Ольга Николаевна Матешко ушла из мира кино, однако ее вклад в кинематограф продолжает вызывать восхищение и интерес у зрителей, которые не устают пересматривать фильмы с ее участием. Несмотря на отсутствие новых работ, память о достижениях и таланте актрисы живет в сердцах ее многочисленных поклонников и коллег по цеху.
Особенно важными моментами для фанатов являются значимые даты из жизни актрисы, которые они тщательно отслеживают и почитают. Так, в октябре 2022 года Ольга Николаевна отметила свой внушительный юбилей — 75-летие. Этот знаменательный день не остался без внимания: коллеги по кинематографической сфере и верные поклонники актрисы тепло поздравили ее с этой датой, демонстрируя свою любовь, уважение и признательность за годы, посвященные искусству.
Комментарии
Пишите о Матешко, а фотография Заклунной…
На первой фотографии Валерия Заклунная