Василий Баженов – российский архитектор, один из основателей «русской псевдоготики», масон. При правлении Екатерины II деятельность зодчего оценена не была, поэтому большинство его проектов так и осталось на бумаге.
Сегодня Василий Баженов известен, как талантливейший архитектор и основоположник русского классицизма, однако при жизни его труды далеко не всегда находили признание на родине. Проекты Василия Ивановича были широко востребованы в Европе, он получал предложения о сотрудничестве от самого Людовика XV, а вот в России его работы часто отвергали.
Архитектор родился 12 марта 1737 года в Москве, или, как утверждают некоторые источники, в селе Дольское под Калугой. Отцом мальчика был православный дьячок, служивший в придворной кремлевской церкви. С малых лет Вася проявлял живой интерес к изобразительному искусству, делая зарисовки старинных городских зданий и сооружений.
В шестнадцатилетнем возрасте юноша принял участие в восстановлении сгоревшего дворца Анненгоф, где познакомился с членами артели художников. Опытные товарищи сразу распознали в парнишке талант и доверили ему роспись печей под мрамор. Восстановительные работы шли под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского, который позже пригласил Баженова в созданную им школу архитекторов.
В середине 1750-х Ухтомский возглавил архитектурное бюро Московского университета. При вузе функционировала гимназия, куда по рекомендации мэтра зачислили юного Василия. Молодой человек попал в группу молодых специалистов, которых готовили к поступлению в Академию художеств.
В гимназии Баженов оказался в десятке лучших учеников. Вскоре на юное дарование обратил внимание известный меценат Иван Шувалов, поспособствовавший его переводу в гимназию Санкт-Петербурга. После года обучения Василий был переведен в Академию художеств, находившуюся под управлением Шувалова.
Войдя в число самых успешных студентов, Василий Баженов получил дворянский титул и денежное вознаграждение в размере 100 рублей. В 23 года талантливый молодой человек отправился за границу, чтобы изучить опыт работы европейских коллег. В Париже он поступил в Академию архитектуры, где через год с небольшим успешно сдал выпускные экзамены.
В течение двух лет Василий работал под руководством Шарля де Девальи, обучавшего его секретам входившего тогда в моду классицизма. Одной из ранних работ молодого архитектора стал проект галереи Лувра, который вызвал восторг среди преподавательского состава. Ранняя биография Баженова была омрачена недобросовестным поведением его сокурсников – об этом автор часто вспоминал в своих мемуарах.
Набравшись знаний в Париже, Василий отправился в Рим. В Италии он погрузился в изучение античного стиля, работал над проектом храма Святого Петра. Разработки русского мастера европейцы оценили по достоинству: уже через несколько месяцев его приняли в Академию Святого Луки и наделили правом заниматься архитектурной деятельностью не только в Риме, но и во всей Европе.
В середине 1760-х русский зодчий вновь перебрался во Францию. Здесь он сотрудничал со многими именитыми архитекторами, его наработки использовались для реализации самых грандиозных проектов того времени. Талантливый россиянин получил приглашение к сотрудничеству от самого Людовика XV, но был вынужден отклонить это предложение. Мастер решил вернуться в Россию, где планировал использовать полученный опыт во благо родной страны.
Пока Василий Иванович находился за границей, в России произошел ряд серьезных перемен. Главные изменения коснулись государственной власти, которая в результате дворцовых переворотов оказалась в руках Екатерины II. Баженов возлагал большие надежды на то, что просвещенная императрица окажет поддержку в его архитектурной деятельности, но его ждало разочарование.
За время отсутствия зодчего в Академии художеств приняли новые регламенты. Василий Иванович надеялся получить место на профессорской кафедре, но вместо этого ему пожаловали должность академика архитектуры. Баженов был вынужден покинуть Академию. Вскоре он представил модель Смольного института, однако к возведению здания никто так и не приступил.
В конце 1760-х архитектор дождался аудиенции государыни. Екатерина II предложила ему заняться возведением нового дворца, перепланировкой Красной площади и территории столичного Кремля. Именно после этого проекта Баженова стали называть родоначальником русского классицизма: в своей работе автор использовал элементы классической архитектуры Древнего Рима и Греции. По задумке создателя дворцовое здание располагалось вокруг Кремлевского холма, в его центре находился амфитеатр, на площади которого сходились бы главные столичные улицы.
Строительные работы по реализации проекта начались через год. Архитектурное бюро возглавил Василий Баженов, а на должность его заместителя был назначен другой знаменитый зодчий – Матвей Казаков. Василий Иванович создал модель будущего дворцового здания величиной практически в человеческий рост. Для этого макета построили специальное здание, где вскоре поселился и сам мастер. Тем временем Екатерина II распорядилась о том, чтобы сделать обзор модели общедоступным, однако простолюдины к ее осмотру не допускались.
В 1768-м в личной жизни архитектора произошли перемены – он женился на девушке по имени Аграфена Долгова. Вместе с молодой супругой зодчий поселился в новом доме с видом на Кремлевскую набережную.
В начале лета 1773-го состоялась торжественная закладка первого камня нового дворца. Однако Екатерина II от участия в мероприятии отказалась – к тому времени ее интерес к проекту полностью угас.
Баженов попал в крайне затруднительное положение. Договора с подрядными организациями и поставщиками стройматериалов уже были подписаны, а государственное финансирование вдруг прекратилось. В итоге грандиозный проект так и остался на бумаге, строительство по нему было свернуто. Сегодня модель дворца и прилегающей инфраструктуры можно посмотреть в столичном архитектурном музее имени А. Щусева.
Для Василия Ивановича это было серьезным ударом. Его многомесячный труд был растоптан, сам он попал в тяжелейшее финансовое положение. На тот момент у архитектора уже подрастало четверо детей, денег в семье катастрофически не хватало.
Из всего проекта удалось возвести лишь несколько зданий, остальное строительство было остановлено. Начатый разбор крепостной стены также свернули, и по приказу Екатерины II все вернули в первоначальный вид. Все дальнейшие работы государыня доверила Матвею Казакову.
В 1776 году архитектор вновь обрел надежду стать востребованным, получив новый заказ от императрицы. Самодержица пожелала новую резиденцию в Царицыно, возведение которой решила доверить Василию Ивановичу. Почти десять лет архитектор трудился над чертежами будущего дворца, вкладывая в работу не только знания и опыт, но и душу. Создавая архитектурное чудо в «нежном» готическом стиле, автор целыми днями пропадал на стройплощадке, лично контролируя каждый этап работ. Летом 1785-го ожидался приезд высокопоставленной заказчицы.
Участники проекта были уверены, что государыня останется довольна – ведь на протяжении всего процесса она лично контролировала и одобряла макеты и чертежи. Однако Екатерина прибыла в дурном настроении, прошлась по будущей резиденции и почти сразу же уехала. Причины недовольства императрицы до сих пор остаются загадкой: то ли ее расстроило что-то в пути, то ли действительно не понравился дворец. Как бы то ни было, здание было приказано переделать. Баженов был подавлен, однако нашел в себе силы начать работу заново. Несколько месяцев архитектор и его команда переделывали проект, но итоговый результат вновь не удовлетворил императрицу. Василия Ивановича даже отстранили от должности, правда, вскоре приняли снова, но уже в рамках другой коллегии.
В 1780-х русский зодчий был занят еще одним проектом – строительством столичного дома Пашкова. Впрочем, некоторые исследователи ставят под сомнение авторство Баженова, мотивируя это отсутствием подписи мастера на чертежах.
Причины столь холодного отношения государыни к архитектору объясняются по-разному. Одна из самых популярных версий связывает это с масонской принадлежностью Баженова. В те годы Екатерина II вела активную кампанию против масонов – проводились повсеместные обыски, аресты, допросы. Василий Иванович подозревался в том, что, находясь за границей, он вступил в ложу «Латона» руководимую Николаем Новиковым. Якобы Новиков передавал зодчему запрещенную масонскую литературу, которую последний распространял через знакомых в России.
Получив эту информацию, императрица отстранила архитектора от государственной службы. Василию Ивановичу грозил арест, однако при обыске в его доме указанную литературу не обнаружили. Русский зодчий чудом остался на свободе.
После смерти Екатерины на престол взошел Павел I, и в жизни государства начался новый этап. Надежда на светлое будущее появилась и у Баженова, к которому новый император относился довольно лояльно. Василия Ивановича назначили статским советником и по указу государя пожаловали усадьбу в Тульской губернии. Мастер обосновался в Петербурге, где начал работу над проектом Михайловского замка. К тому времени здоровье архитектора сильно пошатнулось, поэтому строительные работы возглавил его коллега Виктор Бренна. Замысел Баженова был воплощен в полной мере, за исключением незначительных изменений.
В самом конце 18-го века Василий Иванович удостоился должности вице-президента Академии художеств. На этом посту архитектор начал масштабные реформы, направленные на модернизацию устаревших регламентов Академии. Одновременно с этим Баженов трудился над альбомом русского зодчества, который должен был стать первой в России энциклопедией русской архитектуры. К сожалению, завершить этот проект Василию Ивановичу не удалось: 13 августа 1799 года он скончался.
Комментарии
«Почти десять лет архитектор трудился над чертежами будущего дворца» — ЧЕРТЕЖАМИ??? вы в своем уме?
много лишней инфы мне норм