Сергей Виноградов –российский творческий деятель, чей талант охватывает различные аспекты искусства. Актёр театра и кино, он не только воплощает на сцене и в кадре яркие образы, но также привносит в них свою неповторимую энергию и глубину.
Сергей Виноградов, уроженец Москвы, первый вздох совершил 16 июня 1965 года. Его родители, оба занятые в инженерии, рассматривали имена Павел и Дмитрий для своего наследника, однако настойчивые просьбы старшего брата и тети об именовании в честь дедушки пересилили. Уже в детстве Сергей проявил выдающиеся математические способности, что позволило ему поступить в школу с углубленным изучением точных наук. Его достижения не ограничивались лишь академической сферой: Сергей также проявил себя в спортивной арене, завоевав титул чемпиона Москвы по волейболу.
В старших классах Сергей присоединился к студии при Московском молодёжном экспериментальном театре под руководством Вячеслава Спесивцева, где сделал свои первые шаги на пути к актёрскому мастерству. Дебют на сцене произошел в 1980 году, когда Виноградов воплотил образ Иисуса Христа в постановке «Иисус Христос в Бояркино».
Продолжая образование в Московском авиационном институте, Сергей не оставлял своих театральных увлечений, активно участвуя в жизни агиттеатра МГУ. Благодаря своему таланту, он получил доверие от руководителя Александра Четверкина и был утвержден на роли в таких спектаклях, как «Почтовый роман», «Играем Лисистрату», «Хищные вещи века».
Однако к третьему курсу института стремление к сценической деятельности окончательно взяло верх над инженерной карьерой. Виноградов принял решение поступить в Театральное училище имени Бориса Щукина, где его талант настолько поразил приемную комиссию, что поступление было решено исключительно на основании его выступления на прослушивании.
На третьем году обучения в Театральном училище имени Бориса Щукина, Сергей Виноградов представил свою первую режиссерскую работу — постановку «Сцены из супружеской жизни», вдохновленную сценарием Ингмара Бергмана. В этом спектакле он также исполнил главную роль. После успешного окончания учебного заведения с отличием, Сергей был принят в труппу знаменитого театра «Сатирикон», под руководством Константина Райкина. Несмотря на то, что Виноградов пробыл в театре всего сезон, он успел заявить о себе, приняв участие почти во всех спектаклях, причем в лидирующих ролях.
После работы в «Сатириконе», Сергей Александрович на протяжении пяти лет был частью коллектива Театра Романа Виктюка, где его талант нашел свое воплощение в участии в таких знаковых постановках, как «Лолита», «Служанки», «М. Баттерфляй». В качестве режиссера он также осуществил постановку «Коллекционера» по произведению Джона Фаулза. С труппой театра Виноградов побывал с гастролями как по всей стране, так и за ее пределами.
Помимо театральной деятельности, Сергей активно участвовал в телевизионных проектах, среди которых были работы на телеканале «Культура», а также телеверсии спектаклей Романа Виктюка и других независимых производств.
Виноградов также проявил себя в качестве постановщика элементов сцендвижения, несмотря на отсутствие специализированного обучения хореографии. Его работы были высоко оценены зрителями в таких спектаклях, как «Ночь нежна» и «Смех во мраке» в театре «Сфера», а также в финских и московских театральных постановках.
После закрытия Театра Романа Виктюка в 1994 году, Сергей не прекратил свою актерскую и режиссерскую деятельность, работая с различными театрами и независимыми антрепризами. В 1996 году он был приглашен в Театр Луны, где продолжил свою работу в спектаклях «Ночь нежна» и «Путешествие дилетантов».
В 1997 году Сергей основал собственную Театральную компанию, дебютная постановка которой, «Набоков. Машенька», получила широкий резонанс и признание в театральных кругах. Виноградов, не желая ограничиваться лишь привлечением известных актеров, стремился к тому, чтобы в его спектаклях была заложена глубинная смысловая нагрузка, сочетающая в себе искусство, философию и психологию.
Творческий путь Сергея Виноградова в мире кинематографа отмечен множеством ярких ролей: с момента его первого появления в кино в картине «Преступление лорда Артура» 1991 года, его актерская фильмография неуклонно расширяется.
Прорывом для актера стала участие в мистической драме «Сотворение Адама», которая выступила дебютом Юрия Павлова в полнометражном кинематографе. Этот фильм показал значительный успех на международных кинофестивалях, включая показы в Москве, Германии, Гонконге, Австралии, завоевав приз зрительских симпатий в Сан-Франциско и награду «Ленфильм-93».
По мнению самого Сергея Александровича, настоящее признание ему принесла работа над ролью графа де Келюса в сериале «Графиня де Монсоро», где ему запомнилось не только профессиональное общение на площадке, но и дружеские моменты, включая партии в бильярд с Евгением Дворжецким. В проекте также участвовали известные актеры Александр Домогаров, Кирилл Козаков, Дмитрий Певцов, Екатерина Стриженова, а сам сериал был признан одной из лучших экранизаций произведений Александра Дюма.
Драма «Дом для богатых», созданная под руководством Владимира Фокина в 2000 году, собрала звездный актерский состав, в который вошел и Виноградов, наряду с Валентином Гафтом, Константином Хабенским, Валерием Бариновым. Фильм был удостоен множества наград, включая «Нику», «Бронзовый пегас», а также специальный диплом жюри на белорусском фестивале «Листопад» и номинацию на «Золотой овен».
В том же году на экраны вышла лента «Дневник его жены», адаптация любовной истории Ивана Бунина, поставленная Алексеем Учителем, которая была отмечена Гран-при на фестивале «Кинотавр» и премией «Ника». Среди коллег Виноградова по съемочной площадке были Андрей Смирнов, Ольга Будина, Евгений Миронов.
В сериале «Искушение Титаника» 2004 года Виноградов не только исполнил одну из ключевых ролей, но и впервые попробовал себя в роли режиссера. Этот 12-серийный детектив был тепло встречен аудиторией на РТР. Успешный дебют подтолкнул его к дальнейшему развитию в режиссуре на телевидении, где он реализовал проекты «Тюрьма особого назначения», выступив также в качестве сценариста.
Продолжение режиссерской деятельности Виноградова отмечено участием в таких популярных проектах, как «Ермоловы», «Курортная полиция».
В 2020 году он взялся за режиссуру военно-исторического детективного сериала «По законам военного времени», где под его руководством были сняты четвертый и пятый сезоны, в которых заняли места Евгений Воловенко, Екатерина Климова, Александр Панкратов-Черный.
Немногословие Андрея о собственной жизни лишь подогревает интерес поклонников и журналистов, которым приходится довольствоваться лишь крохами информации, умело рассыпанными мастером слова и образа.
Среди редких упоминаний – факт наличия сына Ивана, чей жизненный путь оказался тесно переплетен с наукой и техникой, в отличие от творческих родительских корней. Выпускник Московского авиационного института, Иван Виноградов, безусловно, является гордостью своего отца, хотя Андрей и не распространяется об этом на широкую публику.
Тайна, окутывающая личную жизнь Виноградова, не является признаком ее отсутствия. Напротив, ее непроницаемость может свидетельствовать о глубокой внутренней гармонии и уверенности в том, что истинное счастье не требует огласки и публичного признания. Возможно, именно в этой тишине и скромности кроется ключ к пониманию того, как великий режиссер умудряется сохранять баланс между яркой профессиональной деятельностью и личной жизнью, полной тепла и уюта.
Сергей Виноградов активно продолжает свою режиссерскую деятельность, одновременно занимаясь проектами в кинематографе и работая в Театре имени Моссовета. В 2023 году его творческий путь обогатился новым значительным проектом — исторической драмой «Операция “Неман”», созданной на основе романа «Момент истины», автором которого является выдающийся писатель и участник Великой Отечественной войны Владимир Богомолов. В основу фильма легли судьбы и события, отражающие глубокую историческую правду. В создании картины приняли участие известные актеры Александр Яценко, Алексей Кравченко и Сергей Маковецкий, что добавило проекту особую значимость и внимание со стороны публики.
В апреле того же года на Первом канале был запущен показ шестого сезона сериала «По законам военного времени», который, по словам Виноградова, изначально не планировался как продолжение. Однако, учитывая высокую популярность проекта среди зрителей, команда решила не останавливаться на достигнутом и начала работу над новым сезоном. Этот этап военного детектива затрагивает один из самых трудных периодов Великой Отечественной войны — с конца ноября 1941 года по лето 1942-го, что предполагало наличие масштабных боевых сцен и динамичных экшен-эпизодов, требующих от режиссера и всей съемочной группы особого внимания к деталям и исторической достоверности.