Рой Орбисон – выдающийся американский музыкант, чье имя стало синонимом эмоциональных и глубоких баллад, покоривших миллионы сердец по всему миру. Его уникальный тембр голоса, сложные музыкальные композиции и эмоциональная глубина песен сделали его пионером рок-н-ролла и вечным символом музыкального искусства. Прозвище «Карузо рока» Орбисон получил благодаря своему вокальному мастерству, которое сравнивали с оперным исполнением. Его музыкальное влияние распространилось далеко за пределы рок-н-ролла, охватывая таких великих музыкантов, как Элвис Пресли, Джон Леннон и Мик Джаггер.
В отличие от многих своих современников, создававших образ силы и уверенности, Орбисон отдавал предпочтение передаче спокойствия, отчаяния и уязвимости. На сцене он всегда вел себя сдержанно, предпочитая темную одежду и свои знаменитые темные очки, что создавало впечатление загадочности и мистики.
Орбисон был признан не только как выдающийся исполнитель, но и как автор песен. Его включение в Залы славы рок-н-ролла и авторов песен Нашвилла подчеркивает его огромное влияние на мировую музыкальную культуру. Журналы Rolling Stone и Billboard удостоили его мест в списке величайших музыкантов и вокалистов всех времен, а его звезда на Голливудской аллее славы остается свидетельством его величия и непреходящего вклада в музыкальное искусство.
23 апреля 1936 года в городе Вернон, штат Техас, в семействе Надин, занимавшейся медицинской практикой, и Орби Ли, мастера по бурению нефтяных скважин и автомеханики, родился их второй сын Рой Келтон Орбисон. Музыкальные увлечения не были профессией его родителей, однако мелодии и песни регулярно звучали в их доме. Особенно во время семейных встреч, когда Орби Ли играл на гитаре, создавая атмосферу глубокого очарования среди присутствующих. Рой вспоминал, что именно такие моменты вдохновили его на создание своего характерного сценического образа, отмеченного неэмоциональностью.
Во времена Великой депрессии семья была вынуждена искать средства к существованию в Форт-Уэрт, но угроза заразного заболевания нервной системы заставила их отправить детей обратно в Вернон. Позже они совершили переезд в Уинк, который Рой считал значительным поворотом в своей жизни.
С детских лет Роя привлекала музыка: в восемь лет он написал свою первую песню и уже через год выиграл местное телевизионное талант-шоу, что открыло ему двери на радио. Еще будучи школьником, он основал группу The Wink Westerners, вдохновленный Роем Роджерсом и делая яркие шейные платки их фирменным знаком. Коллектив быстро стал известен и даже получил собственное телевизионное шоу.
Переехав в Одессу для продолжения обучения, Рой стал перед выбором между геологией и историей, в итоге выбрав последнее. Его группа продолжала свою активность, привлекая звездных гостей вроде Элвиса Пресли и Джонни Кэша. В юности Рой столкнулся с необходимостью носить корректирующие очки из-за проблем со зрением и даже изменил цвет волос, окрашивая их в черный.
Рой Орбисон вырос в семье, далекой от музыкальной индустрии, но несмотря на это, музыка заняла центральное место в его жизни. Во время Великой депрессии, столкнувшись с трудностями, семья переехала в Форт-Уэрт, а затем, из-за вспышки полиомиелита, Рой временно вернулся в Вернон. Будучи третьим ребенком в семье, он вскоре переехал в Уинк, где и началась его музыкальная карьера. Рой всегда отличался чувствительностью и скромностью, что, по мнению его биографа, было следствием южного воспитания. Все дети в семье страдали от проблем со зрением, и Рой с ранних лет носил очки. Его детские годы были омрачены желтухой, оставившей след на его внешности. В молодости, будучи блондином по натуре, он решил перекрасить волосы в черный цвет.
На свой шестой день рождения, вместо желаемой губной гармошки, Рой получил гитару, что предопределило его будущее как музыканта. Его первая песня «Клятва в любви» была написана в восемь лет, и уже в девять он выиграл музыкальный конкурс, получив приглашение на радио. Влияние на него оказали такие исполнители, как Лефти Фризелл, Хэнк Уильямс и Джимми Роджерс. В Одессе Рой экспериментировал с различными жанрами музыки, от ритм-энд-блюза до классической музыки. Его первое публичное выступление произошло на медицинской выставке, где он занял второе место и получил награду. Создание группы The Wink Westerners стало следующим шагом в его карьере, причем коллектив быстро нашел свой стиль, выделяясь яркими платками и исполнением популярных кантри-хитов.
В конце марта года Рой Орбисон вместе с группой The Wink Westerners отправился в Мемфис, где предприниматель Уэлдон Роджерс, основавший недавно свой лейбл Je-Wel, предложил Орбисону студийное время для записи. В компании The Teen Kings Рой зафиксировал два трека: «Ooby Dooby» и кавер на композицию Джонни Кэрролла «Trying to Get to You». Через две недели после сессий пластинка была выпущена. Рой вернулся в Одессу и демонстрировал запись Сесилю Холлифилду, уважаемому в Техасе предпринимателю, преуспевшему в продажах дисков, обладавшему значительными связями. Холлифилд обратился в Sun Records к Сэму Филлипсу, где записывались Элвис Пресли и многие другие звёзды. Филлипс, оценивший уникальность звучания Орбисона, пригласил его для прослушивания. Сингл «Ooby Dooby», созданный студентами из Техаса Уэйдом Ли Муром и Диком Пеннером в 1955 году и подаренный Рою, привлёк внимание Филлипса. После подписания контракта с Филлипсом, The Teen Kings обновили состав и начали выступления, гастролируя с известными артистами и включая в программу хиты Элвиса Пресли.
Первый сингл Орбисона на Sun Records, «Ooby Dooby», достиг 59 позиции в поп-чарте, разойдясь тиражом в 200 тысяч копий. Последующие синглы не попали в чарты, что привело к распаду The Teen Kings. Орбисон остался в Мемфисе, начав сольную карьеру и сосредоточившись на записи романтических баллад, что вызвало недовольство Филлипса. Свадьба с Клодетт Фрэди состоялась в 1957 году.
Переход Орбисона на Monument Records стал ключевым моментом в его карьере, где он получил творческую свободу и возможность экспериментировать со звуком, что выразилось в успешных композициях с квазисимфоническими струнными аранжировками. Сотрудничество с Джо Мельсоном привело к созданию хитов, среди которых «Only The Lonely» стал первым значительным успехом Орбисона, демонстрируя уникальные вокальные возможности артиста.
В 1960-е годы Орбисон активно гастролировал, участвуя в турне по многим странам и вступая в контакты с известными музыкантами, в том числе с The Beatles. Переход на MGM Records принёс меньший коммерческий успех, но Орбисон продолжал активно записываться и гастролировать, несмотря на личные трагедии, включая гибель жены и двух сыновей.
Кинокарьера Орбисона ограничилась участием в фильме «Быстрейшая гитара из всех живущих», не получившем широкого распространения. Несмотря на временное затишье в карьере, 1980-е годы принесли Орбисону возрождение, включая получение «Грэмми» и успешные кавер-версии его песен другими артистами.
В 1987 году Рой Орбисон стал членом супергруппы The Traveling Wilburys, сформированной по инициативе Джеффа Линна из Electric Light Orchestra. Сотрудничество началось с неформальной встречи Орбисона, Джорджа Харрисона и Линна в студии Боба Дилана в Санта-Монике, где они собрались для записи трека для Харрисона. Том Петти присоединился к проекту случайно, в результате чего была создана песня «Handle with Care», положившая начало совместной работе над альбомом. Работа над пластинкой проходила в дружественной и непринуждённой атмосфере, о чём свидетельствует Орбисон, отмечая отсутствие эгоизма среди участников. Альбом был быстро записан и получил высокие оценки критиков, а также коммерческий успех, укрепив музыкальное наследие Орбисона.
В том же году Орбисон был торжественно введён в Зал славы рок-н-ролла, признание его вклада в музыку отметил Брюс Спрингстин, выразив восхищение уникальным талантом Орбисона. Церемония включения подчеркнула значимость его вклада в развитие музыкальной индустрии.
Концерт «Рой Орбисон и друзья, чёрно-белые ночи», снятый в стиле 50-60-х годов, демонстрирует глубину таланта Орбисона и его влияние на современников и последующие поколения музыкантов. Участие знаменитых исполнителей подчёркивает уважение и восхищение, которым Орбисон пользовался среди коллег.
В 1988 году, Орбисон записал альбом Mystery Girl, который вышел после его смерти и стал самым продаваемым в его карьере, свидетельствуя о неувядающем интересе к его творчеству. Песня «You Got It», написанная совместно с Джеффом Линном и Томом Петти, стала хитом, символизируя творческое возрождение Орбисона.
Сотрудничество с музыкантами разного поколения и жанров, от Боно и The Edge до Элвиса Костелло и других, подчёркивает универсальность и влияние Орбисона на музыкальный мир. Его способность выражать глубокие эмоции через музыку оставила неизгладимый след в сердцах слушателей и продолжает вдохновлять новые поколения музыкантов.
Рой Орбисон, вопреки общепринятому образу поп-звезды того времени, отличался особенной скромностью и застенчивостью на сцене. Его музыкальный стиль, проникнутый глубокой эмоциональностью и лиричностью, ставил его в отдельную нишу среди рок-н-ролл исполнителей, делая акцент не на бунтарстве и бурлеске, а на искренности и чувственности. Это отличие от ярких и динамичных представителей рок-н-ролла, как Элвис Пресли или Чак Берри, подчёркивало уникальность Орбисона как артиста, способного создать собственную музыкальную форму, синтезировав влияния различных жанров, знакомых ему с юности.
Орбисон сформировал свой неповторимый имидж, в значительной мере случайно, когда забыл в самолёте очки для зрения и был вынужден выступать в солнцезащитных. Этот нюанс внешности стал его фирменным знаком, придавая музыканту таинственность и узнаваемость. Также черный цвет одежды, который стал неотъемлемой частью его сценического образа, подчёркивал загадочность и особую атмосферу его выступлений.
Застенчивость Орбисона и страх сцены, который особенно обострился в 1980-х годах, нашли отражение в его предпочтении носить тёмные очки, что позволяло ему чувствовать себя более уверенно перед аудиторией. Этот образ «анонимной знаменитости», как его окрестили журналисты, помогал Орбисону сохранять личное пространство и укреплял его статус уникального и неповторимого артиста, чья музыка и стиль оставались вне времени.
Таким образом, Рой Орбисон занял особое место в истории музыки как музыкант, способный к глубокой эмоциональной выразительности, чья уникальность и талант позволили ему выйти за рамки установленных жанров и создать собственный неповторимый стиль.
Жизненный путь Роя Орбисона был озарён яркими и трагическими моментами, каждый из которых оставил неизгладимый след в его сердце и творчестве. Особое место в этой истории занимает его личная жизнь, переплетение судеб с двумя женщинами, которые стали его музами, поддержкой и источником вдохновения.
Клодетт Фрэди, его первая жена, была для Роя не просто супругой, а настоящим воплощением любви и вдохновения. Их отношения, полные нежности и взаимного уважения, породили множество чувственных композиций, которые навсегда вписались в золотой фонд мировой музыки. Несмотря на испытания, которые выпали на их долю, включая развод и последующее воссоединение, их любовь оставалась незыблемой. Трагическая гибель Клодетт стала для Роя огромным ударом, пережить который он смог, лишь перелив свою боль в музыку.
Потеря детей добавила трагедии в уже и так непростую жизнь Орбисона, но судьба подарила ему второй шанс на счастье в лице Барбары Вельхонер Джейкобс. Встреча с Барбарой стала для Роя началом новой главы его жизни. Их бурный роман и последующий брак доказали, что даже после безмерной потери можно найти силы идти дальше, любить и творить. Второй брак принёс Рою не только личное счастье, но и новое вдохновение, что нашло отражение в его музыке и творчестве.
Барбара стала не просто женой и матерью его детей, но и верным спутником, поддержкой во всех начинаниях Орбисона. Она не только помогала ему в творчестве, но и после его смерти продолжила дело всей его жизни — сохранение наследия Роя Орбисона для будущих поколений. Её усилия по сохранению памяти о Рое, его музыке и жизни стали бесценным вкладом в культурное наследие.
С конца 1970-х годов здоровье Роя Орбисона осложнилось сердечными проблемами, обострившимися на фоне личных жизненных неурядиц. В январе 1978 года ему была проведена кардиохирургическая операция. Кроме того, Орбисон страдал от язвы желудка, которая, по мнению врачей, была вызвана его пристрастием к курению. Несмотря на улучшение состояния после операции, музыкант не смог отказаться от вредной привычки.
Возвращение Орбисона на сцену в начале 1980-х было встречено с восхищением критиков и фанатов, что музыкант считал неожиданным поворотом в своей карьере. Он был вынужден изменить образ жизни, в том числе сбросить вес для соответствия новому имиджу и требованиям к видеоклипам. С возрастом Орбисону становилось трудно работать вечерами, из-за чего он чаще переносил записи на утреннее время.
В ноябре 1988 года была завершена работа над альбомом Mystery Girl и альбомом Traveling Wilburys Vol. 1. После успешного европейского турне и получения музыкальной награды, последнее выступление Орбисона состоялось 4 декабря в Кливленде. Спустя два дня, 6 декабря, после дня, проведённого с семьёй, Орбисон скончался от сердечного приступа в доме своей матери в Хендерсонвилле, штат Теннесси.
Новость о смерти Орбисона вызвала широкий резонанс в прессе, а его похороны состоялись на Вествудском кладбище в Лос-Анджелесе. Посмертно, в январе 1989 года, альбом Mystery Girl вошёл в пятёрку лучших альбомов чарта Billboard, став первым таким достижением после Элвиса Пресли. В 1992 году вышла коллекция King of Hearts, включающая неизданные работы Орбисона, которая также пользовалась успехом, особенно благодаря песне «I Drove All Night».
Усилия по сохранению наследия Орбисона продолжались благодаря его жене Барбаре, которая управляла его творческим наследием и способствовала выпуску новых изданий под лейблом Orbison Records. Барбара скончалась в 2011 году, оставив значительный вклад в популяризацию творчества своего мужа.