Василий Перов – известный русский художник, был одним из тех, кто учредил Товарищество передвижных художественных выставок.
Василия Перова можно по праву считать самым выдающимся художником-реалистом второй половины XIX века. Всенародная признательность и звание «подлинного певца скорби» он получил еще при жизни. И на это имелись серьезные основания, ведь живописец изображал на своих жанровых полотнах простых людей, часто униженных и оскорбленных, находящихся на грани нищеты и голода, или склонившихся в скорби над умершими родственниками. Ко всему этому добавилась и личная драма Перова, случившаяся в детские годы, и наложившая свой неизгладимый отпечаток на все его творчество.
Родина известного художника – город Тобольск. Именно там, в суровом сибирском климате 21 декабря 1833 года (2 января 1834 года по новому календарю) и родился Василий Перов. Его отец – губернский прокурор, барон Георгий Криденер, просвещенный, свободолюбивый человек, не боявшийся принимать у себя дома ссыльных декабристов. Василий никогда не носил фамилию отца, он незаконнорожденный сын барона. Его мать – Акулина Иванова, вдова мещанина Иванова из Тобольска, родила мальчика вне брака. Родители позже скрепили свой союз официально, обвенчались в церкви, но Василий так навсегда и остался бастардом, иначе его не воспринимали. Он не мог претендовать ни на титул барона, ни даже на фамилию родного отца.
Вначале мальчика записали Васильевым, по фамилии его крестного отца, а Перовым его назвал дьячок, у которого мальчик учился чистописанию, и подавал большие надежды.
Ситуация с родословной выглядела очень трагично еще и потому, что в отцовском роду были сплошь известные люди, и он вел свой отсчет не одно столетие. Предки барона Криденера представляли Российскую империю за границей в качестве дипломатов.
Деятельность главы семьи предполагала частые переезды. Свободомыслящий Криденер не боялся выступать против властей, к тому же, имел острый язык. Он стал автором сатирических стихов, за что его сразу же отстранили от службы. Барону пришлось искать себе новое место, и семья сопровождала его в Петербург, Самару, Арзамас. Останавливались они у родственников. Вскоре барону предложили место управляющего имением в Арзамасе. В 1843 году Василий Перов поступил в Арзамасское уездное училище.
Отец видел, что сын обладает творческими наклонностями, и решил, что ему лучше продолжить обучение в художественной школе Александра Ступина. На тот момент подростку было всего 13 лет. Однажды знакомая пригласила Василия на день рождения, и он сильно напился вместе со своими новыми приятелями. После этого случая отец запретил ему посещать художественную школу. А вскоре барон снова остался без места, и семейство в который раз отправилось вместе с Криденером в поисках работы. Они переезжали еще несколько раз. После того, как окончательно вернулись в Арзамас, Василий получил разрешение заниматься живописью. В это время и началась его творческая биография, он написал свои первые полотна – «Нищий, просящий милостыню», «Народное гулянье в семик», «Деревенская тройка».
Перов понимал, что ему не хватает знаний, и он продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда поступил в 1853 году. Молодой человек познакомился с такими же, как сам, талантливыми художниками – Аполлоном Мокрицким, Иваном Шишкиным, Михаилом Скотти. Однако бытовые трудности не давали ему радоваться жизни и творить в полную силу. У Перова отсутствовало жилье, имелись серьезные финансовые трудности, денег не хватало даже на самое необходимое. Помощь пришла в лице преподавателя Егора Васильева, который предложил талантливому студенту пожить у него. Еще немного, и Перов бросил бы учебу по причине безденежья.
Первый успех и понимание того, что все труды оказались не напрасными, пришел в 1856 году. Академия художеств вручила ему серебряную медаль за этюд с изображением головы мальчика. Спустя год Перов получил большую серебряную медаль за полотно «Приезд станового на следствие». Становилось очевидным, что художник предпочитает реализовываться в творчестве с помощью бытового жанра, что его больше всего интересует, как живут люди, как формируется их характер под влиянием окружающей действительности.
Школу живописи Василий Перов окончил в 1861 году. К этому времени он уже успел получить золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». После описания бытового сюжета и своеобразного социального среза, живописец написал еще одну картину, очень похожую на эту стилем и тематикой. Перов назвал ее «Сельский крестный ход на Пасху».
Оба эти полотна знакомили с российской действительностью, безнравственностью и невежеством, которое характеризовало низшие слои населения. Критики нещадно расправлялись с работами живописца, осуждали его мастерство и смелость. Вокруг полотен Перова велись жаркие дискуссии, результатом которых стал запрет на их демонстрацию в России. Однако у Павла Третьякова хватило мужества, и он купил эту картину, не боясь того, Синод не одобрит его поступок, а автора холста могут вообще отправить в ссылку.
Василий продолжал писать свои картины, по-прежнему, предпочитая бытовые и социальные темы. Он не обращал внимания на споры вокруг его живописи, и вскоре представил еще одну картину – «Чаепитие в Мытищах». Он изобразил ленивого священника за чаепитием, а рядом с ним изможденных голодающих, которых слуга отгоняет от господина.
В 1862 году Императорская академия художеств выдела талантливому художнику стипендию и деньги на его содержание, что позволило Перову уехать за границу на стажировку. Он посетил много европейских городов, зарисовывал бедные кварталы, следил за тем, как работают простолюдины, и живут обездоленные. Сценки, подмеченные острым глазом художника, нашли отражение в полотнах «Слепой музыкант», «Парижская шарманщица» и еще нескольких работах.
Оторванный от родины, Перов сильно тосковал. Он просил академию прервать его стажировку за границей и разрешить вернуться домой. Василий говорил, что не получает никакого вдохновения от своей работы, и созданные на чужбине картины не приносят ему удовлетворения.
Вернувшись домой, живописец продолжил писать в жанре реализма, его интересовал, в основном, социальный контекст. В 1860-х годах Перов начал изображать на своих полотнах детей, крестьян, а также служащих высокопоставленным чиновникам. В 1869 году Василий вступил в кружок «передвижники». Товарищество организовывало передвижные художественные выставки, и первая экспозиция открылась в 1871 году. Там Перов представил не только свои полотна «Охотники на привале» и «Рыболов», но и портреты.
Однако не только живопись занимала все время художника. Он стал педагогом той же Московской школы живописи, ваяния и зодчества, которую в свое время окончил сам. Помимо этого, живописец заинтересовался литературой, и засел за написание рассказов. Он стал автором двух художественных произведений – «Тетушка Марья» и «На натуре (Фанни под №30)», которые рассказывали о его собственном творческом опыте.
Со временем Перов оставил социальную тематику, и начал изображать на своих полотнах жизнь простой русской деревни, а также портреты. Он изобразил Ивана Тургенева, Александра Островского, стал автором полотна «Портрет Ф.М.Достоевского». Этот шедевр представляет русскую портретную школу в ее лучших традициях.
Интересовала Василия Перова и историческая живопись. Он вынашивал идею создания трех полотен, на которых хотел изобразить самые яркие моменты восстания Емельяна Пугачева. Однако он успел закончить работу только над одной картиной, получившей название «Суд Пугачева». Другие сюжеты так и остались нереализованными набросками. В 1881-м Перов написал последнюю в своей творческой карьере картину – «Никита Пустосвят. Спор о вере».
Василий Перов тяготился не только обстоятельствами своего происхождения, в его судьбе было немало трагедий из-за личной жизни. Это очень печалило художника, но одновременно и давало творческое вдохновение.
Василий встретил свою любовь, однако не смог избежать горечи утрат. В 1862 году, перед самым отъездом за границу на стажировку, он обвенчался с Еленой Шейнс, племянницей профессора Рязанова. Однако насладиться в полной мере семейным счастьем художнику не удалось. Спустя пять лет после свадьбы случилось непоправимое – умерла его любимая супруга, оставив его с тремя детьми на руках. Но и это еще не вся беда, свалившаяся на Перова. Двое старших детей умерли вслед за их матерью. Выжить удалось только меньшему – Владимиру. Он продолжил дело своего знаменитого отца, тоже стал художником.
В 1872 году Василий снова пошел под венец, на этот раз с Елизаветой Другановой. Однако это не помогло заживить рану в сердце, оставшуюся после смерти его первой жены. Чтобы меньше думать и вспоминать годы такого короткого семейного счастья с Еленой, художник полностью погрузился в работу. Трудился много, его бесхитростные, берущие за душу полотна, отражали как на ладони «могучую и обильную, великую и притом бессильную матушку Русь».
Василий Перов остался в истории не только как талантливый живописец. Он сумел разглядеть талант у начинающих живописцев, стал для них не только наставником, но и верным другом. Учениками Перова были Сергей Коровин, Николай Касаткин, Андрей Рябушкин, вклад которых в русскую культуру по истине огромен.
Перов никогда не отличался богатырским здоровьем, а тут еще в 1881 году заболел тифом и воспалением легких. Его поместили в небольшую подмосковную Голицынскую больницу, расположенную на усадьбе Кузьминки (сейчас эта территория относится к Москве). Эти серьезные заболевания окончательно подорвали его физическое состояние, и привели к смерти 10 июня 1882 года. Известный художник Василий Перов скончался в 48 лет в той же клинике. Местом упокоения Василия Перова стало монастырское кладбище Данилова монастыря. Его могилу украсил скромный памятник, в виде креста на Голгофе.
Спустя некоторое время прах художника перезахоронили на монастырском кладбище Донского монастыря. Точная дата этого события неизвестна. На месте нового захоронения Василя Перова установили памятник, его автор — скульптор Алексей Елецкий.