Роман Козак – отечественный театральный актер и режиссер. Театральные постановки этого метра шли на сцене антрепризных театров, также их можно было увидеть на подмостках МХАТа и Театра русской драмы, который расположен в Риге. Козак являлся худруком столичного театра им. Пушкина. Взяв управление театра в свои руки в непростой для труппы период, ему удалось вернуть этому культурному оплоту публику и ее признание. Роман был заслуженным деятелем искусств РФ, а также он являлся председателем Гильдии театральных режиссеров РФ. Был автором блога, который публиковался в издании «Сноб».
Роман родился в городе Винница 29 июня 1957 года. Его появлению в творческой среде предшествовало обучение в Московском электротехническом институте связи.
Но искусство взяло верх, и Роман получил образование в школе-студии МХАТ. Роман проходил обучение у актера Олега Ефремова, который много сил вложил в формирование манеры работы своего ученика. Чуть позже, в беседе с представителями СМИ, Козак не раз вспоминал, что мастер потратил много сил, чтобы он мог достичь успеха.
В 1982 году Роман получил диплом и почти сразу начал работать в театральной труппе. Он стал актером МХАТа, а параллельно с этой деятельностью, трудился в качестве актера и режиссера, помогая в творческом развитии театру-студии «Человек». Однако Козаку было тесно в актерской деятельности, и вскоре он ее сменил, став постановщиком.
Дебютные работы Козака в качестве постановщика — довольно крупные проекты под названием «Чинзано», показ которой состоялся в 1987 году, а спустя два года постановщик порадовал публики спектаклем «Елизавета Бам на елке у Ивановых». В основу спектаклей, поставленных Романом, легли произведения Даниила Хармса, Людмилы Петрушевской, Андрея Введенского. Эти работы принесли Козаку первую славу. Режиссер не делал различий между произведениями современных драматургов и классического репертуара. По этой причине в 1990 году, когда мастер организовал театр, который назвал «Пятая студия МХАТ», в основу его первой постановки легло произведение Лермонтова «Маскарад».
Спустя год режиссер вновь получил повышение, став главным режиссером в театре им. К. С. Станиславского и продолжил трудиться с признанными авторами. Результатом этой деятельности стал выпуск спектакля «Дон Кихот». Роман сотрудничал с театром на протяжении года, после чего постановщик получил предложение поработать в Рижском театре русской драмы.
Режиссер продолжил творить на основе классических произведений, и результатом стали постановки спектаклей «Самое главное» , в основу которого легли произведения Николая Евреинова, «Пляску смерти» по произведениям Августа Стриндберга, «Отелло» Уильяма Шекспира. Премьеры состоялись, соответственно, в 1995, 1996 и 1997 годах.
Мужчина продолжал сотрудничество с родным театром, где зрители увидели его постановки «Маленьких трагедий», в основу которой легли произведения Пушкина, «Любовь в Крыму» по пьесе Мрожека и др. Козак не единожды получал приглашения о сотрудничестве от зарубежных театров.
В начале двухтысячных Козак получил приглашение от руководства театра им. А. С. Пушкина о том, чтобы он возглавил его коллектив. Данный оплот культуры находился в плачевном состоянии. Публику было невозможно заинтересовать, она почти не посещала спектакли, сами произведения, поставленные на сцене, не являлись образцом художественной ценности, и не несли культуру в массы, труппа актеров находилась под управлением худрука, который был не в состоянии исправить ситуацию. Тогда руководство обратилось к Роману, надеясь на то, что ему под силу разрушить рутину, в которой оказался театр.
Козак поставил условие — ему должны предоставить должность худрука, а не главного режиссера. Эта должность предоставляла Козаку больше полномочий в управлении. Руководство театра согласилось, несмотря на то, что для этого потребовалось редактировать устав театра.
Энтузиазм постановщика, проявленный в работе, принес свежее дыхание, подарив театру вторую жизнь. Изначально Роман принял решение снять с репертуара 6 постановок. Это привело к тому, что театр стал обретать индивидуальность. Бульварщина, мелодрамы и коммерция, господствовавшие до этого на сцене, уступили место творчеству в репертуаре, подчиненному строгой логике и идее.
После прихода Романа в театр им. Пушкина, на него стали обращать внимание драматурги и другие постановщики. Большинство из них горели желанием на совместное творчество с даровитым режиссером, и это тоже служило повышению статуса театра. Роману удалось обеспечить работой актером, имеющий почтенный возраст, и приглашал молодые таланты, зная, что молодость хорошо повлияет на деятельность этого оплота культуры.
На подмостках этого театра можно было увидеть работы Козака под названиями «Offис», «Ромео и Джульетта», «Трое на качелях», «Косметика врага» и др. Обновленный репертуар стал причиной того, то театр смог выйти в число самых известных городских площадок.
Женой Романа стала хореограф по имени Алла Сигалова, руководитель Театра современного танца. Для женщины это был второй брак. Личная жизнь пары была счастливой и беззаботной. 16 лет, проведенные в браке, были наполнены гармонии, пара ни разу не расходилась, проводя время вместе как в стенах дома, так и на работе.
Роман считал супруг своим талисманом, бережно относился к ее чувствам. Именно поэтому их семейная жизнь была счастливой. Алла родила Роману двоих детей: дочь и сына, которым дала имена Аня и Миша. Анна стала дизайнером интерьера, а Михаил стал журналистом.
Роман Козак прожил довольно яркую, но короткую жизнь. Смерть настигла его в 52 года. Он страдал неизлечимым недугом, который поставил точку на карьере постановщика. Мужчина был всегда деятельным и активным и не мог себе позволить соблюдать постельный режим, доживая в четырех стенах без творческой деятельности.
Постановщик все время трудился, он хотел успеть презентовать публике премьеру под названием «Бешеные деньги», в основу которой легла пьеса Островского. По этой причине он посещал все репетиции, давая наставления актерам, чем надорвал и без того слабое здоровье. Роман умер 28 мая 2010 года. Причина смерти — рак гортани. Он так и не смог присутствовать на премьере спектакля.
Церемонию прощания с постановщиком провели через два дня после смерти. Могила Козакова находится на столичном Троекуровском кладбище. Творческое наследие мастера — фотоснимки и видеозаписи, на которых запечатлены его спектакли, а также заметки, которые он создавал для авторского блога в проекте «Сноб» (сейчас блоги «Сноба» недоступны).
Комментарии
Хорошо! Но есть неточности: брак у обоих второй! Маша от первого брака Сигаловой.
А Миша это уже их совместный сын!!!
Еще он ставил спектакли и в Челябинске.