Тильда Суинтон — британская актриса, известная своим многообразием ролей в независимом кино и блокбастерах. Она является призёром двух крупнейших кинофестивалей мира — Берлинского и Венецианского, а также лауреатом премий «Оскар» и BAFTA.
Тильда Суинтон родилась в Лондоне, столице Великобритании, в знатной семье сэра Джона Суинтона, седьмого лэрда Киммергема, и леди Джудит Бальфур Киллен. Она является потомком старинного англо-шотландского рода, чьи корни уходят в глубину истории до 11-го века. В раннем детстве Тильда проживала в Германии, куда её отец переехал по работе. После возвращения в Великобританию она поступила в известную частную школу-интернат в Кенте.
В школьные годы Тильда отличалась в учёбе, была активным членом школьного хора и демонстрировала заметные успехи в лёгкой атлетике, благодаря своим выдающимся способностям к бегу.
Образование на высшем уровне Тильда продолжила в колледже Феттс, а затем в Нью-Холле — специализированном женском колледже при Кембриджском университете, где изучала политологию, социологию и английскую литературу.
В студенческие годы в Нью-Холле Тильда впервые вышла на театральную сцену. Её талант быстро был замечен, и вскоре она стала частью ансамбля Королевского Шекспировского театра в Стратфорде, где она гастролировала вместе с известными актёрами Гэри Олдменом и Кеннетом Браной. К 1989 году Тильда решила полностью покинуть театр, чтобы сконцентрироваться на работе в кино.
В начале своей актёрской карьеры Тильда Суинтон участвовала в съемках различных телевизионных проектов, после чего ее путь пересекся с Дереком Джарменом, выдающимся режиссером андеграундного кино. Это знакомство положило начало долгосрочному сотрудничеству, в ходе которого актриса сыграла ключевые роли в таких фильмах, как биографическая драма «Караваджо» и военно-психологическая лента «Военный реквием».
Особо важной вехой в карьере Тильды стала работа над фильмом «Орландо», адаптацией знаменитого романа Вирджинии Вулф. Её мастерство в создании двойственных образов мужского и женского персонажа было высоко оценено критиками и принесло ей несколько наград за лучшую женскую роль на международных кинофестивалях.
Прорывом в Голливуд для Суинтон стало участие в приключенческом триллере «Пляж» вместе с Леонардо Ди Каприо, что значительно расширило её известность. Среди первых значимых проектов в Северной Америке выделяются мистический фильм «Ванильное небо» с Томом Крузом и фильм ужасов «Константин: Повелитель тьмы», где она сыграла наряду с Киану Ривзом.
В детективной драме «Майкл Клейтон» Тильда продемонстрировала выдающееся актёрское мастерство, за что была удостоена премии «Оскар». В роли колдуньи Джадис в фильме «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф», она заменила Мишель Пфайффер, и её игра в этой ленте, снятой без применения компьютерной графики благодаря натурным съёмкам, получила высокую оценку как зрителей, так и критиков.
Тильда продолжила исследовать различные жанры и стили, в том числе сыграв в артхаусной драме «Выживут только любовники» и в образе 84-летней старухи в комедии «Отель “Гранд Будапешт”». В 2015 году она удивила поклонников, сыграв в фильме «Девушка без комплексов», где отказалась от своего обычного андрогинного образа в пользу более традиционного женского вида.
К 2016 году Тильда вернулась к своему авангардному стилю, исполнив роль Старейшины в фантастическом боевике «Доктор Стрэндж», что принесло ей премию «Сатурн». В том же году она сыграла в триллере «Большой всплеск», а также продолжила своё творческое путешествие в фильмах «Суспирия» и «Сувенир».
Фильм «Человеческий голос», снятый Педро Альмодоваром в период пандемии, стал знаковым в его карьере как первый проект на английском языке, где Тильда сыграла ведущую роль.
Тильда Суинтон, воплощение уникальности и неординарности, известна своим стилем и подходом к жизни. На репетиции театральной постановки она познакомилась с Джоном Патриком Бирном, шотландским художником, чьи работы украшают Национальную портретную галерею Шотландии. Это знакомство вылилось в глубокие отношения, венцом которых стали двойняшки — сын Ксавье и дочь Онор.
Позже Тильда нашла душевное сродство с художником Сандро Коппом из Новой Зеландии, с которым они осели в поместье в Шотландии. Несмотря на новые отношения, Тильда сохранила дружбу с Джоном, который часто бывает у них в гостях, поддерживая связь с детьми.
Тильда Суинтон активно участвует в авторских фотосессиях, часто выбирая образы с элементами фантазии и сложным гримом, что отражает ее квир-идентичность и открытость к экспериментам в искусстве. Она отказывается от традиционных гендерных стереотипов, предпочитая унисекс одежду и короткую стрижку, что подчеркивает ее уникальный стиль.
Кроме того, Суинтон нашла «свой квир-цирк» среди таких знаменитостей кинематографа, как Уэс Андерсон и Джим Джармуш, с которыми она регулярно сотрудничает, создавая яркие и запоминающиеся кинопроекты.
Сейчас актриса Тильда Суинтон продолжает активно искать новые пути для реализации своих творческих задумок. Она остаётся частой гостьей международных кинофестивалей, и ни одна премьера с её участием не проходит незамеченной.
В 2021 году Тильда Суинтон сыграла главную роль в драме «Память» режиссёра Апичатпонга Вирасетакула. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале, где он был восторженно принят критиками. Они называли картину «полноценной медитацией» и «двумя часами настоящего искусства». Фильм, представлявший Колумбию, получил номинацию на премию «Оскар», что подтвердило его высокую художественную ценность и актуальность.
На том же Каннском фестивале отличилась и съёмочная группа комедийного фильма «Французский вестник», режиссера Уэса Андерсона. Фотография, на которой запечатлены режиссёр и актёры фильма — Уэс Андерсон, Тимоти Шаламе, Тильда Суинтон и Билл Мюррей — быстро стала вирусной в социальных сетях и вдохновила поклонников на создание множества мемов.
Позируя для совместного кадра с Тимоти Шаламе, известным по роли в драме «Назови меня своим именем», Тильда Суинтон проявила своё чувство юмора, приклеив на его спину бумажку с надписью своего имени. Эта тонкая шутка вызвала улыбки у фанатов и подчеркнула её непринуждённый подход к взаимодействию с коллегами по съёмочной площадке.
Тильда Суинтон продолжает оставаться одной из самых востребованных и уважаемых актрис своего времени. Её способность сочетать участие в высокохудожественных драмах и эксцентричных комедийных проектах демонстрирует её универсальность и талант. Независимо от жанра или характера роли, Суинтон неизменно привносит в свои проекты глубину и уникальное творческое видение, которое ценят и критики, и зрители по всему миру.