Полина Осетинская – известная отечественная пианистка. Получила молодежную премию «Триумф».
Полина Осетинская – самая одаренная юная пианистка Советского Союза собрала свой первый зал в шесть лет. И только спустя семь лет выяснилось, что такое стало возможно исключительно методике ее отца, очень жесткой, подавляющей любое инакомыслие. Девочку унижали и пытались сломать, и этими детскими воспоминаниями она потом поделится в своей книге «Прощай, грусть».
При воспоминании о детстве перед глазами Полины всегда возникает одна и та же картинка – она лежит на полу темной комнаты и горько плачет. Именно этими словами она начинает свою книгу. Когда пианистка приступила к ее написанию, она уже давно стала взрослой. В прошлом остался ребенок-вундеркинд, собирающий полные залы и постоянно страдающий от жестокости самого близкого человека – отца, который стремился сделать из дочери совершенство, не считаясь ни с чем и ни с кем.
Родилась Полина Осетинская в Москве 11 декабря 1975 года. На родах присутствовали не только доктора и акушеры, но и студенты-медики, проходившие практику. В книге Осетинской описан этот момент, она всегда шутила по этому поводу, и говорила, что с детства знакома с общественным интересом. Может быть по этой причине девочка не испытывала боязни ни перед публикой, ни перед сценой.
Звуки музыки Полина слушала еще в утробе матери, так как в их доме всегда звучала классическая музыка. Любимыми композиторами мамы – Елены Мантуровой, были Бах, Моцарт, Шостакович. Мама была красивой женщиной, всегда находилась в центре внимания любой компании. Вместе с мужем часто бывала в консерватории.
Полина младшая, третья дочь в семье Олега Осетинского. Когда она родилась, отец уже прославился среди московской богемы. Он был журналистом, писателем, автором сценария к картинам «Взлет», «Звезда пленительного счастья». Знали его и в музыкальной среде, он дружил с группой «Аквариум» и Майком Науменко.
Отец Полины сам когда-то мечтал о карьере пианиста, но из-за травмы пальца так и не смог воплотить свою мечту в жизнь. И тогда он решил, что сделает из своего ребенка великого музыканта. Вначале он предпринял попытку сделать звезду из своей старшей дочери Натальи. Но девочка, не в силах терпеть отцовское давление, просто сбежала из дома, за что ее всю жизнь звали «дочерью-бегуньей». После неприятного скандала, когда отец наговорил дочери много бранных слов, Наташа просто ушла из дома. Отец верил, что она одумается и вернется просить прощения, но девушка оказалась упорной, и больше ни разу не переступила порог отцовского дома. Об этом рассказала Полина в своей автобиографической книге.
После этого Олег Осетинский решил не испытывать судьбу, оставил в покое среднюю дочку Машу, и принялся «ваять звезду» из младшей – Полины. И, нужно отдать ему должное, не прогадал.
Полина начала обучаться в музыкальной школе с пяти лет. Никто даже не подумал спросить ее согласия. Девочка сильно испугалась, ей совсем не хотелось заниматься музыкой, и однажды она запротестовала. Вышла на середину дороги, и сказала, что не уйдет, пусть ее даже собьет машина, но на занятия она не пойдет. Но, не прошло и минуты, как она отпрыгнула на тротуар, испугавшись летевшего на нее автомобиля, и пошла на урок.
Потом в ее воспоминаниях возникает класс, с выкрашенными невнятным зеленым цветом панелями. Ноты, клавиши, безысходность и беспомощность. Она видит черное пианино и линейку, которой получала по рукам за каждую ошибку. С ней занималась мама, причем сидела рядом, и следила, как дочь выполняет упражнения, заданные отцом.
Спустя год Полина сдавала экзамены для того, чтобы продолжить обучение в подготовительном классе ЦМШ (Центральной музыкальной школы). Однако ее попытка закончилась провалом. Тогда отец пошел к преподавателю нотной грамоты, у которой училась дочь, и после их разговора женщину увезла скорая. Что случилось во время их беседы, как и осталось тайной.
После неудачной попытки поступления, Олег увез дочь в небольшую деревушку на Куршской косе, и заставлял заниматься на пианино каждый вечер. Он торопил Полину, она должна была овладевать нотами быстрее и быстрее. На первых порах девочка даже находила это занятие забавным, это была своеобразная проверка ее прочности. Именно в тот период она впервые дала концерт.
Второй концерт состоялся в Вильнюсе, его инициатором тоже был отец. Когда Полина вышла на сцену, пришло понимание, что она не на сцене поселкового клуба. Зал был битком набит настоящими музыкантами, доцентами и профессорами, которые с изумлением смотрели на юное дарование, появившееся на сцене в шортах и майке. Шестилетняя пигалица сыграла прелюдии Скрябина и «Романс» Моцарта, и за это получила от благодарной публики шквал горячих аплодисментов. Спустя много лет Осетинская скажет, что публика в зале так и не смогла определиться, кто перед ними – восходящая звезда или простая циркачка.
После десятков уроков с преподавателями ЦМШ, Полина смогла поступить в школу. К тому времени родители девочки развелись, и отец забрал ее к себе. Он имел собственное представление о питании ребенка, поэтому в доме не было ни кашек, ни другой нормальной еды. На завтрак девочке пришлось довольствоваться яблочным уксусом, разбавленным водой, витаминками и таблетками аскорбинки. На обед полузасохший сыр и мед, или не прожаренный антрекот. Ужин – стакан кефира или корка хлеба, но и это было не каждый день.
Осетинский присутствовал почти на каждом занятии дочери в ЦМШ, так он постоянно контролировал ее успехи. Это очень не нравилось педагогу Анаиде Сумбатян, и она отказалась заниматься с Полиной. Потом было еще много педагогов, которые сменяли друг друга очень часто. После отец решил, что будет учить дочь самостоятельно. Опытные педагоги пытались отговорить его, но он с презрением относился и к ним, и к их доводам.
Методика, которую отец применял в обучении дочери, называлась «дубль-стресс». Таким образом, он хотел задействовать мозг ребенка на всю мощность. Он не давал ей отдыхать, в перерыве между занятиями музыкой, она должна была прыгнуть 25 раз, при этом или поджимать колени или поднимать руки. Без отдыха и расслабления. Редкие дни, когда она могла отдохнуть, считались наградой за страдания.
В восемь лет Полина уже играла столько произведений, что хватило бы на 10-ти часовый концерт. Она все чаще выступала с концертами, но отцу и этого было мало. Он заставлял Полину звонить известным музыкантам, и просить их о совместном выступлении. Она не могла похвастаться успехами в обычной школе, на это просто не было времени. Полина даже мать видела крайне редко.
В девять лет Осетинская выступила вместе с оркестром Одесской филармонии, в зале не осталось ни одного свободного места. Тогда же девочка оставила ЦМШ, отец попытался обойти устав этого учебного заведения, разразился скандал. Олег перевел ребенка в музыкальную школу недалеко от дома.
Полина отправилась на гастроли в Прибалтику, давала интервью американским СМИ. Минкультуры официально приняло ее на работу, и Осетинская стала получать ежемесячно зарплату в сумме 18 руб.15 коп., как взрослый исполнитель. В 1988-м она отправилась на гастроли в Америку.
В одиннадцать лет девочку госпитализировали по скорой, у нее нашли больше двух десятков хронических заболеваний ЖКТ, причем, в стадии обострения. После этого она наконец-то узнала, что такое нормальное питание, ее кормили три раза, вареным и пареным, особенно на гастролях. Все понимали, что рискуют потерять мировую славу и миллионы.
Американское турне стало для отца девочки возможностью хорошо нажиться. Он требовал увеличения гонорара в два раза. Полина была в отчаянии, она уже не хотела заниматься музыкой, и планировала побег от отца.
За три недели до гастролей девочка сбежала. Взяла немного вещей, денег, любимую собаку, и пришла к знакомой своей мамы. Отец пытался найти беглянку, по всему городу рыскали его «агенты». Сидеть в квартире не хотелось, и Полина перебралась в деревню под Москвой.
Вскоре девочка перебралась в город на Неве, поселилась у знакомой – Киры Мержевской, матери троих взрослых сыновей. Там ее и вычислил отец. Он приехал, хотел силой вломиться в квартиру, но Мержевские вызвали милицию, и 13-летнюю Полину удалось спасти.
Потом Полина дала интервью журналисту Александру Невзорову для программы «600 секунд». Общественность была в шоке, мнения разделились, кто-то был на стороне девочки, кто-то поддержал отца.
Полина и ее мама понимали, что в Москве оставаться небезопасно. Они хотели эмигрировать в США, но отец грозился сжечь себя на Красной площади, и они остались.
После этого мама с дочерью поселились в интернате при консерватории. Туда с родителями не пускали, но им пошли навстречу, разрешили пожить два месяца.
После того, как Полина уехала от отца, в ее биографии произошли большие перемены. Она начала учиться у Марины Вольф, которая восполнила все пробелы в ее знаниях. Отец пытался вернуть дочь, уговаривал, угрожал, но она не хотела с ним даже встречаться. Несмотря на все это, девочка по-прежнему любила музыку.
Ее имя знали многие, поэтому приходилось играть хорошо, чтобы не разочаровать поклонников. Отец понял, что дочь больше не вернется под его опеку, и требовал от нее сменить фамилию. Полина очень старалась, она убеждала маму, что обязательно станет настоящим профессионалом, и просила ее просто потерпеть.
Олег Осетинский переключил свое внимание на других учениц, они даже выступали под его фамилией. Он до конца так и не смирился с тем, что дочь вышла из-под его контроля. Осетинского не стало 27 сентября 2020 года.
Полина продолжает профессионально заниматься музыкой. У нее все хорошо, женщина счастлива в личной жизни, она мама трех детей.
Она воспитывает своих детей совсем не так, как когда-то воспитывали ее. Пианистка считает, что дети должны сами решить, чем они хотят заниматься, без всяких принуждений и запугиваний. По поводу музыки она решила уже давно, если хотят, пусть играют, но ровно до тех пор, пока это приносит им удовольствие. Старшая дочь Осетинской училась игре на рояле, средняя девочка играла на арфе. Младший сын с удовольствием боксирует свою грушу. Все счастливы, потому что делают то, что им нравится. Как мать, Полина хотела бы видеть своих детей гармоничными личностями, интересующимися музыкой, спортом, литературой, искусством, но только по доброй воле, без всякого принуждения.
Комментарии
Все хорошо сейчас и слава Богу!Мой внучек имеет абсолютный слух,успешно закончил музыкальную школу.И все.Инструмент отдельно,способности отдельно.Теперь на первом месте-химия.И ладно.
Очень нравится её манера исполнения
Очень нравится. Характер сложный, детские травмы дают себя знать. Но МОЛОДЕЦ
она классная пианистка и красивая женщина
Ей очень повезла. Она была талантлива от рождения. Бог благословил её на труд и творчество. Чего -то достичь можно только трудом,что и было исполнено. Отец не деспот,таких судить надо. В любом случае Полина Осетинская состоялась,как музыкант. И стала счастливой обладательницей своей судьбы.