Петр Вельяминов один из любимейших советских актеров, народный артист РСФСР. Наиболее известен по ролям «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов».
Известный советский актер и подлинный любимец публики Пётр Вельяминов родился в 1926 году в российской столице. Во всех биографических источниках сообщается, что происходил он из знатного дворянского рода, который отслеживается вплоть до 11 века. Хотя в советские времена этот факт, скорее, стоило скрывать, нежели гордиться. Происходил он из семьи потомственных военных.
Мужчины в роду так или иначе были связаны с военной службой, и только Петру было суждено переломить эту традицию. Среди его предков множество известных воинов и военных медиков — людей, которые преданно служили Отечеству.
Будущий актёр всегда с теплотой вспоминал детство, радость от воспоминаний о котором во многом была сформирована уникальный домашней атмосферой. Он говорил, что отец его был нрава вспыльчивого, слыл человеком эмоциональным, но справедливым. А мать была мягкой женщиной с удивительной житейской мудростью, которая всегда направляла энергию отца в нужное русло, умело гасила конфликты и поддерживала в доме хорошую спокойную ауру. Впоследствии актёр, став самостоятельным, всячески стремился обустраивать жилье так, чтобы оно напоминало ему о детских годах, счастливом времени, тепле домашнего очага.
К сожалению, события начала прошлого века в России перемололи множество судеб, и трагедии не обошли стороной и семью Петра Вельяминова. В 1930 году, а по другим источникам в 1932 году, отца арестовали, поскольку установившаяся советская власть с крайним подозрением относилась к людям, имеющим дворянское происхождение, да еще и служившим в царской армии. Конечно, такое простить отцу актёра не смогли, и он был репрессирован, вынужден был строить Беломорканал в нечеловеческих условиях. Однако через 4 года ему удалось освободиться и выжить, вернуться к семье.
Вскоре последовала новая трагедия — началась Великая Отечественная Война, и отец, не дожидаясь повестки, отправился добровольцем на фронт, причём служил он в качестве рядового солдата, ведь всех военных заслуг и регалий его лишили.
В 1944 году он вновь был арестован несмотря на то, что честно защищал родину. Государство сочло нужным отправить его в ссылку еще на 10 лет. Также и мать была сослана на долгие годы. Всё это наложило отпечаток на характер и мировоззрение юного Петра, которого тоже арестовали в возрасте 16 лет сразу после окончания школы. Советская власть посчитала, что он, потомственный дворянин, слишком опасен. Но вменить что-то серьезное 16-летнему юноше, практически ребёнку, было нечего, поэтому в вину ему поставили «сочувствие антисоветским элементам». В общем-то, обычное и циничное обвинение, которое клеймом легло на многих граждан страны.
Так рухнули юношеские мечты. Молодой человек грезил о профессии архитектора, строителя и готовился к поступлению в архитектурный институт, но вместо экзаменов и институтской скамьи после окончания школы он оказался в лагере на севере России в Архангельской области. Ему, коренному москвичу, пришлось особенно тяжело расставаться с мечтой о хорошем будущем, достойной учебе в престижном заведении и оказываться среди таких же людей, судьбы которых безжалостно молола репрессивная машина.
Удар следовал за ударом. В лагере Пётр узнал, что кроме отца арестовали и его мать, отправив в ссылку. Не вынеся потрясений, молодой человек попытался покончить жизнь самоубийством и вскрыл себе вены, однако по счастливой случайности ему не удалось воплотить свой замысел полностью, и его спасли. Однако такой поступок ничуть не всколыхнул милосердие в сердцах лагерной администрации, и Пётр по-прежнему остался в числе арестованных, выполняя самую тяжёлую и неблагодарную работу.
За время лагерной жизни он очень похудел, буквально таял на глазах, а вес его составлял всего 47 кг. Ему поставили диагноз «дистрофия» и выявили множество других сопутствующих заболеваний, после чего отправили в лагерный лазарет, конечно, лишь на короткое время, стремясь как можно скорее вновь отправить его на стройку.
Старший брат его погиб на фронте в 1943 году, а сам актёр провел в лагерях в общей сложности 9 лет, его освободили только в 1952 году. Как он вспоминает, в самые тяжелые периоды ему помогали люди, порой случайные. Например, когда он лежал с дистрофией в лазарете, то руководила им женщина, с дочерью которой он учился в одной школе в Москве. Она с особым теплом относилась к юному заключенному и буквально вытащила его, выходила и сумела поставить на ноги.
В лагере Пётр перевелся в оркестр, в котором играли заключённые, имеющие музыкальные навыки. Он закончил музыкальную школу по классу скрипки, поэтому и был принят в импровизированной оркестр, сопровождавших заключенных на работу. Конечно, пребывание в музыкальном коллективе вовсе не означало, что существование в лагере будет более легким, напротив, в чём-то это было сложнее, ведь заключенные, работавшие физические, получали лучший паек.
Освободился Пётр Вельяминов в 1952 году, но к нормальной жизни он вернулся нескоро. По законам того времени, лица, отбывшие наказание, не имели права проживать в российской столице, даже если это их родной город. Пётр Вельяминов попал в Абакан, город, расположенный в республике Хакасия.
Факт пребывания в лагерях негативно влияет на всю последующую биографию человека, поэтому работу найти не удавалось, и чтобы хоть как-то сводить концы с концами, будущий актёр вынужден был еще несколько лет работать на лесоповале. И только после этого ему удалось устроиться в местный театр, поскольку к актерству он всегда тяготел.
Да, его не имели права принимать в театр ввиду «лагерной биографии», но за него замолвил слово один из чиновников министерства культуры, который разглядел в молодом человеке потенциал. Поэтому он был принят в труппу в виде исключения и с успехом влился в театральную жизнь, блистательно исполнив роль Максима Кошкина в знаменитой постановке «Любовь Яровая».
На сцене актёр был очень убедителен и вскоре его стали приглашать и в другие театры, в частности, он успел поработать в Тюмени, Перми, Екатеринбурге, Иваново, Дзержинске, Новочеркасске, Чебоксарах. Самым удачным для него считается период работы в Свердловском театре драмы, где его заметили Владимир Краснопольский и Валерий Усков — режиссёры, сценаристы.
Его они планировали задействовать в масштабной картине «Тени исчезают в полдень». Эта картина стала символом всего советского кинематографа. На одну из ролей был приглашен Пётр Вельяминов, он с блеском сыграл председателя колхоза. И это стало поворотным моментом в его судьбе. Фильм с оглушительным успехом прошёл на советских телеэкранах, транслировали его и в зарубежных странах. Актёра пригласили в Москву в «Современник», а затем он стал работать в Театре-Студии Киноактера. Собственно, это был не переезд в Москву после успешного кинодебюта, а возвращение на свою родину, ведь Петр Вельяминов родился в Москве и провел здесь всё свое детство вплоть до ареста.
Интересно, что в фильме «Тени исчезают в полдень» он сыграл настолько убедительно, что для простых зрителей стал большим сюрпризом факт, что сам актёр не глубокий провинциал, а коренной москвич.
Далее его пригласили сниматься в не менее культовом фильме «Вечный зов», который тоже сняли Владимир Краснопольский, Валерий Усков. Но лагерное прошлое по-прежнему мешало нормально жить актеру. Например, ввиду успеха фильма «Тени исчезают в полдень» актёров пригласили во Францию, но Пётр Вельяминов долго не мог получить разрешение на выезд именно из-за судимости, и только когда в дело лично вмешались высокие чины из КГБ, ему разрешили поехать вместе с другими актёрами.
Актер всегда был востребован несмотря на то, что в кино и театр он пришел в довольно позднем возрасте. В основном ему поручали роли отважных военных, романтических героев. Например, он превосходно сыграл в фильмах «Командир счастливой «Щуки», «Освобождение Праги» и многих других. Фактически, предложения сниматься сыпались на него как из рога изобилия.
90-ые годы также оказались нелегкими для многих артистов, часть из которых были вынуждены уйти из профессии и буквально перебиваться с хлеба на воду. Но к Петру Вельяминову судьба в этот период была благосклонна, ему удалось вернуть себе дворянское звание, а также он всерьез увлекся масонством, вступил в масонскую ложу в 1995 году.
В середине 90-ых он переезжает в Санкт-Петербург, где с успехом играет на сцене театра комедии имени Акимова и преподает театральное мастерство будущим актерам.
Его амплуа несколько поменялось. Конечно, пришлось отойти от роли военных и романтических героев, но он по-прежнему смотрелся колоритно, режиссеры видели его в образах видных политиков, криминальных авторитетов или, напротив, служителей закона.
В 2002 году ему было присвоено почетное звание «Человек года», за свою непростую жизнь он успел получить множество орденов, подтверждающих его великие заслуги в искусстве. Конечно, это происходило только после развала СССР, когда пришло время переосмысления трагической советской истории.
Интересно, что из-за того, что всю молодость он провел в лагерях, он так и не получил театрального актерского образования, фактически, являясь самородком в искусстве. Но даже это не помешало ему получить звание Народного артиста СССР в 1985 году, а перед этим, в 1976 году, он получил звание Заслуженного артиста СССР. Это лишь малая часть его наград и заслуг, которых у него множество.
«Я счастливый человек» — именно так говорил актер в своих интервью. Он был счастлив тем, что тяжёлая судьба не сломила его. Точнее, не тяжелая, а трагическая, наполненная испытаниями. Да, даже это не может сломить по-настоящему сильную личность. Последние годы жизни артист проживал в Санкт-Петербурге. К сожалению, в 2006 году у него стали появляться признаки серьёзной болезни — болезни Паркинсона. Умер он в 2009 году от осложнений, вызванных пневмонией, и похоронен в городе Санкт-Петербурге.
Комментарии
Красавец мужчина! Талантище! Трудная судьба! жаль рано ушел! светлая память!
Великий актер,маловато было серьезных ролей.Но даже одной в «счастливой щуке» хватило,чтобы запомнили надолго.
Это прекрасный артист,проникновенно исполнял свои роли,люди ему верили,сейчас такого уровня артистов НЕТ.
Напишите ваше мнение: Всегда очень нравилась игра этого актера, без наигранности и фальши, искренне и по настоящему правдиво, честно, выстрадано, без купюр, натянутости. Человек, артист с очень красивой доброй душой.
Замечательный талантливый актёр.Всегда нравился.🏅💜