Раиса Куркина — советская и российская актриса кино и дубляжа, заслуженная артистка РСФСР.
7 октября 1927 года в маленькой деревушке Покровка, в рабочей семье Куркиных, на свет появилась девочка, которую назвали Раисой. Её родители трудились на местном заводе, и ни один из них не имел отношения к искусству. Однако именно от бабушки по отцовской линии и её брата Рая унаследовала свою страсть к культуре и искусству. Бабушка была признанной певицей деревни, чьё мастерство привлекало слушателей из соседних населённых пунктов, а её брат оставил поселение, чтобы присоединиться к странствующему театру, что было настоящим вызовом для устоев того времени.
Ранние годы своей жизни Раиса провела в Москве, где её детство было наполнено счастьем и беззаботностью. Её никто не обижал, не предавал, благодаря чему в ней сохранилась непоколебимая вера в добро и честность людей. Одним из самых ярких воспоминаний её детства было, как дедушка нес её на руках, тщательно укутанную в одеяло, под открытым голубым небом.
Когда Раисе едва исполнилось 13 лет, началась война. В этот момент она освоила свою первую профессию, устроившись работать в детский сад. После семи лет работы с дошкольниками, Раиса решила изменить свою жизнь, мечтая стать актрисой, и поступила в престижное Щукинское училище.
На вступительных экзаменах она так эмоционально и убедительно исполнила монолог несчастной Катерины из пьесы Островского «Гроза», что члены приемной комиссии были тронуты её искренностью и пригласили девушку уже на следующий день. Однако Раиса, вдохновлённая встречей с другом, который принёс книгу с иероглифами, утром решила поступить в институт востоковедения. В этом учебном заведении она также принимала участие в спектаклях рабочего театра вместе с такими актёрами, как Михаил Ульянов и Владимир Этуш, которые убедили её вернуться в Щукинское училище.
По завершении обучения в 1956 году Раиса начала свою творческую карьеру, присоединившись к коллективу Театра киноактера, где и продолжала своё артистическое развитие.
Ещё в студенческие годы Раиса Куркина дебютировала в кинематографе, получив свою первую эпизодическую роль в фильме 1955 года «Гость с Кубани», где она ярко воплотила образ комбайнерши. С этого момента она стала регулярно появляться на экранах, снимаясь почти каждый год.
В её обширной фильмографии значатся такие известные работы, как экранизация «Идиота» Федора Михайловича Достоевского, «Дети Памира» Леонида Мотылева, «Белорусский вокзал», «Звезда пленительного счастья», а также культовые «Афоня» и «Мимино». Особенно важное место в её карьере занимает легендарный фильм «Белое солнце пустыни», который в 2019 году отметил своё пятидесятилетие с момента закрытой премьеры.
В своих интервью Куркина не скрывала восхищения талантом своего коллеги по площадке Павла Луспекаева, который, несмотря на своё тяжёлое заболевание и ампутированные конечности, продолжал с героизмом и душевным теплом работать в кино. Для того чтобы помочь Раисе преодолеть застенчивость в сценах интимного характера, Луспекаев пригласил на площадку её дочь Иру, создав тёплую и дружескую атмосферу, что сильно сблизило актёров.
Раиса также с теплотой и уважением вспоминала своё сотрудничество с Нонной Мордюковой в фильме «Павлуха». Несмотря на то, что актрисы были очень разными по характеру и темпераменту, им удалось найти общий язык и даже разделить между собой чувство внутренней свободы.
До конца 1980-х годов Куркина активно работала с советскими режиссёрами, однако в постсоветское время её участие в российском кинематографе сократилось: только один фильм в 1996 году и два проекта в 2004 году, что отражает печальную тенденцию в её поздней карьере.
Первый брак Раисы с Борисом Скомаровским, театральным деятелем и основателем ТЮЗа в Челябинске, был заключен в молодости, когда она только начинала свой путь в институте. От этого союза у пары родилась дочь Ирина. Однако счастье было недолгим: вскоре после рождения дочери Раиса узнала о неверности мужа, что стало причиной их развода.
Несмотря на горький опыт, Раиса не потеряла веры в любовь. Второй брак с Владимиром Мотылем, который начался романтично на съемках фильма «Дети Памира», также обернулся разочарованием. После возвращения Мотыля к своей первой жене, Раиса пыталась сохранить отношения, но окончательный разрыв произошел, когда она нашла в кармане мужа письмо от другой женщины.
После развода Раиса столкнулась с другим испытанием, когда решила помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации. Её доверие было предано: человек, которому она открыла двери своего дома, оказался вором и исчез, унеся с собой ценности семьи. Позже, уже из тюрьмы, он написал Раисе, моля о прощении.
Раиса Семеновна Куркина, отпраздновавшая свое 90-летие в 2017 году, хотя и не снимается активно в кинолентах в последнее время, с радостью принимает приглашения на телевизионные передачи. В том же году актриса стала гостьей популярной программы «Сегодня вечером» на Первом канале, где она не только встретилась с коллегами по легендарному фильму «Белое солнце пустыни», но и воссоединилась с родственниками из Канады.
Спустя год, в 2018-м, Раиса Семеновна приняла участие в ток-шоу «Пусть говорят», где поведала зрителям о той высокой цене, которую приходится платить за успех в актерской профессии, раскрыв малоизвестные подробности и поделившись личным опытом из своей долгой и насыщенной творческой карьеры.
Ссылки