Он был очень талантливым актером, из него получился бы не менее талантливый режиссер, преподаватель, руководитель кафедры. Но Ростислав Плятт постоянно отказывался, шутил, что он из тех солдат, которые не видят себя генералами. Его жизнь была наполнена театром и по-другому он себя не представлял. Он играл на сцене до тех пор, пока мог стоять на своих ногах. Можно было и дальше продолжать работать, режиссеры не отпускали талантливого актера, но он не хотел, чтобы его инвалидную коляску видел зритель.
Впервые зритель увидел Ростислава Плятта в картине «Подкидыш», а на вершине славы актер оказался после выхода сериала «17 мгновений весны».
Родился Ростислав Плят 13.12.1908 года в городе Ростов-на-Дону. Отец мальчика Иван Плят был обрусевшим поляком, всю жизнь проработал адвокатом. Маму звали Зинаида Павловна Закаменная, она была украинкой, уроженкой города Полтава.
Еще до рождения сына у нее диагностировали туберкулез, поэтому семье пришлось менять место жительства и поселиться в Кисловодске. Но женщине это не помогло, и она вскоре умерла, оставив восьмилетнего сына. Отец и сын переезжают в Москву, где спустя несколько лет отец женится на Анне Николаевне Воликовской, которая быстро нашла общий язык с мальчиком и полюбила его, как родного. Через некоторое время Ростислав стал звать ее мамой. В семье родился еще один сын.
Во время получения паспорта Ростислав записал себя не Ивановичем, а Яновичем и прибавил еще одну «т» к фамилии. Так он стал Ростиславом Яновичем Пляттом.
Театр нравился Ростиславу с самого детства. Он был постоянным посетителем школьного драмкружка, руководство которым взял на себя артист Лебедев. Перед ними часто выступали профессиональные актеры из МХАТа. Ростислав участвовал во всех постановках своего кружка и постоянно бегал в театр, чтобы не пропустить ни одного спектакля.
Однажды в их доме появились знаменитые актеры, которым нужна была юридическая помощь. Иван Иосифович помог им справиться с неприятной ситуацией, а в качестве благодарности они дали возможность Ростиславу заходить в театр через служебный вход и присутствовать на всех постановках.
Именно благодаря этим актерам талантливого подростка зачислили слушателем театральных курсов под руководством Юрия Завадского.
В 1927-м курсы остались позади, и в биографии молодого актера появился первый в его жизни театр. Его взяли на работу в Театр-студию Завадского, где он впервые вышел на сцену как профессиональный актер.
В 1936-м театр Завадского уезжает из столицы и обустраивается на новом месте – в Ростове-на-Дону. Этот город был родиной Плятта, поэтому он совершенно не жалел об оставленной Москве.
Именно провинциальные подмостки стали началом его творческого роста, и местом оттачивания актерского мастерства. Он уже имел определенный опыт в комедийном амплуа, а здесь в репертуаре актера появляются драматические герои. Первым заметным успехом стала постановка «Дни нашей жизни», где Ростислав сыграл Фон Ранена. Критикам очень понравилась тонкая игра молодого актера, его потрясающий психологизм, творческая работа над ролью.
Через 2 года Плятт снова оказывается в Москве и выходит на подмостки театра «Ленком». В 1941-м он стал актером театра Драмы.
В 1943-м актер окончательно переходит в театр им.Моссовета, которому он отдал весь свой творческий потенциал и на сцену которого выходил до последнего. Он прослужил в этом театре больше сорока лет, сыграл почти полсотни героев, участвовал во всех его постановках. Он стоял на одной сцене с Фаиной Раневской и Верой Марецкой.
Плятт был настолько талантлив, что не терялся на сцене в присутствии Ф.Раневской, мало того, они были на равных. Если они были задействованы в одном спектакле, то зритель мог быть уверен – сегодня на сцене они увидят непередаваемую игру двух великих Маэстро.
Впервые Ростислав Плятт появился в кино когда ему было уже 30, в картине «Подкидыш». Ему досталась роль беззащитного холостяка, который совершенно не знает, как себя вести с этой незнакомой смелой девчонкой.
Эта незначительная роль характерна своей органичностью, его герой получился очень запоминающимся и получил свою порцию любви благодарного зрителя. Он выглядел деликатным интеллигентом, которого легко сбить с толку даже такой маленькой девочке.
Главной ролью его кинематографической биографии стал пастор Шлаг в картине «17 мгновений весны». Его герой был скромным и добрым, поэтому стал положительным персонажем в фильме и ему зритель отдал свою привязанность.
Последним проектом, в котором снялся Ростислав Плятт был фильм «Визит к Минотавру», где он перевоплотился в скрипичного мастера Амати. Его герой был настолько мудр и щедр душой, что очень выделяелся на фоне остальных персонажей этого фильма. Он не только учил изготавливать скрипки, но и строить свою судьбу.
На съемочной площадке этого фильма актер получил травму шейки бедра. В сценах с его участием он мог только сидеть, а до машины мог добраться только с помощью инвалидной коляски, в которую его усаживал партнер по фильму актер Сергей Шакуров. Полученная травма негативно сказалась на дальнейшем творчестве Плятта, он стал реже появляться на театральных подмостках. Но, несмотря на это, интерес зрителя к работам артиста не угасал, наоборот его героев очень тепло принимала публика.
Ростислав Плятт участвует в радиопостановках и телеспектаклях, озвучивает мультфильмы. Его голос можно было услышать и с пластинок для детей, на которых были записаны любимые сказки малышей. Плятт дублировал множество фильмов, которые стали настоящей классикой в кино.
В 1961-м он стал Народным артистом Союза.
Поклонники актера отмечают, что он не только органично перевоплощается в своих персонажей, но и обладает редким обаянием, ироничностью и порядочностью.
Он был настоящим интеллигентом, точно таким же, как и его киношные герои. Он никогда не совершал поступков, за которые потом было бы стыдно не только перед потомками, но и в первую очередь перед своей совестью. Однажды был случай, когда Плятт удостоился визита сотрудника ЦК, который собирал подписи под обращением о высылке писателя Солженицына из СССР.
Плятт совершенно спокойно ответил товарищу, что для того, чтобы получить представление о деятельности Солженицына, ему нужно прочесть хотя бы одно из его сочинений. И обратился с просьбой к чекисту принести ему, к примеру, «Архипелаг ГУЛАГ», и если в книге действительно окажется клевета, то он готов подписать любую бумагу. После такого ответа чекист ушел и больше ни разу не объявился.
В личной жизни актера все было непросто. Первый раз он женился на Нине Бутовой, которая работала с ним в одном театре. После того, как она в 1978 году умерла, Ростислав не долго был один. Его второй женой стала Людмила Маратова, преподаватель из ГИТИСа. Ни в одном из браков детей у актера не было.
Ростислав Плятт очень нежно относился к Вере Марецкой, которая была женой Ю.Завадского. Он даже пытался сделать ей предложение, но получил отказ. Актриса сказала, что она уже давно не молода.
Настоящая дружба связывала Плятта и Юрия Никулина, жившего по соседству.
Великого актера не стало 30.06.1989 года. Местом его захоронения стало Новодевичье кладбище.
Комментарии
А как же, конечно, очень нравится Р.Я. Плятт. Рядом с фото Плятта
фото его дочки. Но у него не было детей, кто она? Почему в
перечне фильмов нет "Подкидыша" ?
Спасибо, исправили
А где фильм "Послесловие"? Одна из лучших ролей!!!
Нравится
Да, фильм "Послесловие" 1983-го года, его нет в списке.
А где роль адвоката в фильме судьба резидента 1970 год?