Уолт Уитмен — биография
Уолт Уитмен — американский поэт и публицист, наиболее известный благодаря своему сборнику стихов «Листья травы».
Детство
Уолт Уитмен появился на свет 31 мая 1819 года на острове Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк. Его нарекли именем отца, но в семье его стали называть Уолтом, упростив полное имя Уолтер. Когда мальчику исполнилось четыре года, его семья переехала в Бруклин. В семье Уитменов подрастали также старший брат Джесси, четыре младших брата, трое из которых носили имена в честь президентов США, и две младшие сестры.
Детство Уолта было нелегким: он вспоминал его как полное тревог и трудностей. Обучение в школе завершилось для него в одиннадцатилетнем возрасте, после чего он начал работать посыльным у адвокатов, чтобы помогать семье. До того, как начать литературную деятельность, Уитмен попробовал себя в различных профессиях: он трудился наборщиком в типографии, библиотекарем, учителем и редактором местных газет. В молодые годы Уолт пешком обошел 17 штатов Америки, что помогло ему ближе познакомиться с жизнью страны и людьми, о которых он позже писал в своих произведениях.
Творчество
Уолт Уитмен признан реформатором американской поэзии, его творчество стало настоящей революцией в литературе. В своем знаменитом сборнике «Листья травы» (1855–1891) он воплотил идеи очищающего воздействия близости к природе, возведя их до космического уровня. Для Уитмена каждая личность и каждый предмет в мире священны, рассматриваемые сквозь призму бесконечной эволюции Вселенной. Поэт выразил идею единства со всем миром через образ лирического героя, который, словно перевоплощаясь, обретает черты других людей и даже неодушевленных объектов. Уитмен стал певцом «мировой демократии» и всеобщего братства, воспевая труд, науку, любовь и товарищество, свободные от социальных преград. Это делает его одним из первопроходцев свободного стиха.
Идея демократии, пропитавшая «Листья травы», позволила этому произведению стать символом литературной революции. Книга была признана одним из ключевых событий XX века, а свободный стих (или верлибр), с которым Уитмен экспериментировал, открыл новую страницу в истории поэзии. Уитмен стал новатором стиховой системы, отступив от рифмы и размерности, которые считались неотъемлемыми чертами классической поэзии.
Творческое мироощущение Уитмена потребовало новых художественных форм, и самым радикальным новшеством «Листьев травы» стал верлибр, который поэт разрабатывал как сложный синтез фольклорного и библейского стихов, включавший синтаксический параллелизм и ритмически однородные каталоги — перечни, усиливавшие ораторское звучание. В стихах Уитмена отсутствуют традиционные рифмы и размеры, зато присутствуют аллитерации и ассонансы, придающие текстам гармоничность и завершенность. Такой подход был непривычен и даже отвергался современниками, для которых стихотворение без рифмы и традиционной структуры выглядело вызывающе и непривычно.
Стремясь создать стихотворение, которое было бы естественным, как дыхание, Уитмен отверг канонические формы, полагая, что те подавляют живое творчество, превращая поэзию в безжизненный литературный жанр. Так Уитмен заложил основы новой поэтики, которая получила интенсивное развитие в XX веке, особенно в англоязычных странах. Одним из первых, кто осознал значение его вклада в развитие поэзии, был Иван Тургенев. В русской литературе по духу к Уитмену наиболее близки Велимир Хлебников и Владимир Маяковский, которые тоже стремились к разрушению формальных рамок и поиску новых выразительных средств в поэзии.
Одним из важнейших произведений в творческом наследии Уолта Уитмена стал сборник стихов «Листья травы», который впервые увидел свет в 1855 году с тиражом в 795 экземпляров. На протяжении всей жизни Уитмен неоднократно возвращался к этому сборнику, постоянно расширяя и дорабатывая его. Если в изначальной версии было лишь 12 стихотворений, то к последнему изданию их число возросло более чем до 400.
Идея создания «Листьев травы» зародилась у Уитмена после прочтения эссе Ральфа Уолдо Эмерсона, в котором тот обосновывал необходимость появления в Америке национального поэта. Название сборника отражает игру слов, создающую многослойное значение и перекликающееся с символизмом природы, позднее интерпретированное в стихах Анны Ахматовой, написанных спустя столетие.
Уитмен считал, что поэзия должна звучать свободно и естественно, подобно дыханию. Поэтому во всех стихотворениях сборника, за исключением одного, он избегал рифм и классических стихотворных размеров. Благодаря своему новаторскому подходу к форме, Уитмен получил признание как «отец верлибра» — свободного стиха, который открыл новые горизонты для поэзии.
Первым переводчиком стихов Уитмена на русский язык стал Иван Тургенев, однако наиболее точной русификацией верлибров американского поэта считается работа Корнея Чуковского, сумевшего передать уникальную поэтику Уитмена и сохранить дух его произведений.
Личная жизнь
Уолт Уитмен отличался активной гражданской позицией и был известен своими взглядами против рабства и алкоголизма. Во время Гражданской войны он работал медбратом, оказывая помощь раненым солдатам. Впечатления и записи, сделанные Уитменом в этот период, послужили основой для оперы Мэтью Айкона «Перекресток», премьера которой состоялась в 2016 году. Уитмен также придерживался теории, что Уильям Шекспир — это литературный псевдоним, под которым скрывалась группа авторов, а не один человек.
Помимо поэзии, Уитмен занимался вопросами мужского здоровья. В своей книге «Мужское здоровье и тренировки» он рекомендовал регулярную ходьбу и купание без одежды, а также пропагандировал ношение бороды, ставшей неотъемлемой частью его образа. Среди других его рекомендаций были солнечные ванны и мастурбация, которую он считал естественной и необходимой для полноценной жизни мужчины.
В 1890 году, на закате своей жизни, Уитмен неожиданно заявил в интервью, что долгие годы находился в фактическом браке с женщиной, которая родила от него шестерых детей, двое из которых умерли в младенчестве. Однако он отказался назвать имя этой женщины и не предоставил других деталей, что оставило его заявление под сомнением.
Тем не менее, большинство биографов склонны считать Уитмена гомосексуалом. Среди предполагаемых партнеров поэта называют Билла Лаккета, Гарри Стенфорда и вагоновожатого Питера Дойла. Роман с актрисой Эллин Грей исследователи считают платоническим. Уитмен, стараясь скрыть свою ориентацию, часто изменял местоимения в своих стихах, заменяя «он» на «она» в произведениях, посвященных любви, чтобы смягчить общественное восприятие.
Смерть
В 1873 году, пережив инсульт, Уолт Уитмен оказался частично парализован — у него отказала левая половина тела. Состояние поэта ухудшилось после повторного кровоизлияния в мозг в 1888 году, что нанесло непоправимый ущерб его здоровью. В марте 1892 года Уитмен, известный как «певец свободы», скончался. Причиной смерти врачи указали воспаление легких, перешедшее в плеврит, что стало последним ударом для его ослабленного организма.
Творчество и жизнь Уолта Уитмена стали источником вдохновения для литературы, кино и телевидения 20-го века. Его биография и поэзия нашли отражение в произведениях таких авторов, как Майкл Каннингем («Избранные дни») и Джон Грин («Бумажные города»), а также в фильмах и сериалах, включая «Общество мертвых поэтов», «Дневник памяти», «Во все тяжкие», «Карточный домик» и «Доктор Куин, женщина-врач». Знаковая цитата из «Песни большой дороги» прозвучала в финальной серии советского мини-сериала «Смок и Малыш».
Кроме того, творчество Уитмена вдохновило музыкантов: в 2016 году Игги Поп выпустил альбом *The Leaves of Grass*, состоящий из музыкальных композиций на основе стихов великого американского поэта.