Роберт Энтони Плант — британский рок-вокалист, наиболее известный как фронтмен легендарной группы Led Zeppelin. После распада коллектива он продолжил успешную сольную карьеру, оставаясь влиятельной фигурой в мире музыки.
Роберт Энтони Плант родился 20 августа 1948 года в городе Вест Бромидж, Великобритания, но его детство прошло в Хэльсоуне, пригороде Бирмингема, который граничит с живописной сельской местностью Вустершира и Шропшира. Его отец, инженер Роберт Плант, мечтал о стабильной карьере для сына и видел его в роли бухгалтера, однако юного Роберта с ранних лет привлекала музыка. Он увлекался блюзом, вдохновляясь творчеством Роберта Джонсона и Сонни Боя Уильямсона, что со временем привело его к решению посвятить себя музыкальной карьере.
Плант учился в школе короля Эдуарда VI в Стоурбридже. В школьные годы он начал увлекаться разными музыкальными жанрами — от джаза и соула до ритмов Вест-Индии, что обогатило его музыкальные вкусы и повлияло на будущий стиль. Среди любимых групп его юности выделялись Love, Buffalo Springfield и Moby Grape, чьи эксперименты с мелодией и ритмом вдохновляли молодого исполнителя.
Окончив школу, Роберт Плант, под давлением родителей, начал изучать бухгалтерский учет. Однако скучная перспектива офисной работы не привлекала его, и он бросил учебу, чтобы самостоятельно искать свой путь. В юности он активно изучал музыкальную сцену Бирмингема, общаясь с местными исполнителями и выступая в небольших клубах. Этот период стал важным этапом его музыкального становления. Влияние блюза, джаза и других направлений легло в основу уникального вокального стиля Планта, который позже стал визитной карточкой группы Led Zeppelin.
Брошенный отчий дом не стал для Планта препятствием. Он брался за любые работы, чтобы обеспечить себя, одновременно посвящая всё свободное время музыке. Постепенно он стал частью музыкальной сцены Бирмингема, где его заметили другие исполнители и продюсеры, что впоследствии привело его к ключевым встречам, определившим его карьеру.
Роберт Плант впервые вышел на сцену в стоурбриджском клубе Seven Stars Blues Club, где проявил себя как вокалист. В этот период он участвовал в различных музыкальных коллективах, включая Crawling King Snakes, где впервые встретил Джона Бонэма, будущего ударника Led Zeppelin.
В 1966 году Плант стал солистом группы Listen, с которой ему удалось привлечь внимание CBS Records. Контракт с лейблом позволил записать три сингла, но они не получили коммерческого успеха. Однако этот опыт стал важным этапом в карьере молодого музыканта.
Значимым шагом для Планта стало участие в группе Band of Joy, в составе которой играли Джон Бонэм и гитарист Кевин Гаммонд. Группа приобрела популярность как на местной сцене, так и в лондонских клубах, но, несмотря на активную концертную деятельность и талантливый состав, не смогла подписать контракт с крупным лейблом. Летом 1968 года, оставив после себя несколько демо-записей, Band of Joy распалась.
После этого Плант сотрудничал с известным британским блюзменом Алексисом Корнером, одновременно выступая с группой Obs-Tweedle, где играл Билл Бонэм, двоюродный брат Джона. Несмотря на все усилия, Плант считал свои перспективы в музыке туманными. Всё изменилось благодаря распаду группы The Yardbirds, известной благодаря выдающимся гитаристам — Эрику Клэптону, Джеффу Беку и Джимми Пэйджу.
Менеджер Питер Грант и Джимми Пэйдж начали формировать новый состав группы, которая изначально называлась The New Yardbirds. Поначалу они рассматривали на роль вокалиста Терри Рида, но из-за контрактных обязательств он порекомендовал Роберта Планта. Увидев его выступление с Obs-Tweedle в колледже Уолсолла, Пэйдж и Грант были впечатлены. Взаимопонимание между гитаристом и вокалистом установилось сразу. Плант, в свою очередь, настоял на том, чтобы пригласить Джона Бонэма на место ударника.
Сформированный квартет, включавший также Джона Пола Джонса на бас-гитаре и клавишных, отправился в скандинавское турне под названием The New Yardbirds. После окончания гастролей группа приняла новое имя — Led Zeppelin. Их дебютный концерт состоялся 25 октября 1968 года, ознаменовав начало новой эры в истории рок-музыки.
С дебютного альбома Led Zeppelin I Роберт Плант зарекомендовал себя как выдающийся вокалист, быстро завоевавший симпатии как музыкальных критиков, так и широкой аудитории. Его мощный голос и яркая харизма стали важнейшими составляющими успеха группы. Плант получил признание среди своих современников и стал вдохновением для таких музыкантов, как Стивен Тайлер, Фредди Меркьюри, Пол Стенли, Эксл Роуз и Джефф Бакли. Их влияние нередко отмечали сами артисты, подчёркивая уникальность стиля вокалиста Led Zeppelin.
На втором альбоме группы, Led Zeppelin II, раскрылся талант Планта как автора текстов. Он черпал вдохновение из литературных произведений, в частности, из творчества Дж. Р. Р. Толкина. Такие композиции, как «Ramble On», «The Battle of Evermore» и «Misty Mountain Hop», содержат отсылки к «Властелину колец». Одновременно значительная часть его ранних текстов была тесно связана с блюзовой традицией и строилась на рок-формализме, что подчёркивало эмоциональную мощь музыки (например, «The Lemon Song» и «Black Dog»).
Для записи третьего альбома, Led Zeppelin III, Роберт Плант выбрал уединённый валлийский коттедж Bron-Yr-Aur, который помнил с детства. Альбом, насыщенный акустическими элементами, вызвал удивление у критиков, ожидавших более тяжёлого звучания, но он остался одним из любимых для самого вокалиста. Плант всегда стремился к усложнению аранжировок и внедрению новых музыкальных элементов, отказываясь следовать традициям хэви-метала.
Четвёртый альбом группы, Led Zeppelin IV, ознаменовал пик авторского мастерства Планта. Композиция «Stairway to Heaven» с её мистическим и многозначным текстом стала одной из самых знаковых в истории рока. Плант также экспериментировал с темами скандинавского фольклора в «No Quarter» и «Immigrant Song», а его интерес к мифологии и языческим мотивам нашёл отражение в «The Rain Song». Одной из его главных поэтических работ многие считают тексты к «Kashmir» и «Achilles Last Stand».
Исследование экзотических музыкальных культур стало важной частью творческого пути Планта. Впервые элементы индийской музыки появились в «Kashmir», а позже развивались в его сольных проектах и альбоме No Quarter: Jimmy Page and Robert Plant Unledded (1994).
На сцене Роберт Плант выделялся импровизацией, часто изменяя тексты песен или добавляя новые строчки. Его способность голосом подражать гитарным партиям (например, в «Dazed and Confused», «How Many More Times») и свободное, иногда нарочито ироничное поведение сделали его выступления незабываемыми. Импровизации и диалоги с аудиторией получили прозвище «плантации» (от англ. «plantations»). В сочетании с яркой внешностью и сценическим образом «рок-божества», который он иногда подчёркивал с юмором, это создаёт его уникальный образ. Одним из самых известных эпизодов стала его шутливая декларация с балкона гостиницы «Continental Hyatt House» в Лос-Анджелесе в 1975 году: «Я — златокудрый Бог!», что впоследствии было отражено в фильме Камерона Кроу «Почти знаменит» (2000).
Роберт Плант начал свою сольную карьеру в 1982 году с альбома Pictures at Eleven, который стал продолжением музыкальных традиций Led Zeppelin. В записи альбома участвовали выдающиеся барабанщики, включая Фила Коллинза, Бэрримора Барлоу, Кози Пауэлла и Ричи Хэйуорда. Сотрудничество с Коллинзом продолжилось и в следующем альбоме, The Principle of Moments (1983), где Плант смягчил звучание, выпустив такие мелодичные хиты, как «Big Log» и «In the Mood». Другими популярными композициями того времени стали «Little by Little» (1985), «Tall Cool One» (1988) и «I Believe» (1993), посвящённая его сыну Караку, умершему в 1977 году.
В 1984 году Плант сформировал супергруппу The Honeydrippers, в которую вошли Джимми Пэйдж и Джефф Бек. Группа выпустила два сингла — «Sea of Love» и «Rockin’ at Midnight», оба получившие высокие позиции в чартах. Однако, не желая ассоциироваться только с Led Zeppelin, Плант исключил из своего концертного репертуара их композиции.
Альбом Shaken ‘N’ Stirred (1985) стал неожиданным экспериментом в сторону нововолнового звучания с акцентом на электронные ударные и декоративные клавишные. Позднее Плант сотрудничал с Филом Джонстоном, который убедил его вновь включить песни Led Zeppelin в концертные программы. Итогом их совместной работы стали альбомы Now and Zen (1988), Manic Nirvana (1990) и Fate of Nations (1993), последний из которых был особенно успешным.
В 1994 году Плант объединился с Джимми Пэйджем для проекта Page and Plant, выпустив альбом «No Quarter», в котором классика Led Zeppelin приобрела восточный колорит благодаря участию арабских музыкантов. Альбом стал хитом, заняв четвёртую строчку в Billboard, однако их следующая работа «Walking into Clarksdale» (1998) не оправдала ожиданий, и проект был завершён.
Сольный альбом Dreamland (2002), записанный с группой Strange Sensation, включал каверы на блюзовые и фолковые композиции и получил признание критиков. В Mighty Rearranger (2005) Плант представил оригинальный материал, а оба альбома были номинированы на «Грэмми».
В 2007 году Плант выпустил совместный альбом с кантри-исполнительницей Элисон Краусс Raising Sand, который стал настоящей сенсацией, разойдясь тиражом более трёх миллионов копий. Альбом завоевал первое место в Billboard Top 200 и несколько наград «Грэмми».
В 2010 году вышел альбом Band of Joy, записанный в Нэшвилле с участием известных кантри-музыкантов, включая Бадди Миллера. Альбом получил высокие оценки критиков и показал Планта в новом амплуа.
Позже Плант продолжил сотрудничество с группой Sensational Space Shifters, с которой выпустил альбомы Lullaby and… The Ceaseless Roar (2014) и Carry Fire (2017). Последний альбом включал 11 треков, в том числе «Bluebirds Over The Mountain», записанный в дуэте с Крисси Хайнд из The Pretenders. Carry Fire вновь продемонстрировал творческую энергию Планта и его стремление к музыкальным экспериментам.
Роберт Плант, чья харизма и внешность покоряли публику не меньше, чем его вокальный талант, всегда привлекал внимание женщин. Его рост — 186 см — дополнялся эффектными сценическими образами, включая высокие каблуки и расстёгнутые рубашки. За такой стиль читательницы журнала Rock Scene даже наградили Планта шуточным титулом «Лучшие грудь в роке» в середине 1970-х.
В 20 лет Роберт впервые женился. Его избранницей стала Морин Уилсон, с которой он встречался несколько лет. Брак, по слухам, был скорее протестом против родителей, чем романтическим порывом. У пары родилось трое детей: дочь Кармен Джейн и сыновья Карак и Логан Ромеро. Семья пережила трагедию: в возрасте пяти лет Карак умер от редкой вирусной инфекции. Эта потеря глубоко потрясла Планта, и некоторые его песни, включая «I Believe», стали своего рода посвящением сыну.
Однако образ примерного семьянина не соответствовал жизни Роберта. Его многочисленные измены, включая роман с сестрой жены, Ширли, привели к разрыву с Морин. После развода он жил в гражданском браке с Ширли, которая родила ему ещё одного сына — Джесси Ли. Среди других его известных отношений была трёхлетняя связь с моделью Мишель Оверман.
Карьера Планта не раз оказывалась под угрозой из-за проблем со здоровьем. В 1973 году он перенёс операцию на голосовых связках, временно потеряв способность петь. Спустя несколько лет, в 1975 году, Роберт и Морин попали в серьёзную автокатастрофу на острове Родос, в результате которой музыкант оказался в инвалидной коляске с тяжёлым переломом ноги. На восстановление ушло два года, но Плант сумел вернуться на сцену, несмотря на все испытания. Этот период оставил заметный след как в его творчестве, так и в отношении к жизни.
На сегодняшний день в дискографии Роберта Планта насчитывается 11 студийных альбомов, последний из которых — Carry Fire — вышел осенью 2017 года. Этот альбом был записан совместно с коллективом Sensational Space Shifters, с которым Плант активно сотрудничает с начала 2010-х годов. Альбом получил высокие оценки критиков, а его глубокое и экспериментальное звучание ещё раз подтвердило готовность музыканта к новым поискам в музыке.
Зимой 2018 года на Первом канале был показан документальный фильм «Роберт Плант», созданный в рамках проекта солиста группы AC/DC Брайана Джонсона «Жизнь в дороге». В этом фильме Плант откровенно рассказал о своей жизни, судьбе Led Zeppelin и причинах, по которым легендарный коллектив так и не воссоединился после распада. Музыкант также поделился своими размышлениями о творчестве и личных исканиях, которые продолжают вдохновлять его и в преклонном возрасте.
Несмотря на возраст, Роберт Плант остаётся активным участником музыкальной сцены. Он продолжает записывать песни, давать концерты и активно общается с поклонниками через социальные сети, такие как Twitter и Instagram. Энергия и стремление к самовыражению делают его одной из самых узнаваемых и уважаемых фигур в истории рок-музыки.