Валерий Фокин

Валерий Фокин — биография


Валерий Фокин — советский и российский режиссёр, актёр и педагог. Он является президентом Национального драматического театра России и народным артистом РФ.

Детство

Валерий Владимирович Фокин родился в начале 1946 года в Москве, где прошло его детство и юность. В семье Фокиных царило глубокое уважение к искусству, что оказало заметное влияние на формирование интересов мальчика. С ранних лет Валерий проявлял склонность к художественному творчеству, рано освоил чтение и с увлечением занимался рисованием.

Старшие, замечая таланты ребенка, приняли решение развивать его способности и записали Валерия в художественную школу. Здесь среди сверстников он быстро прослыл способным графиком и мастером пейзажной живописи. Однако стремление к искусству не мешало ему успешно завершить среднее образование, а затем поступить в столичное Московское академическое художественное училище (МАХУ), где он оказался среди вдохновенных и креативных личностей.

Валерий Фокин
Валерий Фокин в молодости

Получив диплом по специальности изобразительное искусство, Фокин нашел применение своим умениям, присоединившись к кругу театральных художников-декораторов, востребованных в постановках тех лет. Начав свою карьеру с работы над оформлением сценических постановок в студии при Доме культуры имени Зуева, он вскоре понял, что театральная среда его захватила. Мир театра, полный творческих личностей, вдохновлял молодого художника, и к середине 1960-х годов он решился на поступление в Высшее театральное училище имени Бориса Щукина.

Учеба в «Щуке» под руководством таких выдающихся педагогов, как Борис Евгеньевич Захава и Марианна Рубеновна Тер-Захарова, стала важной вехой в жизни Фокина. В студенческие годы он принял участие в ряде постановок, включая такие известные пьесы, как «Чужая жена и муж под кроватью», «С вечера до полудня», «Время благих намерений», «Пышка» и «Нос». Эти спектакли стали его первыми профессиональными шагами на сцене, где он работал бок о бок с опытными наставниками, набираясь знаний и мастерства.

Карьера в театре

В 1970 году Валерий Фокин присоединился к московскому театру «Современник», где быстро зарекомендовал себя как талантливый режиссер и завоевал признание коллег. Каждая новая постановка выпускника училища имени Бориса Щукина становилась значимым культурным событием, благодаря его уникальному режиссерскому подходу и оригинальному прочтению классических произведений.

Валерий Фокин
Валерий Фокин в молодости

Среди его постановок были такие известные спектакли, как «Валентин и Валентина», «С любимыми не расставайтесь», «Ревизор» и «Провинциальные анекдоты». Зрители ценили в этих работах глубину и зрелость, отражающие утонченный вкус, воспитанный с детства. В интерпретациях произведений Альфреда де Мюссе, Юлиана Семенова, Федора Достоевского и других авторов присутствовали новаторский подход и стремление к художественному эксперименту.

Значительное влияние на развитие Фокина оказала Галина Волчек, которая в начале его карьеры была для него наставником и, как художественный руководитель «Современника», активно поддерживала его. Она помогала Фокину в создании таких постановок, как «Погода на завтра», «Риск» и «Поиск 891», участвуя в работе над сценическими воплощениями произведений отечественных и зарубежных драматургов.

В 1980-е годы Фокин вошел в состав театральной элиты, сотрудничая с труппами студии Олега Табакова и театра «Сатирикон». Получив широкое признание, он возглавил театр имени Ермоловой, где были поставлены его знаковые спектакли «Приглашение на казнь» и «Говори!». Параллельно с театральной деятельностью он участвовал в работе комиссий, занимающихся вопросами творческого наследия и искусства.

Валерий Фокин
Валерий Фокин

В начале 1990-х Валерий Фокин занял пост художественного руководителя и генерального директора театрального центра имени Всеволода Мейерхольда, что дало ему возможность работать с ведущими актерами страны. В этот период он реализовал множество накопившихся творческих идей, поставив такие спектакли, как «Мистерии», «Еще Ван Гог…», «Превращение», «Воздушный город» и «Арто и его двойник». Его работы высоко ценились за рубежом, и режиссера приглашали в такие страны, как Германия, Финляндия и Польша, где он также проводил мастер-классы и работал над своими сценариями и материалом для будущих книг.

В 2000-е годы, став художественным руководителем Александринского театра, Фокин погрузился в жизнь Санкт-Петербурга. Здесь он подарил новую жизнь классическим пьесам, среди которых «Гамлет», «Ревизор» и «Женитьба», а также постановкам «Литургия ZERO», «Живой труп» и «Двойник», которые пользовались большим успехом.

В 2020 году, в условиях пандемии COVID-19 и ограничений на проведение массовых мероприятий, Фокин вместе с коллегами из Санкт-Петербурга инициировал создание онлайн-проекта «Другая сцена». В рамках этого проекта писатель Борис Акунин представил мультижанровое произведение «Драма на шоссе», которое собрало широкую аудиторию, привлеченную необычным форматом интерактивного театра.

Валерий Фокин

С окончанием ограничений в «Александринке» успешно возобновили показ спектакля «Рождение Сталина», который был встречен аншлагом, так как зрители скучали по театральным постановкам в условиях изоляции. Также Фокин инициировал проект «Другая сцена», сочетающий традиционное искусство с современными цифровыми технологиями. В 2021 году в рамках этого проекта прошел фестиваль, представивший серию спектаклей и инсталляций от молодых авторов, осмысляющих прошлое с позиций современной культуры.

На обновленной сцене также прошла премьера спектакля «Честная женщина» — совместной работы Валерия и Кирилла Фокиных, где сын выступил в качестве сценариста, а отец — режиссера, что стало символом преемственности поколений и обновления творческого наследия.

Кинорежиссер

Валерий Фокин начал сотрудничать с кинематографистами еще в молодые годы, стремясь адаптировать свои театральные постановки для широкой аудитории. Экранизации его спектаклей, которые транслировались на центральных каналах Советского Союза и России, получили большую популярность среди зрителей. В честь 50-летнего юбилея творческой деятельности Фокина была организована серия мероприятий, включавшая создание телевизионной версии его спектакля «Нумер в гостинице города NN», поставленного по мотивам произведения Николая Гоголя. Этот проект позволил широкой аудитории оценить оригинальный взгляд режиссера на классическую русскую литературу.

Валерий Фокин

Помимо театра, Фокин проявил себя и в качестве кинорежиссера, создавая фильмы, которые отличались глубиной и нестандартным подходом к материалу. Одним из ярких примеров его работы в кино стала драма «Транзит», где главные роли исполнили Михаил Ульянов и Марина Неёлова. Фильм, снятый по пьесе Леонида Зорина, завоевал признание как у критиков, так и у зрителей, впечатленных напряженной атмосферой и мастерской игрой актеров.

Еще одной знаковой экранизацией, созданной Фокиным, стал фильм «Превращение», основанный на одноименной пьесе Франца Кафки. Этот проект позволил режиссеру выразить свой интерес к философским и экзистенциальным вопросам, которые он раскрывал на театральной сцене, перенося их на кинопленку с той же экспрессией и вниманием к деталям.

Общественная жизнь

Валерий Владимирович Фокин внес значительный вклад в сохранение культурного наследия России, создав Театрально-культурный центр имени Всеволода Мейерхольда. Этот центр стал важным очагом для развития театрального искусства, объединяя традиции и новаторские подходы, что позволяло укреплять роль культуры в обществе.

Валерий Фокин

Фокин не остался равнодушным и к делу «Седьмой студии». В преддверии суда над Кириллом Серебренниковым, Алексеем Малобродским, Юрием Итным и Софьей Апфельбаум, художественный руководитель Александринского театра предпринял попытку публично поддержать деятелей искусства. В своем письме, размещенном на официальном сайте театра, он подчеркнул важность соблюдения принципа презумпции невиновности и отметил значимость культурных деятелей в формировании нравственных ценностей нации, посвятившей себя великим достижениям.

Валерий и его сын Кирилл Фокины также вошли в число представителей культуры, подписавших открытое письмо против специальной военной операции России на Украине. В июле 2022 года, согласно сообщениям телеграм-канала «Осторожно, новости», к деятельности Кирилла проявили интерес правоохранительные органы из-за его публикаций в социальных сетях, в которых он критиковал российскую власть.

Личная жизнь

Личная жизнь Валерия Фокина, художественного руководителя Александринского театра, была тесно связана с представительницами богемного круга. Его законной супругой стала Екатерина Правдина, которая приходилась приемной дочерью знаменитому актеру Зиновию Гердту. Однако их брак со временем распался, и после развода Екатерина вновь вышла замуж.

Валерий Фокин
Валерий Фокин с женой

В период их семейной жизни у пары родились сыновья — Орест и Кирилл, которые сохранили фамилию Фокин. В середине 2000-х годов у Валерия Владимировича появились внучки Мария и Татьяна, продолжившие род.

В настоящее время

Валерий Владимирович отметил, что современное время требует особого внимания к культуре, которую нельзя игнорировать или отодвигать на задний план. Тем не менее, в своих интервью Фокин подчеркивает, что для него театр остается единственной верной площадкой для самовыражения и передачи глубоких идей.

Валерий Фокин

Летом 2022 года фотография режиссера появилась в прессе по случаю конференции, посвященной завершению 266-го сезона в Александринском театре. Подводя итоги, Фокин охарактеризовал сезон как сложный, но выразил уверенность в будущем и поделился масштабными планами, направленными на развитие театра и обогащение его репертуара.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Валерий Фокин?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя