Вениамин Каверин – российский и советский писатель, прозаик и драматург. Автор приключенческого романа «Два капитана», ставшего настоящим бестселлером для молодежи СССР.
Девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» стал для автора «Двух капитанов» Вениамина Каверина визитной карточкой и даже смыслом жизни. История, которой зачитывалась молодежь прошлого столетия, актуальна среди любителей приключений и сегодня.
Настоящее имя драматурга и прозаика – Вениамин Зильбер. Творческий псевдоним он выбрал, вдохновившись пушкинским гусаром-дуэлянтом Петром Кавериным, представленным в «Евгении Онегине» под своим именем. Судьба сложилась так, что Вениамин Александрович перенял от своего прототипа ключевые человеческие качества – откровенность и нежелание избегать острых углов.
Писатель родился 19 апреля 1902 года в старинном русском городе Псков. Родители – военный капельмейстер Абель Зильбер и владелица музыкальных лавок Хана (Анна) Дессон были евреями. Веня был самым младшим ребенком в семье, где подрастало две девочки и четыре мальчика.
Вспоминая о своей ранней биографии, автор отмечал, что воспитывался в недружной, но все же любящей семье. Отец редко бывал дома – основную часть времени он проводил в казарме, репетируя с оркестром строевые марши. Управляться с хозяйством и шестью разновозрастными отпрысками матери приходилось в одиночку.
Анна Григорьевна не уступала супругу в музыкальной одаренности. В юности она окончила московскую консерваторию и отлично играла на фортепиано. Этот навык помогал женщине вносить свою лепту в семейный бюджет: в дом часто приходили ученики брать платные занятия.
Кроме того, энергичная Анна Зильбер являлась главным организатором выступлений столичных артистов в глубинке. Благодаря ее стараниям, в Псков приезжали такие знаменитости, как Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская. Всех детей мать обучила игре на разных музыкальных инструментах и приобщила к чтению книг. С малых лет сестры и братья Зильбер с интересом прислушивались к разговорам взрослых о культурных событиях в России.
Младшему Вениамину были безумно интересны дискуссии старших детей с их приятелями, ставших впоследствии известными в стране писателями и учеными. Среди них были Мирон Гаркави, Август Летавет, Юрий Тынянов.
В десятилетнем возрасте Зильбер-младший стал гимназистом. Вступительные экзамены мальчику дались с трудом: прирожденный гуманитарий, он сдал арифметику только с третьей попытки. Позже юноша втянулся в учебу, и последующие шесть лет стали самыми яркими в его детских воспоминаниях.
Беззаботное детство омрачили события 1918 года, когда Псков заняли немцы. Немного отвлекаться от грустной обстановки помогала литература, после чтения которой молодежь активно дискутировала по поводу творчества Куприна, Горького, Андреева. Тогда же у юного Зильбера появился авторитет – прозаик и драматург Юрий Тынянов, по совместительству являвшийся мужем его сестры. Первые стихи Вениамина он подверг жесткой критике и посоветовал попробовать свои силы в прозаическом жанре.
После окончания гимназии молодой человек уехал в Москву, поступать в университет. В 1920 году, после года обучения, Тынянов посоветовал студенту перевестись в Петербург. Вскоре юный Зильбер стал студентом Института восточных языков.
В городе на Неве Вениамин познакомился с молодыми литераторами и стал частым гостем на различных семинарах, лекциях. Все это время он понемногу сочинял, но свои творения демонстрировать не решался. Вскоре Дом литераторов объявил конкурс молодых авторов, куда начинающий писатель представил свое произведение «Одиннадцатая аксиома». Рассказ получил не только денежную премию, но и похвалу самого Максима Горького.
В писательское общество «Серапионовы братья» Каверин попал благодаря старшему коллеге Виктору Шкловскому. На тот момент в содружество входили Михаил Зощенко, Всеволод Иванов, Константин Федин и другие известные авторы. В те годы молодой автор писал в основном на фантастические темы.
Творчество Каверина часто подвергалось критике из-за чрезмерного внимания к сюжету и увлечения стилистической составляющей. Вениамин тоже не молчал, обвиняя литературных мэтров в тех или иных грехах по отношению к искусству.
Первая книга талантливого писателя увидела свет в 1923 году. Это был сборник рассказов «Мастера и подмастерья», за который автор в очередной раз получил высокую оценку от Максима Горького.
Окончив институт, Вениамин не покинул его стен, оставшись работать аспирантом. В библиотеке альма-матер он изучал творчество малоизвестных отечественных авторов прошлых веков. Приобретенные познания в 1929-м помогли молодому человеку блестяще защитить кандидатскую в Институте истории искусств. Далее Каверин занялся написанием пьес, которые охотно ставили популярные театральные режиссеры. Он получал предложение о сотрудничестве и от Всеволода Мейерхольда, но был вынужден отказаться. В 1930-х годах писатель полностью переключился на романы и повести.
Первое трехтомное произведение Вениамина вышло, когда ему не было еще тридцати. Однако вскоре советская пропаганда навесила на Каверина клеймо автора-«попутчика», коим награждали не до конца лояльных к власти писателей. Прозаик был в шаге от попадания под каток репрессий, поэтому надо было срочно что-то предпринимать. Стиснув зубы, Каверин написал произведение «Исполнение желаний», получившее благосклонные отзывы цензоров. Сам же автор от своего творения в восторге не был.
Эта и выведшая следом книга «Два капитана» уберегли Вениамина Александровича от повторения судьбы старшего брата Льва, которого отправляли в лагеря трижды. Приключенческий роман получил похвалу самого генсека, и вскоре Каверина наградили Сталинской премией. И это при том, что в романе не было ни слова восхваления вождя и возглавляемой им партии. «Два капитана» стали самой знаменитой книгой автора.
Во время войны Каверин работал на Ленинградском и Северном фронтах корреспондентом от «Известий». Увиденное за эти страшные годы писатель отразил в своих дальнейших произведениях. Писатель собирал материал для второго тома «Двух капитанов»: много общался с личным составом флота, наблюдал за повседневной работой моряков.
После окончания Великой Отечественной партийный функционер Андрей Жданов выступил с заявлением, в котором назвал писателя Михаила Зощенко «подонком», а поэтессу Анну Ахматову «блудницей». Многие тогда отвернулись от опальных авторов, всячески открещивались от связи с ними. Каверин стал одним из немногих коллег, кто не отвернулся от Зощенко. Он продолжал называть Михаила лучшим современным литератором и как мог, помогал финансово.
В 1947 году Вениамин Александрович перебрался в Москву. Поселился на даче в Переделкино, где создавал трилогию «Открытая книга». Через год роман о труде микробиологов опубликовали, читатели встретили его очень тепло. Совершенно иная реакция поступила со стороны критиков: в нескольких десятках разгромных рецензий говорилось о враждебности книги социалистической власти.
В середине 1950-х состоялся Второй съезд советских литераторов, где с речью выступил Вениамин Каверин. Он призвал общество уважать творческих людей, а в частности, пересмотреть отношение к произведениям Юрия Тынянова и Михаила Булгакова. Через два года в «Литературной Москве» было опубликовано продолжение романа «Открытая книга». На сей раз произведение было встречено спокойно – времена постепенно менялись.
В следующем десятилетии Каверин выступил со статьями в защиту Михаила Зощенко, а в 1970-е он активно защищал советского диссидента Александра Солженицына. В 1958 году Вениамин стал едва ли не единственным автором, отказавшимся участвовать в травле писателя Бориса Пастернака за его вышедший на западе роман «Доктор Живаго».
В 1972-м вышел роман «Перед зеркалом», который читатели нашли невероятно искренним. В последующие годы свет увидела повесть «Освещенные окна» и детские сказки «Песочные часы», «Немухинские музыканты», «Верлиока».
На Вениамина Александровича ярлык диссидента так и не повесили, хотя он неоднократно вставал на защиту попавших в опалу коллег. Свое отношение к советской власти он откровенно выразил в произведении «Эпилог», которое долгое время хранилось у него в столе. В этой книге мемуаров автор раскритиковал прогнувшихся под систему писателей: Валентина Катаева, Алексея Толстого, Константина Симонова.
Публиковать «Эпилог» в СССР было смерти подобно, а издавать книгу за рубежом автор не хотел. Каверин передал мемуары писателю Войновичу, который тогда находился в изгнании. На родине произведение вышло перед самым распадом Союза – в 1989 году. Создателю довелось увидеть сигнальный экземпляр своего творения.
Со своей супругой и единственной спутницей жизни Каверин познакомился еще в подростковом возрасте. Лида была сестрой писателя Юрия Тынянова, который в свою очередь уже успел стать родственником Вениамина, женившись на его сестре. Молодые люди приехали в Петроград поступать в институт, и на это время поселились в квартире у Юрия.
На учебу студенты ходили вместе, каждый раз преодолевая двухчасовой пеший путь. Во время этих прогулок и возникло то самое чувство, которое влюбленные смогли пронести через всю свою жизнь.
Вениамин и Лида поженились, едва обоим исполнилось по двадцать лет. Время в стране было нелегкое, но молодая жена смогла создать уютное гнездышко, где писатель мог спокойно жить и творить. В семье родилось двое детей – Коля и Наташа. Лидия Николаевна варила вкуснейшее клубничное варенье и сочиняла детские произведения. Дети литераторов не повторили карьеру своих родителей, став профессорами медицины.
Во время Великой Отечественной войны супруги «потерялись»: Вениамин отправился на Северный флот, а Лидия с детьми была эвакуирована на Урал. Через некоторое время связь оборвалась, и Тынянова даже не знала, жив ли ее муж. О том, что любимый жив и здоров, женщина узнала, случайно услышав его очерк по радио.
Двери дома писателей были всегда открыты для друзей, поэтому свидетелей их счастливой личной жизни оказалось предостаточно. Сначала между взрослыми бегали дети, потом внуки, и всегда – хвостатые питомцы. Животных в семье просто обожали.
Вениамина Александровича друзья помнят неутомимым оптимистом. Однако после смерти супруги он резко сдал, как будто потеряв большую часть самого себя. После ухода любимой Лидии писатель продержался всего несколько лет.
Прозаик творил до самых последних дней, но не все его замыслы воплотились в жизнь. Последним произведением автора стала книга о Юрии Тынянове – друге, учителе и единомышленнике.
Создателя «Двух капитанов» не стало 2 мая 1989 года. Знаменитый советский литератор упокоился на столичном Ваганьковском кладбище.
Комментарии
Замечательная книга "Два капитана". Очень её люблю. Любовь, благородство, мужественность, отважность, порядочность и героизм - всё это есть в романе. Спасибо автору.