Вадим Спиридонов — биография
Вадим Спиридонов, советский киноактер, заслуженный артист РСФСР, кинорежиссер. Активно занимался и озвучиванием. Родился в октябре 1944 года в Москве. Снял один короткометражный фильм «Два человека», Заслуженный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР. Наиболее известен по исполнению ролей в драме «Вечный зов», «Печки-лавочки», «Юность Петра» и другим.
Вадим Спиридонов родился в октябре 1944 года в Москве. Отец его родом из Тульской области, а мама — москвичка. Внешность артиста типично русская, поэтому многие почему-то думали, что родом он из Сибири, другие полагали, что он из Беларуси. Но на самом деле он коренной москвич, что, однако, не помешало ему прекрасно перевоплощаться в людей из русской глубинки.
Интересно, что иногда в сети появляются сведения о каком-то криминальном прошлом исполнителя, что тоже выдумки. Да, биография многих артистов сопряжена с разнообразными мифами и легендами, не стал исключением и Вадим Семёнович.
Детство и первые шаги в искусстве
Мальчик рос подвижным, активном, умел постоять за себя. Его детство прошло в Сокольниках. В то время Москва только лишь оправлялась от перенесенных ран второй мировой войны, поэтому было много беспризорников, люди были поглощены восстановлением быта. Однако несмотря на послевоенную разруху работали не только школы, но и театральные кружки, дворцы пионеров.
Во многом советская власть целенаправленно поощряла их развитие, чтобы отвлечь тысячи беспризорников от криминала. Дети с удовольствием занимались в самых разных кружках, секциях. А Вадиму по душе были занятия в театральной студии, которую он посещал с большим удовольствием. Кроме того, увлекся он и боксом, стремясь развить в себе мужественность, выносливость.
После 8 класса школы по семейным обстоятельствам ему пришлось перевестись в вечернюю, что подразумевало обязательную работу. Он устроился на завод помощником рабочего, на этом же заводе трудился и его отец. Такое положение вещей ничуть не смущало будущую звезду советского кино, поскольку он твёрдо решил, что после завершения обучения станет артистом.
Собственно, так и произошло. Когда он получил заветный аттестат зрелости, то отправился в Школу-студию МХАТ, где и был принят в число студентов с первой попытки. Казалось, мечта почти исполнилась. Однако во время учёбы случился неприятный инцидент: молодой человек ввязался в драку, вступился за девушек. Это событие было воспринято крайне негативно руководством заведения. Было организовано собрание, где драку признали существенным основанием для отчисления. Однако через какое-то время, разобравшись в ситуации, ему предложили продолжить учёбу. Но он отказался, посчитал такое развитие событий несправедливым. Возможно, это и к лучшему, ведь вместо этого он подал документы в Щукинское училище и во ВГИК. Полтора года, на которые он был отстранен от учёбы, он не терял даром, устроился в театр и работал обычным мастером сцены. Конечно, это дало ему представление об изнанке актерской профессии. Он видел, как проходят спектакли, как артисты готовятся к своим ролям.
Его приняли и в Щукинское училище, и во ВГИК, приёмные комиссии в обоих учебных заведениях оценили его потрясающую мужественность, харизму, открытый и уверенный взгляд. Да, стало понятно, что он идеальный кандидат для исполнения ролей честных и мужественных людей. Эти роли всегда были в особом фаворе в кинематографе.
Он попал в мастерскую к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой, которые умели зажигать звезды. Вместе с ним учились Наталья Гвоздикова, Наталья Белохвостикова и другие артисты, которые впоследствии также громко заявили о себе.
Начало профессиональной карьеры
В 1971 году он успешно закончил обучение во ВГИКе и сразу на него обратили внимание режиссеры. Его пригласили работать в Театр-студию киноактера. Артист потрясающе создавал как отрицательные, так и положительные образы, у него был огромный талант, харизма, драматический темперамент. Например, он играл полицаев, бывших кулаков. В картине «Судьба» он сыграл Макашина, отвратительного героя, полиция. Сыграл он его так достоверно, что его буквально возненавидели все фронтовики Советского Союза. Он был очень убедителен о своих ролях, поэтому зрители считали, что он и в жизни такой. Они абсолютно не замечали актерской игры, ведь она была потрясающе естественная. Люди были уверены, что артист играет самого себя. Ему часто в спину неслись проклятия, иногда его даже пытались побить. Конечно, артист не обижался на это, понимая, что это издержки профессии. Кому-то в фильмах нужно играть не только положительных персонажей, но и отрицательных.
После окончания ВГИКа его пригласили в театр-студию Киноактера. Режиссеры смело доверяли ему отрицательные и положительные образы, будучи уверенными, что справится он на отлично. Особенно часто в профессиональной биографии Спиридонова встречаются роли в военных картинах, поскольку в артисте чувствовалась особая стать, выправка. Сказывалось и его увлечение спортом. Вадим Семёнович обладал внушительным телосложением, широкими плечами, что также прекрасно смотрится на экране.
Особенности творчества
Первая картина с его участием вышла в 1969 году, на тот момент артисту было 25 лет. Это фильм «У озера», советский, черно-белый, двухсерийный. Это драма, которую поставил Сергей Герасимов. Он старался снимать своих выпускников. Считалось хорошей приметой попасть в мастерскую к Тамаре Макаровой и Сергею Герасимову. Фильмы режиссера всегда были удачными, вызывающими интерес, а задействовал он в них своих студентов. И выходили они из ВГИКа уже известными, уверенно заявившими о себе. Последний фильм в фильмографии датируется 1989 годом. Это детектив «Криминальный квартет» и детективный фильм «Сувенир для прокурора». Да, чувствуется, что в самом конце 80-ых годов режиссеры всё более стали склоняться к созданию детективов. Такая тенденция сохраняется и сейчас.
Одной из главных стоит назвать эпопею «Вечный зов». Этот фильм снимался в течение 10 лет 1973 по 1983 год. В нём артист тоже предстал в образе отрицательного героя, вновь сыграв его потрясающе убедительно.
Его стали узнавать повсеместно, но, к счастью, большинство людей, всё-таки, понимало, что стоит отделять личность артиста от осознанного образа на экране.
В этом фильме он сыграл Фёдора Савельева, кулака, который не вызывает положительных эмоций ни у кого. Хотя при этом он не лишен обаяния, мужественности. До сих пор эта картина считается образцом потрясающего мастерства, ее изучают в профильных заведениях, она навсегда вошла в сокровищницу национального кинематографа.
Стоит отметить и картины, где артист предстал в положительных, героических образах, как правило, военных. Например, драма «Батальоны просят огня», а также «Дожить до рассвета», «Укрощение огня», «Оглашению не подлежит» и других.
В кого только не перевоплощался артист! Он играл рабочих, военных разных рангов, простых людей, чиновников, бригадиров, кулаков, полицаев, инженеров, председателя коммуны, командиров, сыграл он и стрельца-сторонника царевны Софьи в фильме «Юность Петра». Появлялся он в роли ученого, советского героя-летчика, сыграл он даже Будённого. В своей последней картине «Криминальный квартет» он сыграл Лобанова, криминального авторитета.
Сложно сказать, как сложилась бы жизнь артиста, если бы он не умер буквально перед распадом СССР. Возможно, его бы и дальше стали приглашать в криминальные драмы, сериалы, поскольку его типаж поразительно удачный для кинематографа.
Есть версия, что нестабильность в кино, театре, во многих других сферах, которая уже вовсю ощущалась в 80-ых годах, подкосила его здоровье. Он подсознательно не желал, а, может быть и боялся вступить в новую эпоху, где жизнь будет протекать по совершенно иным канонам. И особенно остро новая формация затронет сферу искусства.
Личная жизнь, последние годы
Вадим Семёнович был настоящим однолюбом. Он влюбился в очаровательную девушку, жившую по соседству. Она была старше него на 2 года. Долгое время он не решался признаться в чувствах, но выражал свою симпатию, дергая за косички, выбивая из-за рук портфель. Повзрослев, их пути разошлись, так как Вадим переехал из Сокольников. Но однажды, совсем скоро после переезда, они вновь встретились во дворце культуры и больше не расставались.
Как только Вадиму исполнилось 18 лет, он сделал предложение руки и сердца своей возлюбленной, и пара поженилась. Пришлось делать это в тайне от родителей, так как они не одобряли такие ранние браки, и никто не мог гарантировать, что эти чувства настоящие. Однако так и получилось, ведь всю жизнь Вадим Семёнович прожил со своей супругой. Впоследствии она признавалась, что совместная жизнь вовсе не была гладкой несмотря на то, что актер был предан семье на все сто.
Характер у него, как у подавляющего большинства людей искусства, довольно вспыльчивый, переменчивый, эмоциональный. Но всё-таки паре хватило мудрости сохранить свои отношения, они прожили вместе почти четверть века. Однако детей у них не было. Одно время они подумывали над тем, чтобы усыновить ребенка из детского дома, но как-то не сложилось.
Известно, что актер был очень скромным и неприхотливым в быту человеком, он не стремился выбивать у высокого начальства квартиры, звания, прочие заслуги. Он жил в обычной квартире на окраине Москвы и не стремился к большему. Возможно, он предчувствовал, что жизнь его будет очень короткой. К сожалению, так и случилось. Актёр готовился к съемкам в фильме, что должен был сниматься в Белоруссии. Он прилёг отдохнуть перед длительной поездкой, но от остановки сердца умер во сне. Жена, которая решила разбудить его, чтобы он не опоздал на самолёт, обнаружила, что он уже не дышит. Артиста похоронили 10 декабря 1989 года на Ваганьковском кладбище города Москвы.
Избранная фильмография
- 1969 — У озера
- 1972 — Печки-лавочки
- 1973–1983 — Вечный зов
- 1977 — Судьба
- 1980 — Юность Петра
- 1982 — Вокзал для двоих
- 1985 — Батальоны просят огня
- 1989 — Сувенир для прокурора