Тимофей Трибунцев — биография
Тимофей Владимирович Трибунцев – российский актер театра и кино, получивший широкую известность в 2006 году после выхода фильма Павла Лунгина «Остров», где он исполнил роль отца Анатолия в молодости.
Небольшого роста, слегка взъерошенный, Тимофей Трибунцев, если появляется на экране, то можно быть уверенными, что в предстоящем действии произойдёт оживление и будет красочная актёрская работа. При этом не имеет значение какую он играет роль – ведущую или эпизодическую. Актёр увлечённо работает над любым из своих персонажей. В нём сочетаются внешняя неприметность и внутренняя мощь с накалом страсти, огромный трагикомический потенциал. Кинозрители его помнят не только по фильму «Остров», но и по картинам «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Тихий Дон» Сергея Урсуляка, «День выборов-2», по сериалам «Ликвидация» и «Побег». Театральным зрителям он знаком по спектаклям театра «Сатирикон»: «Король Лир», «Чайка», «Отелло» и ещё ряду других.
Детство
Тимофей Владимирович Трибунцев родился 1 июля 1973 года в городе Кирове на берегу реки Вятки, там и прошло его детство. Отец Тимофея был простым рабочим на заводе, а мать, Татьяна Геннадьевна Семакова, служила актрисой в народном драматическом театре «Гротеск» и служит там по сей день. Вполне закономерно, что будущий актёр пересмотрел все спектакли этого театра и был хорошо знаком с его закулисной жизнью. С 15 лет Трибунцев стал выходить на сцену – его задействовали в некоторых постановках. Руководитель театра Галина Яссиевич в одном из своих интервью охарактеризовала его, как талантливого и отзывчивого человека, а также припомнила как Тимофей волновался перед спектаклями, звонил ей по ночам, чтобы снова и снова уточнять какие-то ньюансы ролей. Сам он считает, что его выступления тех лет были провальными, потому что очень робел при виде полного зала. Однажды на выездном концерте, где он должен был читать интермедию Евгения Петросяна, им овладела такая неуверенность, что Тимофей вовсе отказался выходить на сцену.
Юность
После школы Трибунцев не ринулся поступать в театральный вуз, поскольку не считал себя перспективным актёром, а работу в «Гротеске» воспринимал как хобби. Он стал осваивать разные специальности – был автосварщиком, мастером по ремонту железнодорожных путей, торговал на вещевом рынке и даже служил в милиции. Этот опыт не прошёл даром и пригодился ему впоследствии в создании ролей простых непритязательных людей. Трибунцев работал и продолжал играть в театре. Это увлечение овладело им настолько, что в 25 лет кировчанин решился-таки переехать в Москву с тем, чтобы поступать в Щепкинское училище.
Так в 1998 году, поступив с первой же попытки, Тимофей Трибунцев стал студентом мастеров Малого театра Владимира Бейлиса и Виталия Иванова. Окончив училище в 2002 году, талантливый актёр попал в театр «Сатирикон».
Театр
Константин Райкин позвал Трибунцева для ввода в спектакль Юрия Бутусова «Макбетт» по пьесе Э.Ионеско, в котором актёр исполнил роли Макола и Охотника за бабочками, продемонстрировав широкий диапазон профессиональных возможностей и сценической заразительности. Тимофей настолько гармонично вписался в замысловатый эстетический мир Бутусова, что в дальнейшем он стал участником всех постановок режиссёра в «Сатириконе». Его граф Риверс и Ричард герцог Йоркский в трагедии У. Шекспира «Ричард III» (2004 год) вызвали восторг и зрителей, и критики, а граф Кент в «Короле Лире» (2006 год) был ещё и отмечен премией «Чайка».
В Бутусовской «Чайке» по А.Чехову (2011 год) Трибунцев играет нервного, слабого, мечущегося Треплева, в «Отелло» по У.Шекспиру (2013 год) – терпеливого продуманного Яго, и оба спектакля «держатся» на его мастерской игре.
В постановках Константина Райкина незаурядный актёр также проявил свои профессиональные возможности. Он был блистателен как в роли Билла в «Смешных деньгах» Р. Куни (2005 год), так и отца Уэлша в «Сиротливом Западе» М. Макдонаха (2007 год). В спектакле «Дон Жуан» по Мольеру (режиссёр Е. Перегудов, 2018 год) Тимофей Владимирович удивил всех неожиданно новым прочтением образа Дон Жуана и продемонстрировал работу на равных в бесподобной связке с Райкиным в роли Сганареля. За годы работы в «Сатириконе» Трибунцев стал ведущим актёром театра.
Помимо «Сатирикона» он успешно сотрудничает с другими театрами Москвы и играет в ряде независимых проектов. Его можно видеть в ЦИМе со спектаклем на двоих «Ежик и Медвежонок» Сигрид Стрём Рейбо, в постановках Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой (моноспектакль «1900» по повести Алессандро Барикко, «Точка слева» по мотивам сказок Туве Янсон), Московского драматического театра имени Пушкина («Барабаны в ночи» Бертольда Брехта), Центра драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина («Повесть о капитане Копейкине», «Смерть Тарелкина», «Галина Моталко»), Другого театра («Санта-Круз»), театра «Практика» («Этот ребёнок»), Театрального сообщества «814» («Сны Родиона Романовича»), Независимого театрального проекта («Дед Мороз — Мерзавец»).
По словам актёра, серьёзные трагические роли ему удаются лучше всего. За роль Бориса Годунова в спектакле режиссёра Дмитрия Крымова «Борис» (проект продюсера Леонида Робермана и Музея Москвы) в 2021 году Тимофей Трибунцев получил национальную театральную премию «Золотая маска».
Кино
Тимофей Трибунцев дебютировал в кино в студенческое время в 16-ой серии «Дальнобойщиков» (2001 год), но настоящую известность он получил, сыграв героя Петра Мамонова в молодости в фильме Павла Лунгина «Остров» (2006 год).
Последующие годы оказались очень плодотворными в творческой биографии актёра. Трибунцев много снимался. С его участием вышли такие популярные фильмы и сериалы как: «Глянец», «Завещание Ленина», «Ликвидация» (2007 год), «Убийство в дачный сезон», «Юрьев день» (2008 год), «Исаев», «Любка», «Чертова дюжина» (2009 год).
В кино Трибунцев чаще всего играет роли второго плана. Внешне непримечательный, но колкий, он всегда очаровывает своей открытой улыбкой. Его герои в большинстве своём – маргиналы, смешные простодушные чудаки, пьяницы, неприспособленные к жизни люди, обладающие загадочной русской душой. Актёр одинаково органичен и в роли забулдыги в ленте «Юрьев день» и в роли странного математика в сериале «Что и требовалось доказать» (2016 год). Его маньяк Коля «Пиночет» в сериале «Метод» (2021 год) – одно из лучших воплощений асоциального типа. Актёр играет тщедушного с виду человека с дьявольским блеском в глазах.
Ещё один тип людей, подвластный таланту актёра – государственные функционеры, с образами которых Трибунцев справляется с удивительной холодностью и прагматичностью. Это персонажи, за обманчивой внешней несуразностью которых кроются опасные зловещие люди.
Особое место в фильмографии актёра заняли короткометражные фильмы. В 2012 году появился фильм Жоры Крыжовникова «Проклятие», где Трибунцев сыграл малоизвестного актёра детского театра, который ради получения роли на кинопробах выдаёт себя за знаменитость. Когда ему отказывают, этот персонаж выдает яростный матерный монолог униженного несостоявшегося актёра. Тимофею Владимировичу часто задают вопрос, не было ли это его личной исповедью, настолько естественно звучит монолог. Трибунцев поясняет, что он всегда полностью перевоплощается в своих героев, а ему как профессионалу грех жаловаться на невостребованность. В этой короткометражке он стал своего рода рупором неудачливых актёров, живущих в постоянном ожидании работы.
В 2014 году Трибунцев снова сыграл у Жоры Крыжовникова в чёрной комедии «Нечаянно». Лента получила главный приз кинофестиваля «Кинотавр» как лучший короткометражный фильм.
Зрителям также должны были запомниться его роли в сериалах «Побег» (2010 год), «Одесса-мама» (2012), «Петр Лещенко. Все, что было…» и «Две зимы и три лета» (2013 год), «Пациенты» (2014 год), «Тихий Дон» и «Родина» (2015 год), «Подкидыш» (2019 год). Вершиной кинокарьеры актёра можно назвать философскую притчу «Монах и бес» Николая Досталя (2016 год), где у Трибунцева роль монаха-чудотворца Ивана, принесшая ему несколько кинопремий и наград. В 2016 году гильдия киноведов и кинокритиков назвала его лучшим артистом года.
В 2017 году Трибунцев стал участников видеопроекта «Читаем Онегина», опубликованного на сайтах пушкинских музеев, причём он оказался одним из лучших чтецов этого проекта. В день памяти Александра Пушкина, 10 февраля, на экранах, размещённых в центральных точках Москвы, состоялась трансляция этой коллективной видеокниги. В том же году на телеэкранах стартовал комедийный сериал «Килиманджара» с заметным участием артиста и фильм-фэнтези «Легенда о Коловрате».
В 2018 году Трибунцев порадовал зрителей новой серией ярких образов —ролью чудака-доктора Соломона в приключенческой комедии «Вечная жизнь Александра Христофорова», адвоката Даниила Головкина в комедийном сериале канала ТНТ «Домашний арест», в 2019 году –журналиста Ёнко Семёнова в детективе «Мёртвое озеро», мага Светозара в фэнтезийной картине «Последний богатырь». За роль адвоката в сериале «Домашний арест» Тимофей Владимирович получил премию Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино как лучший исполнитель роли второго плана.
В 2020 году с ожидаемым успехом вышло продолжение франшизы «Последний богатырь: Корень зла» и остроумный киноальманах Семена Слепакова «Окаянные дни», посвящённый самоизоляции в дни карантина, в котором Трибунцев сыграл роль мастера йоги в двух новеллах проекта: «Массаж по удаленке» и «Тело боли».
Тимофей Владимирович сыграл в кино более сотни ролей и продолжает сниматься, его популярность и востребованность прибавляется с каждым днём. Кинематографическую судьбу актёра можно считать очень удачной, поскольку ему довелось поработать лучшими режиссёрами российского кино – с Андреем Кончаловским, Кириллом Серебренниковым, Юрием Морозом и Александром Прошкиным.
Особого внимания заслуживает недавно вышедший фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» (2021 год), где у Трибунцева сразу несколько ролей.
Личная жизнь
Первый ранний брак Тимофея Трибунцева распался из-за его переезда в Москву. Дочь Александра, родившаяся, когда актёру было 20 лет, после развода родителей осталась с матерью в Кирове, но Тимофей Владимирович не теряет связи с дочерью, часто с ней видится и перезванивается.
Свою вторую супругу Ольгу Тенякову актёр встретил в Щепкинском училище. После окончания вуза молодожёны попали в разные театры. Он – в «Сатирикон», а Ольга сначала работала в Московском Новом драматическом театре, затем – в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой и в «Практике». Кроме того, с 2007 года она стала преподавать сценическую речь в родном училище. Первое время супруги были всецело поглощены профессией и откладывали рождение детей. Лишь в 2014 году в семье появился сын Прохор. Его фотографии Трибунцев частенько размещает в своём аккаунте на сервисе Instagram.
Избранная фильмография
- 2002 Провинциалы
- 2004 Штрафбат
- 2006 Остров
- 2007 Глянец
- 2007 Жестокость
- 2007 Завещание Ленина
- 2007 Ликвидация
- 2007 Сыщик Путилин
- 2008 Юрьев день
- 2009 Деревенская комедия
- 2009 Исаев
- 2009 Крест в круге
- 2009 Любка
- 2009 Пелагия и белый бульдог
- 2009 Человек, который знал всё
- 2010—2011 Побег
- 2010 Громозека
- 2010 Счастье моё
- 2011 Баллада о бомбере
- 2012 Дорога в пустоту
- 2013 Пётр Лещенко. Всё, что было…
- 2014 Две зимы и три лета
- 2014 Кураж
- 2014 Последний вагон. Весна
- 2014 Куприн
- 2014 Нечаянно
- 2014 Уходящая натура
- 2015 Родина
- 2015 Тихий Дон
- 2015 Метод
- 2015 Фарца
- 2016 День выборов 2
- 2016 Монах и бес
- 2017 Легенда о Коловрате
- 2018 Килиманджара
- 2018 Домашний арест
- 2019 Мёртвое озеро
- 2019 Подкидыш
- 2020 Проект «Анна Николаевна»
- 2020 Серебряные коньки
- 2020 Доктор Лиза
- 2021 Полёт
- 2021 БУМЕРанг
- 2021 Пищеблок
- 2022 Бансу