Виктор Костецкий — советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР. Известен своими разнообразными ролями на сцене и в кино, внесшими значительный вклад в развитие отечественного искусства.
Виктор Костецкий родился в украинском городке Жмеринке в апреле 1941 года, незадолго до начала войны. Когда его отец ушел на фронт, Виктор с матерью и братом оказался в эвакуации. После победы семья вернулась в родной город, и именно в школе у Костецкого проявился актерский талант: он активно участвовал в самодеятельности и не боялся выступать перед публикой, что помогло ему определиться с будущей профессией.
После окончания школы Виктор отправился в Ленинград, однако не сдал экзамены в театральный институт и, чтобы не возвращаться в Жмеринку, поступил в педагогический вуз. Поучившись полтора года, он смог поступить в ЛГИТМиК, где учился у известного театрального режиссера и педагога Бориса Зона. В середине 1960-х годов Костецкий получил диплом и стал частью труппы Театра имени Ленинского комсомола, ныне известного как «Балтийский дом».
На сцену Театра «Ленком» Виктор Александрович выходил в течение семи лет, однако в 1972 году он решил перейти в Театр музыкальной комедии. Его драматические роли сменились яркими образами в мюзиклах и комедийных спектаклях, к чему его подтолкнул театральный и кинорежиссер Владимир Воробьев. В 1970-х годах Костецкий ощутил вкус популярности.
В Театре комедии артист выступал до 1989 года, после чего его пригласили в основной состав Александринского театра, где он отработал девять лет. После ухода из «Александринки», актер, пользующийся большим спросом в кино, начал участвовать в антрепризных спектаклях театра «Комедианты» на Лиговском проспекте.
Виктор Костецкий стал артистом-универсалом, успешно воплощая разнообразные образы. Особенно плодотворным оказалось сотрудничество с Владимиром Воробьевым. Премьера спектакля по пьесе «Свадьба Кречинского» оставила след в репертуаре Театра музыкальной комедии, собирая полные залы на протяжении многих лет.
Вскоре Воробьев задумал экранизировать этот спектакль, и в середине 1970-х зрители увидели экранную версию пьесы Сухово-Кобылина. Год спустя фильмография актера пополнилась исторической драмой «Звезда пленительного счастья», режиссера Владимира Мотыля, где Костецкий сыграл русского дворянина Каховского. В фильме снялись такие звезды, как Ирина Купченко, Алексей Баталов и Наталья Бондарчук, что обеспечило картине значительный успех.
В 1976 году сотрудничество с Воробьевым дало новые плоды: состоялась премьера комедийного мюзикла «Труффальдино из Бергамо», в котором Виктор Костецкий исполнил роль романтичного беглеца Флориндо Аретузи. В фильме-спектакле также участвовали Наталья Гундарева и Константин Райкин, который вошел в золотой фонд советского кинематографа.
Позже в интервью Костецкий упоминал, что, побывав в Венеции, узнал множество мест, ранее увиденных в декорациях «Ленфильма».
Устойчивый звездный статус актеру помогли такие фильмы, как «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «20 декабря» и «Личная жизнь директора», где он сыграл принципиального парторга. Главную роль следователя Зотова в фильме «Объявлен розыск…» доверил Костецкому режиссер Глеб Селянин.
В начале 1980-х годов артиста накрыла волна популярности. Снова сотрудничество с Воробьевым принесло телезрителям приключенческий фильм «Остров сокровищ», в котором Виктор Костецкий перевоплотился в доктора Ливси. На съемочной площадке собрались звезды советского кино: Олег Борисов, Леонид Марков, Николай Караченцов и Валерий Золотухин.
Среди лучших фильмов 1990-х, где снялся актер, выделяются «Гений» с Александром Абдуловым и Ларисой Белогуровой, «Странные мужчины Семеновой Екатерины», «Осечка» и «Русский транзит». Молодое поколение запомнило Виктора Костецкого по «бандитско-ментовским» сериалам, ставшим популярными в начале 2000-х.
Ценителям его таланта известна и работа в озвучивании фильмов. Дубляж занимает значительное место в его творческом наследии, и количество персонажей, озвученных Костецким, превышает число сыгранных им ролей. Наиболее известной закадровой работой является озвучка капитана Барбоссы в «Пиратах Карибского моря».
В 1990 году Виктор Костецкий открыл новую главу своей биографии — преподавательскую. Он делился опытом со студентами Петербургской консерватории, обучая будущих артистов музыкальной комедии и возглавив кафедру сценического движения и речи.
В 2008 году актер получил театральную премию «Золотой софит» за работу в постановке «Записные книжки Тригорина».
В феврале 2014 года зрители увидели любимого артиста в детективном сериале «Такая работа», ставшем последней кинолентой Костецкого.
При росте 1,70 м Виктор Костецкий всегда умел привлекать к себе внимание благодаря своей удивительной харизме. На фотографиях молодости и особенно на телеэкране ярко ощущались его притягательность и мужское обаяние.
Костецкий был дважды женат. В первом браке у него родилась дочь, однако семья распалась, когда Виктор встретил в «Ленкоме» красивую гримершу. В интервью актер признавался, что оба на момент знакомства были в отношениях, но вспыхнувший служебный роман стал настоящей любовью, которой они не смогли противостоять.
Личная жизнь со второй женой сложилась счастливо: она буквально подарила ему вторую жизнь, ухаживая за ним после болезни крови и микроинфаркта, полученного в результате переутомления. Во втором браке у Костецкого родилась еще одна дочь, а также он дождался появления троих внуков, которых безмерно любил.
Виктор Костецкий скончался на 74-м году жизни в ноябре 2014 года. Причиной смерти стал сердечный приступ. На похороны пришли попрощаться сотни коллег и верных поклонников актера. Его могила находится в Санкт-Петербурге, на Смоленском кладбище.