Виктор Савин – известный коми драматург, поэт, актер. Стоял у истоков коми литературы и театрального искусства. В его творческом наследии поэмы и стихи во славу революции и партии, лирические песни, сатирические фельетоны, басни. Основал коми национальный театр.
Его стихи часто принимали за народные песни. Строки его произведений превращались в пословицы и поговорки. Виктор Савин стал первым и самым талантливым певцом Коми края, который возродился после Октябрьской революции. Он родился в бедной крестьянской семье, но с помощью своего таланта смог выразить все чаяния и думы родного народа. Он дал начало не только коми советской прозе, поэзии и драматургии, но и коми театру, где выступал как автор, организатор и режиссер-постановщик. Савин дал старт и коми музыкальному песенному творчеству, его композиции «Однажды бывает», «Светлая звездочка», «Иду по зеленому лугу», «Весенняя ночь» популярны на протяжении многих лет.
Родился Виктор Савин (Нёбдінса Виттор) в небольшой деревушке Небдино (село Трош) Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (в настоящее время это Корткеросский район Республики Коми) 21 ноября 1888 года. Его родители – бедные крестьяне, Виктор был старшим из восьми детей.
В 1895 году поступил в Нёбдинское земское начальное училище, окончил его в 1899 году. Спустя два года стал учеником Деревянской школы 2-й ступени. Документ о ее окончании получил в 1904 году. После этого начинается трудовая биография будущего поэта и драматурга. Вначале его взяли в помощники к писарю, потом перевели на должность писаря. Затем Савин нашел работу дровосека, письмоводителя. После этого недолго трудился простым рабочим Богословского завода. В 1910 году уехал на Украину, устроился на должность конторщика на криворожских рудниках. Отработал на этом месте семь лет.
В 1918 году вернулся на родину, уже женатым человеком, привез с собой большое семейство из пяти человек.
В октябре того же года Савин стал членом РКП(б), его назначили на должность секретаря в уездную Чрезвычайную комиссию. В декабре того же, 1918-го, он уже стал председателем этой комиссии. Одновременно с этим, трудится в редакционной коллегии «Зырянской жизни». Через полгода, в июне 1919-го Виктор занимает кресло секретаря уездного комитета партии большевиков. Однако партийная работа не отбила у него желания творить. Позже он скажет, что с творческой работой не расставался ни на миг, что после выполнения партийной работы у него еще было огромное желание писать стихи или подбирать мотивы к коми песням на балалайке. В своей автобиографии Савин писал, что балалайка постоянно стояла возле его стола, что он зачастую выходил на сцену вместе с ней.
В таком интенсивном темпе Виктор трудился на протяжении двадцати лет. За это время он успел пополнить копилку своих работ такими шедеврами, как «Светлая звездочка», «Раз бывает», «Песня сердца», «Я иду зелеными лугами», «Соколиное гнездо», «Свидишься же», «Солнцеликая» и многими другими.
Отличительная черта творчества Виктора Савина, это музыкальное сопровождение всех своих произведений. Все его лирические поэзии стали песнями, причем именно они принесли автору невероятную популярность на родине. Не прошло и двух-трех лет, как его имя знал каждый житель Коми. Его композиции распевали везде — со сцены сельского клуба, в красном уголке, в учебных заведениях, и на вечерних гуляньях.
Невероятно легким понятным слогом написаны многие его произведения, в частности и поэмы «Девичье горе» и «Тиюк». В 1922 году Виктор написал поэму «Кому жить теперь весело», и в ней прослеживается злая сатира на бывших руководителей Коми края. А в незавершенной поэме «Зырянизация» так много веселого юмора, что она буквально заряжает читателя позитивом, и вызывает неподдельный интерес на протяжении многих лет. В 1936 году Виктор написал еще одну поэму – «Сыктывкар».
19 февраля 1919-го в газете «Зырянская жизнь» появилась заметка о том, что 14 февраля того года Народный дом представил постановку драмы с чисто зырянским сюжетом – «Страшное преступление». Автор этой заметки говорит, что драму написал Нёбдiнса Виттор (Виктор Савин), и что ему удалось в точности передать всю беспросветность жизни местных жителей. Драму назвали очень характерной, и приветствовали ее постановку.
В общей сложности Виктор Савин написал свыше двух десятков оригинальных пьес, перевел на родной язык произведения Николая Гоголя, Александра Островского, Максима Горького, Антона Чехова, и еще многих классиков русской и европейской литературы.
Самыми популярными пьесами Савина стали «В раю» 1922 года, «Неприкаянная душа» 1926 года, «Усть-Куломский бунт» 1928 года.
25 января 1921 года Савин выступил с докладом на организационном собрании артистов самодеятельности, после чего было принято решение о создании коми театральной труппы под названием «Группа играющих в Сыктывкарском коми театре», сокращенно «Сыкомтевчук». Объединение работало девять лет, вплоть до 1930-го, пока не создали профессиональную труппу театра. Выходит, что именно с подачи Виктора Савина возник коми национальный театр.
Савин стоял у истоков зарождения и коми прозы. Он стал автором многочисленных рассказов и автобиографической прозы.
Современники отмечали его как необыкновенно одаренного и разностороннего человека. Ему удавалось буквально все – юмористические сценки, сатирическая миниатюра, народно-поэтическая баллада, лирические композиции и песенные сюиты. Савин оставил после себя множество дружеских посланий и небольших поэм. Уникальность Виктора Савина в том, что он обогатил коми поэзию разговорными, живыми коми словами. По мнению коми критика Забоева, Савин хорошо разбирался в коми народной поэзии, и именно это сделало поэзию самого Виктора своеобразной и уникальной. Однако это не совсем верное суждение. Феномен поэтического слова Савина в том, что ему удалось поднять до нового уровня уже существующие формы народной коми поэзии. Он удивительным образом объединил их с разговорной речью, и получился сплав, который остается необычным и неповторимым и сейчас. Нужно отметить, что Савин вел свои изыскания в то время, когда традиции народного творчества тесно переплетались с открытием новых языковых форм в 20-е годы 20-го века.
Творчество поэта внесло свои коррективы в коми литературу именно в тех течениях, которые были напрямую связаны с устным народным творчеством. Если сравнивать Савина с И.Куратовым, который предпочитал работать с эпическими формами фольклора – легендами, сказками, преданиями, то можно заметить, что Виктора больше интересовали песенно-поэтические традиции поэзии народа, ее юмористические истоки и сказочно-фантастический сюжет. Савин пытался раскрыть человека как природное явление, которому чужды оковы заданности и конформизм, он стремился показать свободного человека, совершающего неординарные поступки, показывающие суть его человеческого бытия. Поэзия Савина – это невероятный мир без стандартов и с элементами неожиданности. Подтверждение этому читатель находит в его лирике и иронично-юмористических балладах. Становится понятно, что поэзия Виктора Алексеевича – это постоянный поиск неординарного в характере целого народа.
Савин писал в иронико-юмористическом стиле, и этот стиль стал самым востребованным в коми литературе. Исследователи много писали об иронии А.Куратова, говорили, что она была его индивидуальным своеобразием, но она не получила большое место в коми литературе. А вот озорной, яркий и веселый юмор Савина превратился в отличительную черту коми литературы. Может быть, именно по этой причине комедия превратилась в «национальный» жанр коми литературы, и берет свое начало с юмористических действий Виктора Савина в 20-е годы. В коми литературе комедия представлена достаточно широким диапазоном, она не только общественное развлекательное действие, зачастую превращается в глубокое философское раздумье. Г.Юшков сделал из героя Савина Сюзя Матвея положительного героя, и это далеко не случайно.
Коми поэзия 20-го века много взяла от Савина. Она такая же открытая и непосредственная, крылатая и яркая.
Никаких подробностей о личной жизни выдающегося литератора найти не удалось. Известно только, что в 1918 году он привез домой семью из пяти человек.
Были ли у него еще дети, как сложилась их судьба, неизвестно.
Виктора Савина арестовали 8 октября 1937 года. Его назвали врагом народа, буржуазным националистом. По решению особого совещания в НКВД СССР, которое прошло 7 июля 1938 года, писатель попал в лагерь. Отбывать наказание ему предстояло в Воркутлаге. Через пять лет с момента нахождения в этом лагере, Виктор получил предписание об отправке его на поселение в лагпункт Прикулька рядом со станцией Итатка Томской области. Умер 11 августа 1943 года там же. Данные о месте захоронения Виктора Савина не сохранились.
4 ноября 1955 года Президиум Верховного суда Коми АССР принял постановление о реабилитации Виктора Савина посмертно.
Его имя присвоено Государственному академическому театру драмы в Сыктывкаре. В этом же городе поставили и памятник известному литератору.