Все героини Веры Кузнецовой отличались искренностью, душевностью, обаянием. Их было достаточно много, актриса сыграла более 60 персонажей, несмотря на то, что пришла в кинематограф в 46 лет. Ее по праву называли лучшей мамой и бабушкой советского кино, она очень точно передавала характеры своих героинь, как будто действительно жила их жизнью.
Вера Кузнецова долгие годы была театральной актрисой, но слава пришла к ней в кинематографе. Лучшими ее работами считаются картины «Кортик», «Вечный зов», «Два капитана».
Родилась Вера Кузнецова 6 октября 1907 года в Саратове. Тогда она носила фамилию Сдобникова, а Кузнецовой стала после замужества. Семья была многодетной, кроме Веры подрастало еще четверо ребятишек. Отец писал иконы, потом работал в театре декоратором. Мама вела домашнее хозяйство и поднимала детей. Ее не стало в 1918 году, когда Вере было всего одиннадцать лет. С тех пор все заботы о детях взял на себя отец. Он был большим поклонником театра и сумел передать это увлечение дочери.
Театром Вера заинтересовалась в школе. В 1923 году она стала посещать театральную студию. Спустя два года не стало их отца, но Вера как раз в тот год окончила школу, и решила связать свою жизнь с искусством. Она уехала к родной сестре в Ленинград и продолжила обучение в театральной студии Пролеткульта. В 1928 году Вера впервые оказалась на профессиональной сцене как настоящая актриса.
Творческая биография Веры Кузнецовой началась со сцены организации Пролеткульт. Но через четыре года, в 1932-м, ее расформировали. В 1933 году Вера получила приглашение от режиссера Исаака Кролля, который звал ее в только созданный им «Новый театр». К открытию театра труппа подготовила постановку «Бешеные деньги» по Островскому. Театр не владел собственным помещением, поэтому специально для премьеры они арендовали бывшую голландскую церковь на Невском.
В 1937 году на должность главного режиссера театра был назначен Борис Сушкевич, и именно с ним для театра наступило время развития и творческого подъема. Совмещая в себе режиссерские и педагогические качества, Сушкевич старался передать молодым артистам максимум знаний по актерскому мастерству, он буквально лепил из них настоящих профессионалов. Со временем ему удалось вывести театр на достаточно высокий уровень.
В 1938 году Кузнецову задействовали в спектакле «Мещане», спустя год она играла в постановке «Счастливый день». В 1940 году труппа театра отправилась на гастроли на Дальний Восток, которые длились больше года. Война застала коллектив театра в Хабаровске, и руководство решило, что они должны там и оставаться. Артисты устраивали выступления перед моряками военных судов, пограничниками, простыми рабочими. В 1944 году труппу театра перевели на Урал.
Время было тяжелое, военное, но несмотря на это, артисты постоянно расширяли свой репертуар. Кузнецова каждый раз получала новые роли, и вскоре копилка ее образов стала больше на образ Вали в постановке «Русские люди». Потом ее задействовали в спектакле «Горе от ума», где она перевоплотилась в княгиню Тугоуховскую. В 1944-м
Кузнецова оказалась в фронтовой бригаде, которая выезжала на передовую чтобы выступить перед бойцами.
Обратно в Ленинград артисты «Нового театра» вернулись только после победы в 1945 году. К тому времени не стало Бориса Сушкевича, и во главе театра стала Галина Короткевич. В 1951 году руководство театра снова сменилось, на этот раз кресло главного режиссера досталось Николаю Акимову. Репертуар Веры Кузнецовой продолжал расширяться. Она играла в постановках «Последние», «На дне», «Юность отцов». Ее любили и уважали в коллективе, у нее появился свой зритель. Но все же всесоюзная слава пришла к актрисе благодаря кинематографу.
В кино Вера Кузнецова дебютировала достаточно поздно, на тот момент она уже разменяла пятый десяток. Но буквально первая роль сделала ее любимицей зрителей. Это случилось после выхода картины «Большая семья», где актриса сыграла Агафью Карповну. На съемочной площадке Вера познакомилась с Кларой Лучко, Алексеем Баталовым, Екатериной Савиновой, Сергеем Лукьяновым. Лента пользовалась большой популярностью и получила награду Каннского фестиваля за лучший актерский ансамбль.
Дебют стал настоящим прорывом в карьере актрисы. На нее буквально посыпались предложения от режиссеров, которые наперебой предлагали сыграть маму или бабушку. Вскоре эти роли определили амплуа Кузнецовой на несколько десятков лет. Актриса побывала на съемочной площадке картин «Люблю тебя, жизнь», «Отчий дом», «Месяц август», «Все остается людям», и все ее персонажи были добрыми и мудрыми хранительницами семейного счастья.
Критики отдельно выделяют картину «Жили-были старик со старухой», в которой Кузнецова сыграла Наталью Гусакову. Лента вышла в прокат в 1964 году, и считается одной из лучших в фильмографии артистки.
В 1973 году Вера Кузнецова была принята в штат актеров студии «Ленфильм», и ушла из театра. У нее было много работы в кино. В основном она играла второстепенных или эпизодических героинь, но каждая ее роль становилась настоящим шедевром.
Среди самых ярких работ того времени особое внимание хочется обратить на ленты «Рассказы о Кешке и его друзьях», «Кортик», «Два капитана», «Вечный зов». Ее приглашали в сказки для детей, и она отвечала согласием. Очень понравилась детской аудитории сказка «Туфли с золотыми пряжками». Коллеги актрисы отмечали, что Кузнецовой не нужно было играть на экране доброту и отзывчивость, потому что эти черты были присущи ей самой в реальной жизни. Кузнецова была очень порядочной и скромной, и эти качества не давали ей идти по головам и вырывать большие роли в кинематографе. Однако и те образы, которые она воплотила на экране, были лучшими в истории советского кино. Они подкупали своей естественностью, и наверное именно по этой причине запомнились миллионной аудитории зрителей, которые любили актрису по-настоящему.
В личной жизни актрисы не было особых бурь и потрясений. Она вышла замуж за артиста Пролеткульта Анатолия Кузнецова в 1927 году, и прожила с ним до самой его смерти в 1954-м.
В 1928 году у супругов родился первенец, которого назвали Всеволод. В 1945-м родился их второй сын Юрий. Всеволод продолжил актерскую династию, на протяжении 47 лет он служил в Ленинградском Большом драматическом театре и работал в кино. Его не стало в 2003 году.
Супруги Кузнецовы прожили вместе счастливую жизнь, они смогли пронести свою любовь через все испытания.
Сердце Веры Кузнецовой перестало биться 1 декабря 1994 года. Местом ее упокоения стало Большеохтинское кладбище в Санкт-Петербурге.
Ее похоронили рядом с мужем и младшим сыном Юрием, скончавшимся в 1984-м.
Комментарии
Обожаю!!!Лучшая актриса!
Эта артистка --такая милая и очаровательная женщина.Превосходная актриса. Во многих фильмах её видела.Название одной картины не помню.Там она сыграла роль женщины,которая после войны нашла свою потерявшуюся дочь,уже взрослую,но та не приняла её особо как мать.И еще в комедии "Белые росы" --бабушку,которой девочка Галюня принесла свою куклу.💙💐🌿🔥 ●Роза Ю.
Фильм называется ,,Отчий дом "
В Белых росах играла другая актриса.
Невозможно, на мой взгляд, сыграть таких добрых, таких милых, таких благородных женщин не будучи такой в жизни. Очень нравится Вера Андреевна Кузнецова.
Скорее да, чем нет. У меня с ней была довольно странная встреча в метро. Я уже не помню когда, но в 90-е . Она сидела в вагоне на конечной станции метро "Пр Ветеранов" и разговаривала с детьми. Я подойти постеснялась
Да