Стефан Цвейг – популярный австрийский писатель, журналист, драматург. Его библиографию составляют многочисленные пьесы, новеллы, стихи и беллетризованные биографии.
Он покончил с жизнью в 60 лет, хотя никаких причин – объективных или субъективных, для этого не было. Стефану Цвейгу не грозил творческий кризис, ни смертельная болезнь, ни финансовые затруднения, ни проблемы в личной жизни. До войны он считался одним из самых успешных писателей, его книги перевели на десятки языков, они печатались во всем мире. На тот момент писатель имел статус мультимиллионера, хоть в тридцатые годы он не имел доступа к германскому книжному рынку. Зато успешно сотрудничал с американскими издателями. Что побудило Цвейга принять смертельную дозу веронала так и осталось загадкой, разгадать которую не получается уже много десятков лет.
Родился Стефан Цвейг 28 ноября 1881 года в Вене. Отца будущего писателя звали Мориц Цвейг, он владелец текстильной фабрики. Мама – Ида Бреттауэр, тоже далеко не бедная женщина, ее предки – богатейшая семья еврейских банкиров, представители которой расселились по всему миру. Как и во многих еврейских семьях, воспитанием детей занималась мама, отец обеспечивал безбедное существование. На момент рождения Стефана в семье уже подрастал старший сын Альфред, которому предстояло продолжить отцовское дело. Детские и юношеские годы Стефана практически не изучены его биографами, сам писатель не любил вспоминать этот период своей биографии. Он сказал, что в его жизни в то время не случилось ничего такого, на что стоило бы обратить пристальное внимание, все, как у всех представителей европейской интеллигенции, жившей на рубеже двух столетий. Стефан ненавидел казенную гимназию, но ему все же повезло, он попал в класс, где все испытывали неподдельный интерес к искусству. Кто-то из учеников писал неплохие стихи, кто-то отлично рисовал, кому-то хотелось сделать карьеру артиста, кто-то писал первые музыкальные произведения, и участвовал во всех концертах, а кто-то уже пробовал свои силы в написании статей, и даже печатался в различных изданиях.
В 1900-м он вышел из стен гимназии, потом стал студентом Венского университета, куда поступил на философский факультет. С университетом Цвейгу тоже повезло, на философском факультете практиковалось свободное посещение, и он не страдал от необходимости постоянно ходить на занятия и сдавать экзамены. Можно было отправиться в путешествие, например, в Париж или Берлин, завести знакомства со знаменитостями. Спустя четыре года молодой человек стал доктором наук.
Еще в студенческие годы Стефан заинтересовался творчеством Райнера Мария Рильке и Гуго фон Гофмансталя, и под впечатлением от их произведений начал писать собственные стихи. Вскоре из печати вышел его первый сборник поэзий, получивший название «Серебряные струны». Стефан начал переписываться с Рильке, они отправляли друг другу свои сочинения, делились впечатлениями о прочитанном.
После выпуска из университета Цвейг отправился в путешествие, длившееся на протяжении тринадцати лет. За это время писатель побывал в Лондоне, Париже в 1905 году, Испании, Италии в 1906 году, на Кубе, в США, Панаме, Индокитае в 1912-м. Потом была Швейцария, где Стефан жил с 1917-го по 1918-й годы. После окончания Первой мировой войны Цвейг выбрал самое комфортное, по его мнению, место для проживания – недалеко от Зальцбурга.
Поселившись в Зальцбурге, литератор принялся за работу по созданию новеллы «Письмо незнакомки». Произведение Цвейга пришлось по душе и читателям, и критикам тех лет. Они хорошо отзывались об удивительной истории отношений незнакомки и писателя. Девушка написала послание о своей невероятной любви, и о том, какие испытания судьба приготовила главным героям.
Первый раз незнакомка и писатель встретились, когда она была тринадцатилетней девчушкой. Автор романов оказался ее соседом. Потом состоялся переезд, и девочка-подросток сильно страдала от разлуки с любимым человеком. Но потом она все же вернулась в Вену, и ее сердце вновь затрепетало в предчувствии романтической встречи.
И она состоялась. А результатом стала беременность, о которой «виновник торжества» так и не узнал. Они снова встретились, но уже спустя одиннадцать лет. Парадокс в том, что в этой женщине он не узнал героиню своего трехдневного романа. А она снова решилась написать ему письмо, так как помнила о своем единственном мужчине все эти годы. К этому моменту их ребенка уже не было в живых. Эту проникновенную историю отношений двух людей очень много раз экранизировали, и в каждой интерпретации она получала какие-то новые оттенки, раскрывала новую волну чувств и переживаний.
Несомненно, Стефан Цвейг обладал литературным талантом, постепенно раскрывающимся на протяжении его творческой биографии. Самая большая популярность пришла к автору после публикации новелл под названием «Смятение чувств», «Амок», «Мендель-букинист», «Звездные часы человечества», «Шахматная новелла». Это достаточно большой временной отрезок – 1922-1941 годы. Что-то было в его произведениях такое, что привлекало к его творчеству тысячи читателей довоенного времени, но что?
Практически все почитатели творчества немецкого писателя считали, что он умеет придумывать необычные сюжеты, которые наводят на серьезные размышления о происходящем вокруг, и над превратностями судьбы обычного человека. По мнению самого литератора, защитить сердце человека невозможно, но именно по велению сердца человек совершает подвиги.
Произведения Стефана были совершенно не похожи на работы его коллег-современников. На протяжении долгих лет он вырабатывал собственную модель своих произведений. В их основе всегда было какое-то приключение, иногда утомительное, иногда опасное, иногда авантюрное.
Причем, герои произведений Цвейга попадали в различные происшествия не во время нахождения в пути, а именно на остановках. Писатель всегда считал, что судьбоносный момент не нужно ждать месяцами и годами, он может наступить в любую минуту.
Стефан не любил жанр романа, он его не понимал, и даже не старался выполнить свои произведения в пространственном повествовании. Однако у него есть несколько произведений, написанных в стиле романа – «Нетерпение сердца» и «Угар преображения». Причем, второе осталось незаконченным, автор погиб. Первый раз его напечатали в 1982-м, а на русском языке поклонники писателя смогли прочесть его только спустя три года, в 1985-м.
Периодически писатель работал над созданием биографий выдающихся современников или исторических личностей. Он писал о Марии Стюарт, Жозефе Фуше, Эразме Роттердамском, Фернане Магеллане. Произведения получались достаточно интересными, потому что Стефан брал сюжеты из официальных документов, а потом дополнял прочитанное собственными фантазиями и психологическими приемами.
В одном из своих произведений – «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» Цвейг коснулся и близких ему самому эмоций и чувств. Литератор поддерживал позицию философа о понятии «гражданин мира». Эразм жил жизнью простого человека, он не питал слабости к высоким должностям и всяческим привилегиям, не желал вести светскую жизнь. Главное, к чему стремился Роттердамский – независимость.
В произведении Цвейга, известный философ порицает фанатиков и невежд, ему также чуждо желание разжечь рознь и ненависть между разными людьми. Во времена Эразма Европа стала кровавым побоищем, стремительно росла межклассовая и межнациональная рознь. Однако Стефану удалось оказать другую сторону развития событий.
Концепция писателя строилась на том, что Роттердамский страдал от внутренней трагедии, он понимал, что не может повлиять или предотвратить то, что происходит. Стефан полностью поддерживал философа, он считал Первую мировую войну недоразумением, повторения которому не должно быть никогда. Стефан Цвейг, Ромен Роллан, Анри Барбюс приложили максимум сил, чтобы добиться желаемого, однако предотвратить войну друзья не смогли. Когда Цвейг писал книгу о Роттердамском, его дом обыскивали по приказу немецких властей.
Книгу «Мария Стюарт» сам писатель считал романизированной биографией. Перед тем, как написать ее в 1935-м, Стефан познакомился с многочисленными письмами Марии, адресованными английской королеве. Отношения двух королев строились на ненависти, которую они испытывали друг к другу на расстоянии.
В 1927-м Цвейг написал новеллу под названием «24 часа из жизни женщины». Спустя 4 года она легла в основу сюжета картины режиссера Роберта Ланда. Современная интерпретация произведения писателя появилась на экранах в 2002 году.
Первое знакомство Цвейга с произведениями русских писателей состоялось в годы учебы в гимназии. Труды представителей русского классицизма понравились ему с первой строчки. Своим главным достижением в жизни Цвейг считал перевод его произведений на русский язык.
По мнению Максима Горького, немецкий писатель – это своеобразный художник, с присутствующим у него даром мыслителя. Горький не раз подчеркивал, что Цвейгу под силу передать на бумаге всю гамму чувств и переживаний простого человека.
Стефан Цвейг побывал в Советском Союзе в 1928 году. Как раз тогда его пригласили на празднование 100-летнего юбилея классика русской литературы Льва Толстого. Во время визита он познакомился и близко сошелся с Константином Фединым и Владимиром Лидиным. Однако спустя несколько лет писатель полностью изменил свое мнение о стране Советов. Своим недовольством литератор поделился с Роменом Ролланом. Цвейг сказал, что расстрелянные ветераны революции чем-то напоминают бешеных собак, и что так нельзя обращаться с людьми.
Первый раз писатель женился в 1920 году. Его избранницу звали Фридерика Мария фон Винтерниц (в девичестве Бергер). Она уже успела побывать замужем и родить двух дочерей. Где- то к середине 30-х годов отношения супругов начали разлаживаться, и Стефан завел романтические отношения со своей секретаршей по имени Шарлотта Альтманн.
Официальный развод с первой женой случился в 1938 году, а спустя год писатель повел под венец свою новую возлюбленную, которая была моложе его на целых 27 лет, и предана ему до смерти, как в переносном, так и в прямом смысле этого слова.
Стефан Цвейг покинул Австрию еще в 1934 году, сразу, после того, как к власти пришел Гитлер. Вначале писатель переехал в Лондон, где на протяжении шести лет его профессиональная и личная жизнь складывалась очень успешно. Потом он понял, что в Лондоне тоже становится нестабильно, и вместе с супругой уехал в Нью-Йорк. Однако в этом городе он не собирался останавливаться надолго. В августе 1940 года Цвейг с женой уезжают в пригород Рио-де-Жанейро, Петрополис.
Миллионы людей, чьи судьбы перемолотила Вторая мировая война, могли бы позавидовать их тихому семейному счастью в этом райском уголке. Писатель и его молодая жена находились очень далеко от европейской мясорубки, побывали на знаменитом карнавале в Рио-де-Жанейро. Но 23 февраля 1942 года все газеты напечатали известие о смерти супругов, разместив на своих страницах и фото, где Цвейг выглядит просто безмятежно спящим, а рядом его Шарлотта, держит за руку. Они мертвы. Супруги приняли смертельную дозу препарата веронал.
Сразу появилось несколько версий причин того, что случилось. Говорили о том, что писатель был слишком одинок в чужой ему Бразилии, тосковал по Австрии, по разграбленному дому в Зальцбурге, о депрессии и усталости. В публикации появились отрывки из писем писателя, отправленных первой жене. В них он жаловался на то, что заставляет себя работать через силу, что он устал, и что лучше времена уже ушли безвозвратно. Вспоминали о том, что Цвейга пугал его возраст, он боялся роковой даты – 60 лет, говорил, что боится старости, болезней, зависимости. А последняя капля в чаше терпения была новость о взятии Сингапура и Ливии. Цвейг боялся войны, того, что она достигнет Западного полушария.
Самое объективное объяснение случившемуся принадлежит Ремарку. Он писал о нестойкости людей, оторванных от своих корней, и что если бы писатель с женой находились в этот роковой вечер не в Бразилии, а дома, или хотя бы нашли, с кем поделиться своими переживаниями, можно даже по телефону, то, возможно, этого несчастья удалось бы избежать. Но Цвейгу не повезло, он был на чужбине, и окружали его чужие люди.
Позже дом в Петрополисе, где жил Цвейг, превратили в музей. В 1981 году, к столетнему юбилею писателя, в Австрии выпустили почтовую марку.
Комментарии
Все его произведения потрясают душу.