Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей – французский киноактёр и кинорежиссёр. Известен по фильмам «Высокий блондин в черном ботинке», «Игрушка», «Невезучие», «Папаши».
Пьер Ришар обладает неповторимым шармом и колоссальным артистическим обаянием. Он был одним из самых популярных французских актёров в СССР. Пик его популярности пришёлся на 1970-1980-е годы, когда на экраны вышли фильмы «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Игрушка», «Невезучие» и «Папаши».
Пьер Ришар (полное имя — Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей) родился 16 августа 1934 года в Валансьене, в семье богатого текстильного промышленника. Потомок аристократического рода, его отец Леопольд Дефе ещё до рождения ребёнка промотал всё своё состояние, основном делая ставки на скачках. Когда Пьеру было три года, он бросил жену, оставив сына на попечение своего отца, который жил на севере Франции.
Его дед, набожный католик, несмотря на то, что был богат, отдал внука в обычную школу-пансион для детей простых работяг и крестьян. Детей из пансиона только на выходные забирали домой, а всю неделю они находились там. Ришар вызывал неприязнь у детей из бедных семей – его привозили в школу на лимузине, он хорошо был одет. Чтобы завоевать симпатию своих сверстников, он пытался их рассмешить ужимками и небылицами.
Вне школы ему запрещалось общаться с простолюдинами, тоскливые выходные проходили в особняке деда, обнесённым высоким забором. Единственной отдушиной тогда были его побеги к другому своему деду, который был простым моряком и отличался весёлым добрым нравом итальянца. Они вместе ловили рыбу. Именно ему Пьер поведал о своих мечтах стать актёром. Тот души не чаял во внуке и единственный из всей родни поддержал желание Пьера. Когда Ришару было 12 лет, дед умер. Лишённый поддержки, подросток находил развлечение в том, что стал устраивать импровизационные домашние представления и декламировать стихи. Излюбленным героем этих представлений был Сирано де Бержерак. Домашним нравилось наблюдать за происходящим, но они все были против его стремления стать актёром.
Ришар всё чаще стал сбегать с уроков, чтобы посмотреть в кинотеатре какую-нибудь комедию.
Он увлекался джазом – собирал пластинки и даже самостоятельно пытался научиться играть на трубе. Его кумиром стал американский танцор и комик Дэнни Кэй. Ришар пересмотрел все фильмы с его участием и часто пытался повторить перед зеркалом движения актёра.
А ещё он был влюблён в актрису Марину Влади и в своих мечтах представлял встречу с ней. Через много лет это произошло, но Ришар так и не признался, что она была когда-то предметом его волнений.
В 18 лет Пьер Ришар ослушался родных и уехал в Париж. Там он посещал драматические курсы Шарля Дюллена (Charles Dullin), а стажировку проходил у Жана Вилара, который возглавлял Национальный народный театр (TNP). В театре Ришару всё время давали второстепенные роли, а ему страстно хотелось самовыражения.
Вместе со своим другом, Виктором Лану, Ришар стал выдумывать небольшие скетчи и выступать с ними театрах-кафе и театрах-кабаре в Латинском квартале. Однажды они показали свои миниатюры в престижном мюзик-холле «Бабино» и сорвали аплодисменты. Актёр неплохо двигался. Он даже чуть было не попал в труппу знаменитого Мориса Бежара. Правда, то, что Ришар показал на просмотре, ничем не напоминало балет, но маэстро отметил пластичность и музыкальность актёра.
В те времена Ришар и сочинил для себя образ нескладного рассеянного недотёпы, который в дальнейшем стал в своём роде его визитной карточкой в кино.
Работая на подмостках кабаре, Пьер Ришар втайне надеялся, что когда-нибудь он попадётся на глаза какому-нибудь режиссёру, который пригласит его в кино. Так и произошло.
Первым опытом Пьера Ришара в кино была эпизодическая роль студента художественной студии в фильме про Амадео Модильяни «Монпарнас, 19» (1958 год). Актёра даже не указали в титрах, но зато он оказался на одной площадке со знаменитым Жераром Филипом, исполнявшим главную роль.
Крёстным отцом Ришара в кинематографе стал режиссёр Ив Робер. Именно он открыл особенного актёра и стал снимать его в своих картинах. Хотя это знакомство стало подарком судьбы, наверное, для обоих.
Сначала это был фильм «Блаженный Александр» (или «Счастливчик Александр») (1967 год). Но в 1972 году вышла комедия «Высокий блондин в чёрном ботинке», которая положила начало триумфального шествия героя Ришара Франсуа Перрена по ниве французского кинематографа, поскольку у фильма, снискавшего колоссальную популярность, было продолжение, и не одно. Нелепого чудака Перрена Ришар сыграл пять раз.
Ещё одного чудика, вечно влипающего в разные нестандартные ситуации, Франсуа Пиньона, он сыграл дважды, уже в фильмах Франсиса Вебера.
«Высокий блондин в черном ботинке», «Игрушка» (1976 год), «Невезучие» (1981 год), «Папаши» (1983 год), «Беглецы» (1986 год), «Ужин с придурком» (1998 год) – это всё фильмы, созданные по уникальным сценариям Вебера, ставшего большим другом Пьера Ришара.
Именно комедия «Игрушка» принесла Ришару мировую популярность – этот фильм полюбили и в Европе, и в Америке, и в СССР. Идея фильма возникла у Вебера за пятнадцать лет до того, как фильм был снят. Будучи журналистом, Вебер имел привычку подмечать всё вокруг. Однажды у витрины одного универмага он приметил сценку, в которой состоятельные родители потакали всем капризам своего малыша. Был написан небольшой рассказ. А когда этот сюжет попался на глаза Ришару он настоял на том, чтобы Вебер написал сценарий. Эта комедия стала режиссёрским дебютом Франсиса Вебера и продюсерским проектом Пьера Ришара.
На съёмках фильма «Невезучие» сложился неповторимый комический дуэт Ришара и Жерара Депардье. Неловкому неумехе нашёлся уверенный в себе антипод. По ходу фильма персонажи Ришара и Депардье попадают в абсурдные ситуации, благодаря контрастности героев.
В комедии «Папаши», где блистательный дуэт выстрелил снова. Пьер Ришар придал своему герою Пиньону новые черты, которые режиссёр изначально даже не закладывал. Являясь отменным комическим актёром, Ришар всегда играет некий подтекст: его герои не просто смешные, они немного грустные, немного печальные, в них есть какая-то усталость, поэтому они вызывают не только смех, но и сочувствие.
В 1984 году Ив Роббер и Ришар вновь встретились, на этот раз на съёмках проекта «Близнец». В этой комедии положений актёр исполнил сразу две роли – Маттиаса и его вымышленного брата Маттье, и из-за путаницы с братьями возникает масса смешных нелепых моментов.
В успешные годы Ришара, многие режиссёры французского кинематографа стремились заполучить его в свои фильмы. В 70-е и 80-е годы проблем с предложениями у актёра не было. Особенно удачно Ришар сработался с режиссёром Клодом Зизи в картинах «Он начинает сердиться» (1974 год) и «Не упускай из виду» (1975 год), «Короли шутки» (1985 год).
Не менее успешными были работы Ришара в комедиях Жерара Ури «Укол зонтиком» (1980 год), Эдуара Молинаро «Налево от лифта» (1988 год), Моше Мизрахи «Гвоздоед» (1988 год) с Шарлем Ознавуром и многих других.
Актёр любит Россию и неоднократно приезжал в нашу страну. Он побывал не только в столице, но и на Дальнем Востоке, Урале, и на Волге, снимался в фильмах «Тысяча и один рецепт влюблённого кулинара» (1996 год), «Лето, или 27 потерянных поцелуев» (2000 год) и в комедийном сериале «Парижане» (2006 год), в котором исполнил роль учителя труда в небольшой деревеньке под Тамбовом с названием Париж.
За главную роль в картине грузинского режиссера Наны Джорджадзе «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара» Ришар получил приз кинофестиваля в Карловых Варах.
В 2000-х актёр стал играть совсем невесёлых героев – такими были бродячий артист в фильме «Без семьи» (2000 год) и Робинзон Крузо в одноимённом фильме (2003 год).
Актёр уже снимался намного реже, но продолжал выходить на театральную сцену. Со своими постановками он побывал во многих странах. Российским зрителям довелось увидеть спектакли: «Убийство в Вальпараисо» «Пьер и сын» и «Страсти по Ришару» театра «Алеф», в котором Пьер Ришар работает с 1996 года.
В 2015 году, спустя почти 30 лет, актёрский дуэт Пьера Ришара и Жерара вновь порадовал зрителей на премьере фильма «Агафья» по мотивам рассказов А.П. Чехова.
В романтическом фильме «Мистер Штайн идет в онлайн» (2017 год) актёр сыграл пожилого вдовца, который в социальных сетях находит новую любовь. Сам актёр, по его признанию, далёк от интернета. Он пытался пользоваться Facebook для общения и у него не очень-то получилось, но зато сумел освоить приложение WhatsApp, чем очень горд.
В 2017 году вышла ещё одна картина, в которой снялся Ришар – «Малыш Спиру». Там он играет трогательного дедушку, переживающего за внука, которого грозятся определить в специализированный пансионат.
В 2018 году Ришар снялся в комедиях «От семьи не убежишь» и «Мадам Миллс, идеальная соседка». В 2019 году – в «Старых хрычах» и «Всё из-за девушек». Актёра до сих пор довольно часто приглашают сниматься, но он всё больше отказывается. И виной тому не возраст, а «ужасные сценарии».
На счету Ришара восемь режиссерских работ.
В 1970 году он впервые выпустил фильм как режиссер и сыграл в нём главную роль. Герой его кинокомедии «Рассеянный» Пьер Малаке похож на тех нелепых персонажей, которых ему предстояло сыграть в фильмах Робера и Вебера.
Если внимательно смотреть авторские фильмы Ришара, то делается понятным, что они носят изобличительный характер. Так вторая работа Ришара-режиссера «Несчастье Альфреда» (1971 год) осуждает задуривание людей посредством телевидения. А картиной «Я ничего не знаю, но все скажу» (1973 год) он обличает торговцев оружием.
Бесспорным успехом Пьера Ришара в 1988 году стал документальный фильм об Эрнесто Че Геваре «Расскажите мне о Че». Фильм был представлен на Х фестивале Нового Латиноамериканского кино и горячо обсуждался. В картину вошли воспоминания людей, близко знавших Че Гевару, а также кадры кинохроники. Замысел этого фильма Ришар вынашивал около 20 лет. Он считает, что герой кубинской революции близок ему по духу.
В 2004 году на Монреальском фестивале комедийного кино «Все ради улыбки» (Just for Laughs) Пьер Ришар получил награду за вклад в развитие кино.
В 2006 году от Французской киноакадемии он получил премию «Почётный Сезар».
Личная жизнь Пьера Ришара неизбежно привлекает внимание прессы. Актёр очень влюбчив и рядом с ним всегда находилась очень красивая женщина, которая отвечала ему взаимностью.
Ришар был женат четыре раза. Из них официально только два.
Первой женой актёра была балерина парижской «Гранд Опера» Даниэль Минацолли. Они поженились в 1960 и прожили вместе двадцать лет, воспитав двоих сыновей. Оба их сына музыканты. Оливье –саксофонист, выступает в группе «Blues Trottoir», снимается в сериалах и играет с отцом в спектакле «Страсти Ришара». Кристоф – контрабасист. В 1991 году вместе с отцом он снимался в фильме «Витание в облаках». В 2018 году Ришар передал Кристофу бразды правления своей винодельней.
После развода избранницей Ришара была актриса Мюриэль Дюбрюль.
Потом он увлёкся марокканкой Айшей.
В настоящее время Ришар женат на бразильской топ-модели Сейле Ласерда. Она младше мужа почти на тридцать лет.
Супруги вместе уже двадцать лет, и Пьер всё никак не верит своему счастью. Когда они познакомились, Сейла с трудом говорила по-французски и понятия не имела, что он звезда, потому что не видела ни одного фильма с его участием. Но между ними пробежала такая мощная искра, что влюбленные понимали друг друга и без слов.
С 80-х годов Ришар жил на барже, пришвартованной к берегу Сены. Благодаря Сейле, он продал баржу и переехал в прекрасную квартиру в центре Парижа.
У актёра есть своя кинокомпания «Фиделин фильм», ресторан «Au Pied de Chameau» и виноградник в Южной Франции, который он приобрёл по совету Депардье. На его винодельне производится розовое вино под названием «Chateau bel Eveque». Туда часто приезжают туристы, чтобы купить бутылку с автографом хозяина.
Ришар является автором нескольких книг: «Маленький блондин в большом парке» (1989 год), «Как рыба без воды» (2003 год) и «Почтовые привилегии» (2008 год). Кроме того, он написал несколько сказок для детей.
У звезды растут три внучки и один внук. Из-за плотной занятости когда-то, он мало времени уделял подрастающим сыновьям. И теперь компенсирует этот пробел общением с внуками, старается видеться с ними как можно больше.
Лучший друг Пьера Ришара — актёр Жерар Депардье.
Его любимый вид спорта – лыжи. Актёр не ездит на автомобиле, а до сих пор, как в молодые годы, гоняет по Парижу на мотоцикле.