Павел Оганезович Арсенов

Павел Арсенов — биография


Павел Арсенов — советский и российский актер и кинорежиссер, известный своими работами в художественном и научно-популярном кино.

Ранние годы

Павел Оганезович Арсенов родился зимой 1936 года в Тифлисе (ныне Тбилиси). Детство будущего режиссера пришлось на тяжелые годы войны, когда в городе ощущался голод и дефицит продуктов. Его отец был ремесленником, и семья жила скромно. С ранних лет мальчик проявлял упрямый и волевой характер, часто вступал в стычки со сверстниками и ребятами постарше. Несмотря на трудности, именно в эти годы у Арсенова зародился интерес к искусству кино.

В школьные годы особое впечатление на него произвел фильм-сказка Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1940), который показывали на экранах в военное время. Картина стала для подростка символом доброго и чудесного мира, противопоставленного суровой реальности. Арсенов неоднократно пересматривал ленту и в дальнейшем отмечал, что именно она повлияла на его желание связать судьбу с кинематографом.

Павел Оганезович Арсенов
Павел Арсенов в молодости

После окончания школы Павел поступил в Тбилисский геологоразведочный институт. Однако будущая профессия геолога не вдохновляла юношу, и он вскоре оставил учебу. Воспоминания о впечатлениях от фильмов подтолкнули его к решению приблизиться к миру кинопроизводства. Он устроился на киностудию «Грузия-фильм», где получил первый практический опыт. Работа на студии оказалась переломным моментом: Арсенов окончательно определился с выбором жизненного пути и связал себя с киноиндустрией.

Следующим этапом стала Москва. Арсенов поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). Его педагогом был известный режиссер Григорий Львович Рошаль, под руководством которого студент получил фундаментальные знания о профессии. Одновременно Арсенов работал на Центральной студии научно-популярных фильмов, что давало ему практику и позволяло знакомиться с реальной работой кинопроизводства.

Еще до окончания вуза Павел Арсенов успел проявить себя в кино как ассистент режиссера. Одним из его ранних проектов стала помощь в работе над фильмом «Приключения Кроша» (1961), снятым Александром Миттой по мотивам повести Анатолия Рыбакова. Этот опыт стал важным шагом к самостоятельной режиссерской деятельности.

Начало карьеры

Получив диплом режиссера во ВГИКе в 1963 году, Павел Арсенов поступил на работу на киностудию имени М. Горького. Первые проекты ограничивались короткометражными фильмами: так появились его ранние работы «Подсолнух» и «Лелька». Уже через несколько лет, в 1967 году, он представил зрителям первую полнометражную картину «Спасение утопающего». Опыт работы на киностудии позволил молодому режиссеру обрести уверенность и подготовил его к более масштабным проектам.

Павел Оганезович Арсенов

Актерский дебют Арсенова состоялся раньше — в 1960 году. Он исполнил роль кочегара в фильме «Голоса нашего квартала». Этот эпизодический образ запомнился зрителям как воплощение честности и силы духа. Несмотря на то что основным направлением его деятельности стала режиссура, Арсенов продолжал эпизодически появляться на экране, что помогало ему лучше понимать профессию актера и выстраивать работу с исполнителями в собственных постановках.

Развитие режиссерского стиля

Каждая новая работа открывала для режиссера новые возможности. В 1969 году Арсенов снял фантастическую ленту «Король-олень» по пьесе Карло Гоцци. В 1973 году на экраны вышел фильм «И тогда я сказал “нет”», действие которого происходило в послевоенном Тбилиси. Картина содержала автобиографические мотивы: режиссер использовал в ней воспоминания собственного детства. Вслед за этим появился музыкальный фильм-сказка «Вкус халвы», закрепивший его репутацию мастера детского кино.

Павел Оганезович Арсенов
Режиссер Павел Арсенов

Однако Арсенов не ограничивался только жанром сказки. В 1978 году он снял драматическую картину о первой любви — «Смятение чувств». Через год зрители увидели фильм «С любимыми не расставайтесь», в котором сыграли Александр Абдулов и Ирина Алферова. Участие реальной семейной пары придало картине особую искренность и сделало ее заметным событием в советском кинематографе.

«Гостья из будущего»

К середине 1980-х годов Арсенов получил признание как режиссер, способный работать и с фантастическим материалом, и с психологической драмой. Настоящим триумфом стала работа над телефильмом «Гостья из будущего» (1984), созданным по мотивам повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Лента рассказывала о приключениях школьников и девочки Алисы Селезневой, прибывшей из будущего. Сюжет поднимал вопросы дружбы, честности и выбора, близкие советским подросткам.

Павел Оганезович Арсенов
Павел Арсенов на съемках «Гостья из будущего»

Процесс съемок сопровождался трудностями: ограниченный бюджет, технические проблемы и разногласия со студийным руководством. Тем не менее Арсенов сумел реализовать проект. На роль Алисы выбрали Наталию Гусеву, для большинства других юных исполнителей это был дебют. Среди взрослых актеров участвовали Наталья Варлей, Вячеслав Невинный и Михаил Кононов. Телефильм стал культурным явлением, вызвал волну детских игр «в Алису» и дискуссий в школах.

Воодушевленный успехом, режиссер продолжил тему, сняв в 1987 году «Лиловый шар». Однако картина не повторила триумфа «Гостьи из будущего», хотя и демонстрировала тщательную режиссерскую работу. Тем не менее оба фильма закрепили за Арсеновым репутацию одного из главных создателей советского детского фантастического кино.

Поздние годы

В конце 1980-х годов Горьковская киностудия прошла через реорганизацию и разделение на творческие объединения. Павел Арсенов возглавил объединение «Ладья», продолжив работать над собственными проектами. Его последней крупной работой стал фильм «Волшебник Изумрудного города» (1994), основанный на классической сказке Александра Волкова.

Павел Оганезович Арсенов

Интерес к его наследию сохранялся и спустя десятилетия. В 2024 году вышел фильм «Сто лет тому вперед», который многие восприняли как попытку переосмыслить знаменитое произведение Арсенова. Этот факт подчеркнул, что созданные им образы и сюжеты продолжают оставаться частью культурной памяти.

Личная жизнь

Первый брак Павла Арсенова был связан с актрисой Валентиной Малявиной. Их знакомство произошло на съемках короткометражного фильма «Подсолнух». В тот период Малявина состояла в браке с Александром Збруевым, однако открыто призналась мужу в новой привязанности. Вскоре она и Арсенов оформили отношения официально. Их союз воспринимался как яркий и эмоциональный: молодой режиссер проявлял к супруге внимание и заботу.

Павел Оганезович Арсенов

Семейная жизнь оказалась непростой. Рождение ребенка в 1970-е годы завершилось трагедией — их дочь скончалась от инфекции вскоре после появления на свет. Потеря тяжело сказалась на обоих, отношения начали рушиться. Вскоре супруги расстались, и Валентина Малявина связала свою жизнь с актером Александром Кайдановским.

Второй брак Павла Арсенова состоялся в 1976 году. Его избранницей стала Елена, которая была значительно моложе режиссера. В отличие от первого опыта, этот союз оказался прочным: Елена сопровождала мужа в профессиональной деятельности и поддерживала его в бытовых вопросах. В 1980 году у пары родилась дочь Елизавета, которая стала главным радостным событием в жизни Арсенова в зрелые годы.

Последние годы и смерть

В конце 1990-х годов Павел Арсенов постепенно отстранился от активной работы в кино. Причиной стали проблемы со здоровьем, которые не позволяли ему сохранять прежний ритм деятельности и полноценно заниматься новыми проектами. Несмотря на желание продолжать творческую работу, режиссер вынужден был отказаться от участия в крупных кинопроцессах.

Павел Оганезович Арсенов
Могила Павла Арсенова

Летом 1999 года Павел Оганезович скончался. Точная причина смерти в открытых источниках не указывается. Похоронен он на Щербинском кладбище Москвы. Могила режиссера стала местом памяти для почитателей его творчества, среди которых особенно много тех, кто вырос на фильмах «Гостья из будущего» и «Лиловый шар».

Избранная фильмография

Актёр

  • 1960 — Голоса нашего квартала
  • 1967 — Треугольник
  • 1983 — Комета

Режиссёр

  • 1967 — Спасите утопающего
  • 1969 — Король-олень
  • 1973 — И тогда я сказал — нет…
  • 1975 — Вкус халвы
  • 1977 — Смятение чувств
  • 1979 — С любимыми не расставайтесь
  • 1984 — Гостья из будущего
  • 1987 — Лиловый шар
  • 1994 — Волшебник Изумрудного города

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Павел Оганезович Арсенов?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя