Роман Кармен – советский кинорежиссёр, документалист и фронтовой кинооператор, чьи творческие заслуги оставили неизгладимый след в истории отечественного кинематографа. Его имя стало синонимом мастерства и профессионализма.
Произведения Романа Кармена, особенно репортажи из гражданской войны в Испании, получили признание и восхищение как в Советском Союзе, так и за его пределами. Благодаря своему искусству и мастерству, он сумел запечатлеть ключевые события и моменты времени, ставшие неотъемлемой частью истории.
Важной частью его творчества стали съёмки на фронтах Великой Отечественной войны, где он не только демонстрировал своё мастерство кинооператора, но и внес значительный вклад в сохранение исторической памяти.
17 ноября 1906 года, в рабочем квартале Одессы, в семье с художественными корнями, в мир появился будущий знаменитый личность. Отец мальчика, Лазарь Осипович Кармен, занимался литературным творчеством, а его мать, Дина Львовна Лейпунер (1885—1938), была известна как переводчица художественной литературы с идиша. В архивах городского раввина Одессы сохранилась запись от 24 ноября того же года, свидетельствующая о рождении и обрезании на 24-е числа некоего Эфраима, сына Лейзора Иось-Беровича Коренмана, мещанина из Теофиполя, и его супруги Дыны.
Вскоре после прибавления в семействе они перебрались в Петербург. Приглашение отца на работу в литературные издания стало причиной переезда. Их новый дом оказался в Куоккале, пригороде Петрограда, где к тому времени сложилась своеобразная литературная община. Отец участвовал в жизни местных писателей, поддерживал дружеские отношения с А. И. Куприным и знакомство с Максимом Горьким. Он же подарил молодому Роману его первый фотоаппарат, «Кодак». События Октябрьской революции заставили отца вернуться в Одессу, где он вложил свои силы в пропагандистскую деятельность большевистской прессы и работу в Политуправлении Красной армии. Однако после захвата Одессы войсками Белой армии ему пришлось переключиться с редакторской работы на уличную торговлю газетами. В итоге, после ареста и заключения, отец был освобожден уже с тяжелым туберкулезом, что обернулось для него фактическим приговором. Весной 1920 года Лазарь Кармен скончался, оставив после себя наследие творчества и борьбы.
После утраты отца, будущий известный фотожурналист и документалист продолжил своё обучение в трудовой школе, одновременно зарабатывая на жизнь продажей газет и работая помощником в автогараже Совморфлота. В период бедственного существования семьи он пережил заражение сыпным тифом. Благодаря гонорару, вырученному за публикацию избранных трудов его отца, в 1922 году он вместе с матерью сменил место жительства на Москву. Там он пытался поступить в Московское высшее техническое училище (современное МГТУ им. Н.Э. Баумана), некоторое время работал клерком в Московском городском ломбарде и успешно зачислился на рабфак.
Увлечение фотографией началось у него ещё в детстве, первые попытки которого были отмечены публикацией в стенгазете рабфака. Его мать, на тот момент зарабатывавшая переводами и редакционной работой в только начавшем издаваться журнале «Огонёк», смогла устроить ему место фотокорреспондента. Он вспоминал об этом периоде своей жизни с большим волнением, особенно ценя подписанный Кольцовым корреспондентский билет как безценное сокровище. Первый снимок для «Огонька», выполненный по редакционному заданию в сентябре 1923 года, запечатлел прибытие в Москву болгарского революционера В. Коларова, открывая тем самым новую страницу в его карьере фотожурналиста и документалиста. С этого момента Кармен начал активно сотрудничать с журналами «Огонёк», «Прожектор», «Советское фото», внося значительный вклад в развитие советской фотожурналистики и присоединившись к группе «Российское общество пролетарских фотографов».
Его творчество того периода отличалось стремлением к экспериментам с формой, использованием оптических эффектов и изысканиями в области композиции кадра, что, по его собственным словам, служило источником профессионального роста и понимания журналистики. Особое признание он получил на первой выставке советского фоторепортажа в 1926 году в Доме печати и на выставке «10 лет советской фотографии» в 1927 году, где был самым молодым среди награждённых. Среди значимых работ выделяются его репортажи о запуске первой советской ГЭС в Волхове, торжественном открытии Шатурской ГЭС.
Решающим моментом, который направил его карьеру к профессии документалиста, стало просмотренное кинопроизведение В. А. Ерофеева «К счастливой гавани». Это вдохновение подтолкнуло его к поступлению на операторский факультет Государственного техникума кинематографии в 1929 году, который он успешно завершил в 1932 году. Его первые шаги в кинематографе были сделаны уже в 1929 году, когда он создал серию сюжетов, посвящённых коллективизации. В следующем году он представил сюжет «Фабрика-кухня», который завоевал признание и популярность в профессиональной среде.
С 1930 года он начал свою деятельность на киностудии «Союзкинохроника», которая впоследствии была переименована в Центральную студию документальных фильмов. Одной из знаковых работ того периода стал репортаж о визите Герберта Уэллса в Москву в июле 1934 года, который был осуществлён уже как звуковое киноинтервью. Детство Кармена было омрачено восхищением творчеством Уэллса, поэтому этот проект имел для него особенное значение. Уэллс поделился с Карменом воспоминаниями о своей встрече с Лениным в 1920 году, когда Ленин пригласил его вновь посетить Россию через десять лет. Хотя с момента их встречи прошло четырнадцать лет, Уэллс все же совершил обещанное путешествие.
В 1936 году Кармен принял участие в качестве кинооператора в знаменательном испытательном автопробеге легковых автомобилей маршрутом «Горький — Каракумы — Памир — Москва» вместе со спортсменами общества «Динамо». Этот опыт добавил в его профессиональный багаж новые уникальные кадры и впечатления, расширив его взгляды на документальное кино.
На протяжении всего своего творческого пути он активно занимался созданием документальных лент о военных конфликтах. Внимание к его персоне значительно возросло после того, как он принял участие в съёмках в Испании в период гражданской войны 1936-1939 годов. Прочитав сообщения о событиях в Испании, Кармен ощутил неудержимое стремление присоединиться к освещению военных действий и решил предпринять все возможное для того, чтобы отправиться туда. С этой целью он составил письмо с просьбой о направлении его в Испанию, аргументируя это необходимостью присутствия советского кинооператора на месте событий. Письмо было адресовано лично Иосифу Виссарионовичу Сталину и передано в Кремлевское бюро пропусков. Через две недели его пригласили к Борису Шумяцкому, главе Главного управления кинематографии, который одобрил его командировку и командировку Б. К. Макасеева в Испанию.
Из-за политической обстановки, отъезд проходил без огласки, поскольку в те времена официальных виз в Испанию, охваченную гражданским конфликтом, выдавать не могли. После пересадки в Берлине, через Париж, где были получены необходимые визы, они добрались до Ируна, где в тот момент шли ожесточённые бои. Попав в эпицентр событий, советские кинооператоры немедленно приступили к работе, а затем вернулись в Париж для передачи первых кадров своей «испанской кинолетописи».
В Испании Кармен встретился с такими известными писателями, как Людвиг Ренн и Эрнест Хемингуэй, который в то время работал над фильмом «Испанская земля» совместно с Йорисом Ивенсом. Эрнест Хемингуэй позже, уже во время Великой Отечественной войны, направил письмо Кармену с Кубы, выражая уверенность в его активном участии в военных действиях и надежду на встречу после начала Второго фронта.
Снимки, сделанные Карменом и Б. К. Макасеевым на фронтах Испании, были включены в специальные выпуски кинохроники, посвящённые событиям в Испании. Кроме того, Кармен представлял репортажи для газеты «Известия» прямо с полей сражений.
В 1938 году его творческий путь привёл его в Арктику, на остров Рудольфа, а затем — в Китай, где он документировал боевые действия. Из Китая он привёз фильм, который отражал несокрушимый дух и мужество китайского народа в условиях войны, насыщенный запахом пороха и передающий весь драматизм происходящих событий.
Кроме работы над документальными фильмами, он также проявил себя в качестве фоторепортёра для журнала «СССР на стройке». Это издание, известное своими визуально впечатляющими отчётами о промышленном и социальном развитии Советского Союза, стало платформой для демонстрации его способностей фиксировать моменты строительства новой страны через объектив камеры. Его работы в этом журнале отличались глубиной и эмоциональной насыщенностью, позволяя читателям ощутить масштаб и значимость происходящих преобразований.
25 июня 1941 года он был призван на военную службу и занял позиции оператора и начальника киногруппы на Северо-Западном фронте. Его задачей была съёмка хода боевых действий во время Великой Отечественной войны, включая сражения под Москвой и Ленинградом. Помимо основной деятельности в качестве кинооператора и создания репортажей для газеты «Известия», он также выполнял обязанности военного корреспондента американского агентства Юнайтед Пресс. Это было обусловлено невозможностью прямого доступа иностранных корреспондентов на фронт, что требовало компромиссного решения через сотрудничество с Совинформбюро.
В августе 1942 года в рамках своей деятельности в киногруппе он занимался съёмками прибытия Уинстона Черчилля в СССР. Его участие в освобождении Варшавы, взятии Кёнигсберга, а также в форсировании рек Неман, Висла и Одер, и документирование освобождения концлагеря Майданек, выделяли его как одного из первых кинооператоров, фиксировавших эти ключевые моменты войны.
В феврале 1943 года он снимал капитуляцию генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса под Сталинградом. Сделанный им снимок «Допрос Паулюса» при участии К. К. Рокоссовского получил широкое распространение в мировой печати. Несмотря на то, что Кармен не спал трое суток, он смог оперативно доставить киноматериалы в Москву, что стало значимым вкладом в документирование Сталинградской битвы.
Особенным моментом в его биографии стала попытка телефонного разговора с министром пропаганды Нацистской Германии Йозефом Геббельсом в ходе операции по штурму Берлина, что стало возможным благодаря доступу к телефону с линией связи с центром города. Хотя эта история не была опубликована Совинформбюро, она подчёркивает храбрость и изобретательность Кармена как военного корреспондента.
8 мая 1945 года Кармен документировал подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии, став свидетелем исторического момента окончания войны в Европе. Его работы включали не только военные действия, но и мирные события, такие как банкет с участием высокопоставленных советских командиров и представителей союзников.
Работая на Нюрнбергском процессе, Кармен создал документальный фильм «Суд народов», который является важным документальным свидетельством судебного процесса над нацистскими военными преступниками. В этом фильме, где он выступил в роли режиссёра и сценариста совместно с Е. Вертовой-Свиловой, Кармен зафиксировал ключевые моменты процесса, включая обвинительные показания генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса против руководства Третьего рейха. Его встреча с Паулюсом на процессе и последующий диалог подчёркивали важность личного взаимодействия и обмена информацией в контексте исторических событий.
Таким образом, жизненный и профессиональный путь Романа Кармена отображает его неустанное стремление к документированию ключевых событий XX века, его участие в значимых исторических моментах и вклад в создание документальной хроники военного времени. Его работа оставила неизгладимый след в истории документального кино, предоставив будущим поколениям возможность увидеть историю глазами непосредственного свидетеля и участника событий. Роман Кармен, как один из ведущих кинодокументалистов своего времени, демонстрирует, как талант и постоянный труд могут служить исторической правде и памяти, делая его наследие важной частью мирового культурного и исторического наследия.
До середины 1970-х годов Роман Кармен активно работал в различных уголках мира, включая Албанию, Вьетнам, Китай, Бирму, Индию, Индонезию и страны Южной Америки, создавая уникальные документальные картины, отражающие ключевые события и явления эпохи. В 1945 году он запечатлел парад в честь освобождения Албании, подчёркивая моменты национальной гордости и радости от освобождения страны.
Освещение последствий Ашхабадского землетрясения в октябре 1948 года стало важной страницей в его профессиональной деятельности, демонстрируя способность кинодокументалистики воздействовать на общественное сознание и мобилизовать усилия на помощь пострадавшим.
Поездка во Вьетнам и встреча с Хо Ши Мином открыли новую страницу в документировании борьбы народов за свою независимость. Работа Кармена и его коллег во Вьетнаме, завершившаяся созданием документальной картины «Вьетнам», стала выдающимся примером кинематографического искусства, признанного и во Вьетнаме, и за его пределами. Награждение орденами Труда Вьетнама подчеркивает их значительный вклад в культурные и политические связи между странами.
Работы Кармена в Китае, Бирме, Индии, Индонезии и Южной Америке расширяли границы советского документального кино, демонстрируя разнообразие жизни, культурных традиций и социально-политических процессов в разных частях мира. Его фильмы, такие как «Испания», «Берлин», «Суд народов», «Повесть о нефтяниках Каспия», «Вьетнам», «Утро Индии» и многие другие, стали важной частью мирового документального наследия.
Фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя…», созданный в сотрудничестве с Константином Симоновым, выделяется своей интернациональной и антифашистской направленностью, вновь подтверждая важность темы борьбы с фашизмом и поддержки универсальных ценностей свободы и справедливости.
Личный путь Романа Лазаревича Кармена был насыщен яркими, а порой и драматическими событиями, не уступающими по напряженности сюжетам его фильмов. Его первый брак с Марианной Ярославской, дочерью известного революционера, оказался кратковременным: Марианна покинула Кармена ради дипломата Марселя Розенберга. После репрессий в адрес второго супруга Марианна посвятила себя скульптуре и уехала в Сибирь, где ее сердце завоевал Василий Воронкин, будущий пионер реабилитации инвалидов по зрению.
Жизнь Романа Лазаревича была не менее насыщенной и в его последующих браках. Нину Орлову, его вторую жену, он, как говорят, «отвоевал» у сына Сталина — Василия. Их брак длился более двадцати лет, что для бурной биографии Кармена было весьма значительным сроком. Майя Овчинникова, третья супруга Кармена, в течение десяти лет была в отношениях с Василием Аксеновым, известным писателем-диссидентом, став его женой после смерти Кармена. Этот любовный треугольник привлек внимание всей советской интеллигенции, о чем свидетельствуют произведения и биографии, написанные Аксеновым и его биографом Александром Кабаковым.
Дружба Романа Лазаревича с Юлианом Семеновым, автором образа Штирлица, добавила в его жизнь еще одну яркую грань, подчеркивая взаимное уважение и творческое взаимодействие между двумя мастерами слова и изображения. Кармен, автор значимых книг и документальных фильмов, оставил после себя не только наследие в виде важных исторических свидетельств, но и глубокий след в литературе, написав послесловие к произведениям Семенова.
Трагедия потери обоих сыновей в 2013 году стала тяжелым испытанием для семьи Кармен. Однако продолжение династии в лице внука Максима, который выбрал путь оператора и продюсера, говорит о неугасимом творческом духе семейства Кармен.
С 1960 года Роман Кармен внёс значительный вклад в подготовку кинематографических кадров, заняв позицию преподавателя во Всероссийском государственном институте кинематографии (ВГИК). В качестве заведующего кафедрой режиссуры документального кино, он делал акцент на развитии мастерства будущих документалистов, поддерживая и развивая традиции советского документального кинематографа. Его профессорское звание, полученное в 1970 году, отражает высокую оценку его педагогической и научной деятельности.
Кармен оставил после себя обширное наследие не только в виде фильмов, но и в литературном виде. Он является автором множества книг и статей для газет и журналов, что позволило ему внести вклад в теорию и практику документального кино, а также распространить свои взгляды и опыт на широкую аудиторию.
Его деятельность была высоко оценена как в профессиональной среде, так и на государственном уровне. Будучи членом ВКП(б) с 1939 года и Союза писателей СССР с 1940 года, Кармен активно участвовал в культурной жизни страны. С 1965 года он занимал должность секретаря правления Союза кинематографистов СССР, что подчёркивает его значимость в кинематографическом сообществе и вклад в развитие советского кино.
Жизнь и творчество Романа Кармена завершились 28 апреля 1978 года в Москве, оставив после себя богатое наследие, которое продолжает вдохновлять и сегодня. Прощание с ним проходило в Большом зале Дома кино, что свидетельствует о глубоком уважении и признании, которыми его окружали коллеги и поклонники. Его захоронение было на Новодевичьем кладбище.