Виктор Евграфов — биография
Виктор Евграфов — советский и российский актёр театра и кино, каскадёр, театральный педагог. Заслуженный артист России
Детство
10 сентября 1948 года в Куйбышеве (ныне Самара) в семье военного летчика Ивана Евграфова родился сын Виктор. В годы Великой Отечественной войны местный аэродром служил важной точкой отправки штурмовиков Ил-2 на фронт, а отец, профессиональный военный летчик, продолжил работать там и после войны. Мать Виктора была домохозяйкой, посвятившей себя воспитанию троих детей.
С ранних лет Виктор рос активным и смышленым ребенком. Хотя его нельзя было назвать настоящим сорванцом, однажды он поддался уговорам друга и разбил окна в школе. Хулиганы остались не пойманными, но одна из учительниц узнала Виктора и настойчиво требовала от него выдать товарища. Однако мальчик проявил упрямство и отказался, за что был оставлен на осень.
Становясь старше, Виктор не задумывался о творческой карьере. Он хотел пойти по стопам отца и связать свою жизнь с военной службой. После окончания школы он поступил в сержантскую школу, а затем отправился в армию. Именно в эти годы он впервые испытал сильное чувство. Во время поездки в электричке его поразила незнакомая девушка. Молодой человек, не привыкший общаться с противоположным полом, не решился заговорить с ней, но запомнил ее имя — Наталья, которое удалось услышать случайно. Судьба подарила ему шанс: Наталья сама нашла его на следующий день, появившись на волейбольном матче военнослужащих.
Между ними разгорелся роман, который вскоре стал известен командиру части. Офицер, проникнувшись историей, обещал выделить молодому человеку жилье и отпустил его за дамой сердца. Однако счастье было недолгим. Родители Натальи, испугавшись пылкости дочери, разлучили молодых. Эта утрата стала для Виктора тяжелым ударом. Он погрузился в депрессию и нашел утешение в алкоголе, пристрастие к которому сохранялось даже после демобилизации.
Чтобы помочь сыну справиться с душевными переживаниями, родители решили изменить его окружение и отправили к родственнице в Клайпеду. Там Виктор должен был отправиться в море на полгода. Однако его планы резко изменились: он не доехал до Литвы, а вместо этого поступил в московский ГИТИС. Здесь он оказался под руководством Владимира Андреева. Виктор проявил себя как один из лучших студентов курса, охотно участвуя в постановках не только актерского, но и режиссерского факультета. Его талант и трудолюбие позволили ему получить предложение о работе в драматическом театре имени Марии Ермоловой, где главным режиссером был его наставник.
Карьера в кино
После окончания ГИТИСа Виктор Евграфов получил место в Ленинградском театре юного зрителя (ТЮЗ), где ему поручали не второстепенные, а зачастую третьестепенные роли. Несмотря на это, Виктор мечтал о серьезных сценических образах, таких как Гамлет, и самостоятельно разучивал монологи великого датского принца. Судьбоносный поворот в его жизни произошел благодаря знакомому каскадеру, который предложил Евграфову освоить секреты трюкового искусства в конноспортивной школе города Пушкина.
Именно там его фактурная внешность и харизма привлекли внимание режиссера Игоря Масленникова, который пригласил актера на роль монаха-книжника в исторической ленте «Ярославна, королева Франции». Подход Евграфова к работе поражал своей глубиной: чтобы лучше понять внутренний мир своего персонажа, он носил вериги не только во время съемок, но и в обычной жизни.
На съемках этой картины у Евграфова возникла напряженность в отношениях с Василием Ливановым, известным актером, играющим Шерлока Холмса. Виктор Иванович требовал уважения и не терпел шуток в свой адрес. Эта личная неприязнь между актерами неожиданно сыграла на пользу драматической составляющей в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». В сцене драки на Рейхенбахском водопаде Евграфов, сыгравший профессора Мориарти, смог максимально убедительно передать вражду персонажей, на что режиссер картины смотрел с одобрением.
Работа над образом Мориарти стала яркой страницей в карьере Виктора. Гример Людмила Елисеева преобразила его настолько, что режиссер окончательно утвердил его в качестве антагониста. Евграфов мастерски воплотил сложный характер, сделав его одной из самых запоминающихся интерпретаций злодея.
Дальнейшая карьера актера складывалась на пересечении драматических и трюковых ролей. В фильмах «В двух шагах от ‟Рая”» и «Не бойся, я с тобой! 1919» Евграфов работал с Мухтарбеком Кантемировым, выдающимся мастером каскадерского искусства. У него Виктор освоил сложные трюки с лошадьми, кнутами, а также метание ножей и топоров. Эти навыки он демонстрировал более чем в 30 фильмах, где его умение исполнять опасные сцены стало визитной карточкой.
В 1994 году Евграфов получил серьезную травму во время съемок международного проекта «В империи орлов». В ходе трюка, где пятеро матросов должны были перемещаться на тросе через корабль, произошло падение, приведшее к тяжелым последствиям: перелом позвоночника, ребер и пробитое легкое. Реабилитация заняла годы, и лишь в 2007 году Виктор Иванович вернулся на экран, сыграв в фильме «Завещание Ленина».
Несмотря на трудности, Евграфов оставался активным до последних лет своей жизни. Он разработал авторскую лечебную систему упражнений, преподавал в Самарском государственном институте культуры, выступал на мероприятиях и делился воспоминаниями в интервью.
Его фильмография получила пополнение даже в 2021 году, когда он снялся в документальной картине «Шерлок Холмс и доктор Ватсон вместе навсегда». Это стало символичным завершением пути актера, оставившего заметный след в истории советского и российского кино.
Личная жизнь
Тяжелая травма, полученная Виктором Евграфовым, изменила всю его дальнейшую жизнь. Актер, чей рост составлял 182 см, остался не только без возможности продолжать любимую профессию, но и без семьи. Его жена, владевшая несколькими иностранными языками, вместе с дочерью эмигрировала в Италию. С дочерью Евграфов поддерживал редкие телефонные контакты, однако этот поступок семьи его друзья позже назвали предательством.
Сложное положение оставило Евграфова один на один с болезнью и необходимостью справляться с новыми реалиями. Он вернулся в родную Самару, где рядом осталась только мать. Несмотря на трудности, Виктор Иванович не сдался и нашел в себе силы продолжать жизнь.
В Самаре Евграфов занялся активной деятельностью. Он возглавил тольяттинскую студию исторического трюка «Коловрат», самарский театр для детей и юношества «Витражи», а также готовил каскадеров для работы в кино. С 2004 по 2009 год он преподавал в Волжском университете имени Василия Татищева, передавая свои знания молодому поколению. В 2019 году Виктор Иванович добавил в свою биографию работу в Vocalista Studio, где он вел курсы «Искусство звучащего слова» и «Культура тела как основа пластической выразительности актера».
Евграфов не только развивал преподавательскую деятельность, но и работал над восстановлением собственного организма. Он стал автором уникальной «палочной» системы упражнений, направленной на реабилитацию и укрепление здоровья. Кроме того, в 2016 и 2018 годах Виктор Иванович организовал выставку своих художественных работ под названием «Мои несыгранные роли». Эти картины отражали его внутренний мир и те образы, которые он не успел воплотить на сцене или экране.
Творческая и педагогическая деятельность Евграфова, его стремление продолжать созидать даже в самых сложных обстоятельствах стали примером силы духа и верности искусству.
Смерть
20 октября 2021 года в СМИ появилась информация о смерти Виктора Евграфова. По предварительным данным, причиной его кончины стал оторвавшийся тромб. Эта утрата стала значительным событием для отечественного кинематографа и театра, ведь Виктор Иванович оставил яркий след в искусстве как актер, каскадер, педагог и художник. Его жизнь, полная трудностей и преодолений, продолжает служить примером стойкости и преданности своему делу.