Татьяна Агафонова – советская и российская актриса театра и кино, снимавшаяся в фильмах «Одиноким предоставляется общежитие», «Женский день», «Зина-Зинуля».
Татьяна Агафонова родилась в Москве 8 октября 1963 года. Родительской любви и ласки маленькой Тане досталось очень мало – через год после ее рождения мама и отец погибли в автомобильной катастрофе. Но у девочки были замечательные бабушки, другие родственники, которые и занялись ее воспитанием. Таня жила в Москве, у родственников по отцовской линии, а на лето ее приглашала мамина родня, живущая в Тверской области. Родственники окружали ее любовью и заботой, сделали все для счастливого детства Тани.
Девочка выросла доброй, отзывчивой, но характер у нее всегда был твердым и напористым. В школьные годы она вовсе не мечтала о карьере актрисы, ей хотелось стать доктором, помогать людям. Родственники Татьяны одобряли ее выбор, считая профессию врача уважаемой и достойной. Кроме учебы, активная девочка с удовольствием занималась в театральной студии, открытой при клубе «Серп и молот», училась играть на гитаре.
Круто поменять решение учиться на врача помогла близкая подруга, собиравшаяся поступать в театральный ВУЗ. Она уговорила Татьяну подать документы в Школу-студию МХАТ. Втайне от своей родни девушка сдает экзамены в МХАТ. Конкурс на место был огромным – 462 человека, но Таня, звонким фальцетом прочитавшая блоковскую поэму «Двенадцать», легко обошла конкурентов.
Однако решение приемной комиссии было не в пользу Агафоновой, препятствием для поступления стала ее фигура, далекая от стандартов. Она успевает сдать экзамены в медицинское училище, однако учеба здесь продолжается только два месяца. В.П. Марков, с некоторым опозданием набиравший курс в Школу-студию МХАТ, хорошо запомнил харизматичную абитуриентку, напоминавшую ему Фаину Шевченко. Он справедливо полагал, что отечественный кинематограф страдает от нехватки актрис, способных достоверно играть роли обычных женщин. Используя свои связи, Василий Петрович добился выделения еще одного студенческого места, предназначенного лично для Татьяны Агафоновой.
Театральную карьеру Агафоновой нельзя назвать удачной. В течение трех лет, с 1990 по 1993 год, она была занята в театре Олега Табакова, играя в «Ревизоре» роль Марьи Антоновны, дочери Городничего. В одном из своих интервью Татьяна признается, что она очень неуютно чувствовала себя в условиях жесткой театральной системы.
В те же годы актриса становится телеведущей «Аптеки». Это была познавательная программа, где Татьяна знакомила телезрителей с новинками фармакологии, рассказывала о медицинских препаратах. «Аптека» была популярной передачей, имела высокие рейтинги, позволившие Татьяне заработать титул «Самая здоровая телеведущая» от журнала «ТВ-парк».
Актерский талант Татьяны Агафоновой полностью раскрылся в кинематографе. Зрители запомнили ее сразу, с первой роли. Это была мелодрама «Одиноким предоставляется общежитие». Юная актриса снимается вместе со звездами – Натальей Гундаревой, А. Михайловым, Ф. Мкртчаном, Т. Семиной и, кажется, нисколько не уступает им в своем мастерстве. Ей досталась роль Лизы Лаптевой, бойкой, языкастой толстушки.
Внешность Лизы нисколько не напоминает тургеневских девушек, но зритель ощущает особенную теплоту и нежность ее души. Большую роль в становлении юной актрисы сыграла Наталья Гундарева, став для Татьяны вторым педагогом после В. Маркова. Фильм пользовался большой популярностью, многие режиссеры обратили свое внимание на юное дарование – Татьяну Агафонову.
В 80-х годах Агафонова снимается во многих фильмах, играет роли в детских картинах «Рыжий, честный, влюбленный», «Топинамбуры», «Остров ржавого генерала», «Пять похищенных монахов». Также она занята в фильме «Зина-Зинуля», «Не ходите, девки, замуж», «По главной улице с оркестром». Все ее персонажи обладают яркой индивидуальностью, имеют волевой, решительный характер.
При этом они обязательно незлобивы и добродушны, и это качество очень импонирует зрителям. Так, в социальной драме «Интердевочка», жизнь Верки-москвички, которую играет Агафонова, катится по наклонной дорожке. Но даже здесь она не вызывает негативного отношения к себе со стороны зрителей. В драме «Женский день» (1990 год) Татьяне досталась главная роль, здесь она играет Асю. Затем наступает долгий творческий перерыв с редкими съемками (сериал «Дальнобойщики»).
Режиссеры не забыли о харизматичной актрисе, время от времени она получает приглашения, но далеко не каждая роль привлекает Татьяну. Агафонова возвращается в профессию после 2006 года, снимается в фильмах «Дом Солнца», «Пока цветет папоротник», «Дождаться любви», «Чужой среди своих». Ей, как обычно, предназначены второстепенные роли. Но в «Маршруте милосердия» талантливой актрисе достается главная роль. Это увлекательная картина о медиках, при исполнении клятвы Гиппократа попадающих в различные комедийные и драматические ситуации. Но жизнь – это не только работа, зрителям фильма также дается возможность проследить за многими человеческими судьбами.
За долгие годы работы Татьяне удалось создать ряд образов простых русских женщин. У них самые обыкновенные профессии (вахтерша, ткачиха, горничная, врач, повар) и совсем не глянцевая жизнь. Но все эти образы получились колоритными, значимыми, достоверными и убедительными.
В 90-е годы, когда кинематограф был в упадке, Татьяна решила подстраховаться и получить еще одну профессию. Она совмещала учебу на факультете экономики и права с работой. Одно время работала юрисконсультом, возглавляла творческое объединение, торговала запчастями, занималась ремонтом автомобилей вместе со своими знакомыми.
В 1998 году Татьяна резко поменяла свою жизнь, став председателем колхоза «Вперед» в Лихославьском районе Тверской области. Жители деревни Залазино, родины ее матери, попросили Агафонову взять руководство разваливающегося колхоза на себя, и Татьяна не смогла им отказать. Не хватало специального образования и знаний – и она пошла учиться в тверскую сельскохозяйственную академию, получила диплом по специальности «менеджер».
Этой работе актриса посвятила около десяти лет своей жизни. Она отлично справлялась с нелегкой работой. В деревне Залазино она заработала два прозвища «Танька-Голливуд» (так звали ее за глаза представители местной администрации) и Ивановна. По отчеству обращались к Татьяне простые колхозники. Стены многих домов до сих пор украшают портреты Татьяны Ивановны Агафоновой, к которой люди относились с большим уважением. Тяжелая работа, постоянные стрессы сделали свое дело – у Татьяны случился инсульт. Оставаться в глубинке с таким истощением нервной системы не следовало, Татьяна вернулась в Москву. Она решила основать собственный продюсерский центр, назвала его «Три столицы», и снова стала сниматься в кино.
Татьяна Агафонова – удивительно разносторонний человек. В непростое время ей удалось реализовать себя в творчестве, сельском хозяйстве, бизнесе. Она прекрасно чувствовала себя, работая обычным автомехаником, отлично справлялась с обязанностями руководителя. В личной жизни Татьяне Ивановне повезло гораздо меньше. Она никогда не была замужем, у нее нет детей. По словам Татьяны, ей нужен был мужчина с сильным характером. Но среди своих многочисленных поклонников ей так и не удалось отыскать свою вторую половинку. Татьяна жалеет лишь о том, что в годы ее молодости нельзя было сделать ЭКО, и ей не пришлось познать радость материнства.
Главной ценностью для актрисы были и остаются книги. Переезжая на работу в колхоз, она забрала с собой всю домашнюю библиотеку. Она коллекционирует модели машин, с удовольствием занимается физической работой в саду и в огороде, поет. В последнее время у Татьяны появилось новое хобби – охота. Лучшим лекарством от депрессии и тоски актриса считает физический труд. Бороться с жизненными трудностями ей помогает неиссякаемая вера в собственные силы и оптимизм. Это сильная и очень обаятельная женщина, именно поэтому ей удалось завоевать такую популярность у зрителей.