Пьер Карден – гениальный французский кутюрье, признанный законодатель моды. Владелец брендов «Pierre Cardin», «Maxim», крупнейший собственник недвижимости во Франции.
Пьер Карден – не просто имя великого кутюрье и название самого узнаваемого бренда, но и знак высочайшего качества. Прославленный дизайнер стал для многих символом переменчивого, но прекрасного мира высокой моды.
Будущий модельер родился 2 июля 1922 года в коммуне Сан-Бьяджо-ди-Каллальта итальянской провинции Тревизо. Отец многодетного семейства Карденов в молодости был военным, а по завершению карьеры стал заниматься виноделием. Когда маленькому Пьеру исполнилось 2 года, семья перебралась во Францию.
Первые шаги к профессии своей мечты Карден сделал еще в юности, устроившись подмастерьем в ателье. В течение трех лет он набирался опыта, а после перебрался в курортный городок Виши, где стал полноценным портным по пошиву мужской одежды.
В двадцать с небольшим лет парень уже работал на профессиональном уровне. Решив, что пора показать миру свое мастерство, он отправился в Париж. В мировой столице моды талантливый мастер поработал в нескольких ателье, постепенно расширив круг знакомых, имеющих вес в дизайнерских кругах. Благодаря этим связям Пьер Карден получил свой первый крупный заказ – пошив коллекции костюмов для съемок картины «Красавица и чудовище». С этого момента творческая биография кутюрье навсегда была связана с миром высокой моды.
Вскоре Пьер получил должность главного художника модного дома «Кристиан Диор». Проработав на этом престижном посту около трех лет, он зарекомендовал себя энергичным новатором, которого не пугают смелые эксперименты. Именно на этот период пришлось появление «платьев-пузырей» и унисекс-одежды, что по тем временам считалось безумно провокационным.
Дизайнерские решения Кардена поначалу воспринимались в штыки и вызывали шепот неодобрения среди коллег. Однако, совсем скоро к модельеру выстроилась очередь из представителей высшего общества, которые желали носить только созданную им одежду. Пройдут годы, и Пьера Кардена назовут пионером модного авангарда и королем эпатажа. Действительно, его одежда и аксессуары были для тех лет более чем необычными и смелыми.
В середине прошлого века состоялся дебютный показ собственной коллекции мастера. Женскую одежду, представленную Карденом, ждал громкий успех: модницы всех возрастов не переставали восторгаться необычными моделями косого кроя, полуприталенными фасонами и яркими оттенками. Даже строгие модные критики, обычно скупые на похвалу, дали самые высокие оценки творчеству смелого кутюрье.
Мало кто знает, что появлению привычных сегодня очков, туник и одежды нестандартных фасонов мир обязан именно Пьеру Кардену.
Великий кутюрье был талантлив не только в моде, но и в бизнесе. Первый свой магазин дизайнерской одежды под названием «Eve» он открыл в середине 1950-х годов. Как понятно из названия, бутик предлагал наряды для женщин. Еще через три года состоялось открытие второго магазина «Adam», теперь уже для представителей сильного пола. Карден стал первым модельером, который предложил мужчинам одежду ярких расцветок и нестандартных фасонов. До середины XX века защитники слабого пола одевались преимущественно в наряды серых, черных и коричневых тонов. Это сейчас никого не удивит любая, даже самая смелая дизайнерская находка, а в то время все было иначе. Надо было иметь железную волю и бесстрашие, чтобы пойти вразрез устоявшимся традициям и стереотипам.
В своей любви к эпатажу мастер порой переходил все мыслимые и немыслимые рамки. Он запросто мог организовать модный показ непосредственно в бутике или даже на улице. Сейчас это совершенно нормальная практика, а в те годы считалось чем-то невероятным.
Открытие собственного модного дома Кардена состоялось в 1950 году. Это была самая главная мечта Пьера, к которой он шел долгие годы. Талант кутюрье уже никто не ставил под сомнение, а его одежду мечтали заполучить богатейшие модницы планеты.
Ведя дела модного дома, мастер показал жесткую коммерческую хватку. Весь процесс торговли он контролировал лично, не доверяя такие аспекты, как ценообразование никому, кроме себя.
Он стал одним из первых кутюрье, кто перестал игнорировать российский, китайский и японский рынки. Вслед за одеждой и аксессуарами под брендом «Pierre Cardin» модный дом стал выпускать парфюм, часы и кухонную утварь. Усилия Пьера дали плоды: его имя стало нарицательным, а фирменный логотип стал узнаваемым даже среди далеких от моды людей.
В конце 1950-х Карден посетил Японию, где его удостоили чести стать профессором колледжа дизайнерского искусства. В этот же период знаменитый модельер выпустил доступную широкому кругу потребителей коллекцию прет-а-порте. Модная общественность восприняла этот ход, как пощечину, а авторитетная французская ассоциация «Chambre Syndicale» даже вычеркнула его из своих списков.
В начале 60-х кутюрье организовал несколько показов одежды ярких тонов и неординарных фасонов. Со временем мастер немного обуздал буйство красок в повседневных коллекциях, согласившись, что не у каждого хватит смелости прийти на работу в ярком наряде. Решив немного уступить традиционным канонам, он открыл бутик классической одежды.
В 1966 году первооткрыватель авангарда в моде привез свои работы в Нью-Йорк. Успех был грандиозным – такого восторга со стороны общественности не ожидал даже сам Карден. Воодушевленный признанием, он открыл свой первый магазин в Америке. В этом же году в Германии мэтр был удостоен «Золотой прялки» — престижной награды в мире моды.
Под конец 1960-х одна из самых обсуждаемых тем в мире стал космос. Это десятилетие ознаменовалось полетом к звездам Юрия Гагарина, а вскоре и Нила Армстронга. Эти события взбудоражили великого кутюрье, отразившись в его коллекциях футуристическими мотивами.
Карден, являясь разносторонним человеком, интересовался не только модой: он обожал архитектуру и театр. В начале 70-х он стал владельцем парижского театрального комплекса, которому дал имя «Espace Pierre Cardin». Сцену этого театра почтили своей игрой многие знаменитые советские и западные актеры. Как признался в одном из интервью сам кутюрье, в детстве его мечтой была актерская профессия. Он даже был задействован в нескольких кинокартинах, правда, в эпизодах.
Самой яркой звездой, выступавшей со сцены «Espace Pierre Cardin», стала несравненная Марлен Дитрих. Модельер задался целью во что бы то ни стало привести ее в свой театр: переговоры с агентами актрисы продолжались почти два года. Немецкая кинодива капризничала – запрашивала баснословные гонорары и эксклюзивные условия работы. Карден согласился на все. Когда Дитрих наконец снизошла, началось успешное, но тяжелое для мастера сотрудничество.
Карден распорядился, чтобы после каждого выхода актрисы на сцену ее осыпали тремя сотнями алых роз. Когда срок контракта истек, кутюрье получил от своенравной красавицы послание с благодарностью за работу. Но к этому времени Пьера так измотали ее капризы, что он порвал письмо, не читая.
Еще одна жемчужина, которая украсила сцену Espace Pierre Cardin – советская балерина Майя Плисецкая. Вживую с ее творчеством он познакомился во время парижских гастролей Большого театра на спектакле «Кармен». Тонкая, изысканная танцовщица сразила француза наповал, навечно став его музой. Первым плодом их сотрудничества стал балет «Анна Каренина» с Плисецкой в главной роли. Для этой постановки мэтр создал 10 великолепнейших нарядов.
Кардену предстояло решить непростую задачу – сохранив красоту роскошных женских туалетов 19 века, сделать их практически невесомыми и удобными для танца. Гению это удалось, но его имя так и не появилось на театральных афишах – в СССР любое упоминание о Западе могло обернуться неприятностями. Помимо театральных, кутюрье создал для Примы несколько повседневных платьев.
В 1998 году Пьер посетил Москву, где его ждал подарок от Майи Михайловны – программа «Мода и танец», устроенная в его честь. На шоу демонстрировались сценические костюмы, созданные непревзойденным мастером. Смерть Плисецкой в 2015 году стала тяжелым ударом для Кардена.
Будучи уже в преклонном возрасте, мэтр продолжал развивать свой бренд. Выходили в свет новые коллекции, каталог на официальном сайте постоянно пополнялся. Сам Пьер был занят поиском новых путей развития своей империи.
В 2017 году вышло несколько коллекций Кардена, фото с показов которой быстро распространились в Сети. Время от времени мастер выставлял свое детище на продажу, объясняя этот шаг отсутствием наследников. Однако, покупатель не нашелся и по сей день. Вероятно, одна из главных причин – высокая стоимость, которую запросил художник.
В личной жизни гения было не меньшее буйство красок, чем в создаваемой им одежде. О своем интересе к сильному полу он особо не распространялся, но и не скрывал его наличия. Были в его судьбе и женщины, самой значимой из которых стала французская актриса Жанна Моро. На протяжении четырех лет она была неофициальной женой, предметом страсти и музой модельера. По словам самого Пьера, он боготворил и обожал эту женщину, и считал, что она была рождена специально для него. Даже расставшись, они сохранили теплые отношения и продолжали дружить вплоть до смерти Жанны в 2017 году.
Близким человеком мужского пола для мэтра стал французский модельер Андре Оливер. Они дружили, были верными союзниками в бизнесе и, как утверждалось в прессе, любовниками.
Комментируя свою личную жизнь, Карден заявлял, что он свободный человек и может себе позволить спать как с женщинами, так и с мужчинами.
В конце 2020 года мир узнал, что Пьера Кардена не стало. Он умер в возрасте 98 лет в больничной палате одной из французских клиник. О его смерти прессе сообщили близкие.
Уход гениального творца не остановил работу его детища – модного дома Pierre Cardin. Талантливые последователи мастера продолжают удовлетворять потребности ценителей моды, выпуская новые коллекции одежды, аксессуаров и обуви.
Комментарии
Он гений!