Вивьен Ли – актриса театра и кино, двукратная обладательница премии «Оскар», входит в число 16 величайших женщин-кинозвезд Голливуда.
Ранняя биография Вивиан Хартли – именно так звали Вивьен Ли в детстве, известна достаточно хорошо. Девочка родилась в обеспеченной семье шотландца Эрнеста Хартли и имевшей смешанное происхождение (предположительно армянское, ирландское или англо-индийское) Гертруды Робинсон. Их единственная дочь появилась на свет в ноябре 1913 года. Семья жила на территории Британской Индии, но брак родители заключали в Лондоне.
В детстве Вивиан нечасто видела отца. Когда ей было 4 года, офицера Хартли отправили служить в Бангалор. А Вивиан с матерью остались Утакамунде. Девочка рано начала проявлять творческие способности. Впервые она вышла на сцену в возрасте трех лет, в постановке театрального кружка, который вела ее мать. Женщина сама увлекалась литературой, много читала. Вивьен с детства слушала в ее исполнении увлекательные истории из индийского фольклора, знала древнегреческие мифы, произведения английских классиков.
В 6 лет Вивиан отправилась получать образование в Англии, в монастыре Святого Сердца, в Лондоне, в районе Роухемптон. Здесь она обрела подруг, среди которых была и другая будущая актриса, Морин О’Салливан. С ней Вивиан делилась самым сокровенным. И однажды рассказала о своей мечте: стать великой актрисой.
В монастыре девочка проучилась некоторое время, а затем с семьей отправилась в путешествие по Европе, завершившееся спустя 4 года. В Лондон они вернулись в 1931 году, побывав во Франции и Италии. Здесь Вивиан также посещала школы, в совершенстве овладев иностранными языками.
По возвращению в Лондон, юная мисс Хартли сообщила отцу, что желает стать актрисой. Ни в чем не отказывавшие ей родители оплатили обучение в лондонской Королевской академии драматического искусства.
Несмотря на то, что Вивьен бросила учебу в Королевской академии спустя всего год после начала занятий, впереди ее ждала успешная актерская карьера. Первая второстепенная роль в картине 1935 года «Дела идут на лад» не сделала Вивьен звездой экрана. Ее имя даже не упомянули в титрах. Но актриса не унывала, и наняла агента, который должен был искать подходящие роли. Именно он настоял на смене «скучного» имени Вивиан Холман на более кассовое и звучное Вивьен Ли.
Уже под псевдонимом актриса дебютировала в театре в пьесе «Маска добродетели», получив отличные отзывы критиков и прессы. Затем последовало знакомство с Лоуренсом Оливье, знаменитым актером. Их представили во время ужина в ресторане «Савой гриль» в Лондоне. Оливье в ту пору был женат на Джилл Эсмонд.
Вместе Вивьен и Лоуренс сыграли роли любовников в картине «Огонь над Англией» в 1937 году, а затем перенесли экранный роман в жизнь.
Амбициозная актриса не забывала и о карьере. Прочитав роман американской писательницы Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», она загорелась идеей сыграть его героиню в экранизации произведения. Переговоры с режиссером Дэвидом Селзником было поручено вести американскому агенту актрисы.
Впрочем, до главного триумфа было еще далеко. Но Вивьен успешно строила свою карьеру, играя Офелию в «Гамлете» в постановке Лоуренса Оливье.
Следующей заметной ее работой стала роль в кинокартине «Янки в Оксфорде», снятой в 1938 году. Здесь Вивьен снялась вместе с подругой Морин О’Салливан. Картина получила широкий прокат, в том числе в США. Это принесло актрисе некоторую известность.
В 1939 году голливудский Селзник все-таки решил приступить к экранизации «Унесенных ветром». Но поиски актрисы на главную роль затянулись. На Скарлетт пробовались все. А в Великобритании этой роли ждала Вивьен, которую ранее даже не стали рассматривать, сочтя «слишком англичанкой».
В попытке переубедить режиссера и продюсеров, Вивьен сама едет в Лос-Анджелес, где в то время снимался в картине «Грозовой перевал» ее любовник, Лоуренс Оливье. Ей удалось добиться своего. Чтение отрывка из сценария для проб сделали свое дело. Режиссер и продюсер включили Вивьен в сокращенный список, а затем и окончательно утвердили ее на роль.
В фильме собралась звездная актерская команда, и с большинством коллег Вивьен удалось найти общий язык, но не с Лесли Ховард. Их совместные сцены были для Ли настоящим мучением. Работа шла напряженно, практически без выходных. От срывов Вивьен спасалась разговорами по телефону с Оливье, да общением с Кларком Гейблом и его женой, а также с другой актрисой, Оливией де Хевилэнд.
Картина «Унесенные ветром» вышла в прокат в 1939 году, и сразу снискала любовь зрителей. Блистательно исполненная Вивьен роль Скарлетт О’Хара мгновенно сделала актрису звездой. Она получила «Оскар» как лучшая исполнительница женской роли.
После 1940 года Вивьен Ли хоть и имела статус признанной кинозвезды, практически лишилась работы. Все роли, на которые она претендовала, доставались другим актрисам. Мечтая сниматься в кино вместе с обожаемым Лоуренсом Оливье, она раз за разом проваливала пробы. И лишь в картине «Мост Ватерлоо» сыграла снова, но без мужа. Его режиссер заменил Робертом Тейлором. Впрочем, картина имела успех.
Вскоре супругам Оливье все же удалось поработать вместе, на Бродвее, в постановке «Ромео и Джульетта», срежиссированной ими же. Но пресса и критики уже не были благосклонны. Паре припомнили и сомнительное начало их отношений, и нежелание вернуться в Великобританию с началом войны в Европе. Постановка провалилась, став и финансовым крахом для супругов. Все вложенные средства пропали.
Но пара не унывала. Вместе Лоуренс и Вивьен снимают фильм «Эта женщина Гамильтон», в котором снова выступают в главных ролях. Картину благосклонно приняли зрители в США, а премьер Британии Черчилль даже организовал особый показ фильма для президента Рузвельта.
Реабилитировавшись в глазах общественности, супруги возвращаются в Англию в 1943 году. Здесь они активно включаются в работу для фронта, совершают турне с волонтерской миссией по войсковым частям Африки. Но самочувствие Вивьен неуклонно ухудшалось. Она даже провела некоторое время в больнице.
В 1945 году Вивьен Ли сыграла роль в картине «Цезарь и Клеопатра». Затем, в 1948 г. в картине «Анна Каренина». Ленты не снискали особого успеха. А последующее турне с театральными постановками по Австралии лишь усугубили ситуацию. Вивьен почти не спала, с трудом выходила на сцену. Они скандалили с мужем, доходило до пощечин. Но, по возвращению в Лондон, они вновь вышли на одну сцену.
На долю Вивьен Ли выпал и еще один актерский успех. В театре она исполнила главную роль в постановке «Трамвай «Желание», неоднозначную, сложную, драматическую. Но не получила одобрения критиков. Зато смогла сыграть Бланш Дюбуа в киноверсии пьесы по тому же сценарию. И получила всемирное признание, а с ним и вторую премию «Оскар», а также награду BAFTA. Но эта работа стала и моментом триумфа, и началом заката карьеры Вивьен.
Следующие несколько лет Ли играла преимущественно в постановках своего супруга на лондонских подмостках, а затем и на Бродвее. В 1953 году, начав сниматься в картине «Прогулка на слонах», Вивьен сорвала съемки. Нервный припадок напугал киногруппу. Но, главное, предал гласности многолетнюю борьбу Ли с биполярным расстройством. Роль отдали другой актрисе.
Затем было еще несколько довольно посредственных ролей в кино. Вивьен проходила лечение, и держалась. Но ее игра становилась все более невыразительной. В 1955 году она снялась в картине «Глубокое синее море». Затем в 1959 в комедии «Присмотри за Лулу!», довольно успешной, получившей одобрение критиков.
Еще 4 года спустя Вивьен получила «Тони» — главную театральную премию, за мюзикл «Товарищ». Затем сыграла в картине «Корабль дураков». Он вышел на экраны в 1965 году, поставив финальную точку в карьере актрисы. Срывы и истерики в процессе работы над фильмом не помешали ей сыграть в нем блистательно и нервно. Картина получила несколько премий. Но работать дальше Ли уже не могла.
Необычайная способность Вивьен Ли к перемене настроения поначалу была сочтена проявлением удивительного актерского дара. Но с годами эта особенность начала приобретать пугающие формы. Впервые проблема дала о себе знать еще при постановке «Гамлета» в датском Эльсиноре. Вивьен могла сорваться в крик, готовясь к выходу на сцену, а затем впадала в ступор. Ее сценическое поведение при этом оставалось безупречным. А о вспышках ярости актриса позднее просто не помнила.
В 1938 году проблемы усугубились. Агент даже предупредил актрису, что она может начать терять роли из-за своей несдержанности.
Решив на время психологические проблемы, Вивьен Ли столкнулась с новым вызовом. В 1944 году у нее был диагностирован туберкулез легких. Но своевременное лечение позволило побороть недуг.
В 1945 году состояние Вивьен усугубила беременность, и последующая потеря ребенка. Она пребывала в состоянии депрессии. У актрисы случались истерические припадки. Последовало лечение, и Ли снова вернулась к работе.
В 1956 году у Вивьен снова случился затяжной депрессивный эпизод, связанный с беременностью и потерей ребенка. Она практически не давала Оливье работать, и успокаивалась лишь под влиянием бывшего мужа, Ли Холмана. Второй брак актрисы практически распался.
Бурная личная жизнь прославила Вивьен Ли не меньше, чем ее творческая биография. В свой первый брак актриса вступила еще во время обучения в Королевской академии, выбрав в спутники жизни Ли Холмана, юриста по профессии. Новобрачной было 18, ее супругу 31 год. От этого союза у пары родилась дочь Сюзанна.
В 1937 году у Вивьен Ли, все еще пребывавшей в браке с Холманом, начался бурный роман с Лоуренсом Оливье, который также был несвободен. Поскольку супруги отказывались дать развод, пара начала жить вместе тайно, опасаясь общественного осуждения.
В 1940 году Вивьен и Лоуренс наконец договорились со своими супругами о расторжении браков. Они поженились в августе, 31 числа, в Калифорнии. Опеку над детьми от прежних браков пара не получила. Хотя Ли удалось сохранить с бывшим супругом дружеские отношения.
В 1958 году Оливье и Вивьен расстались. Актриса сочла себя свободной, и завязала новые отношения. Ее избранником стал актер Джек Меривейл. Официальный развод супруги Оливье оформили в 1960 году. Вивьен получила титул леди, так как ее прежний супруг был ранее посвящен в рыцари.
Долгая борьба с психическим заболеванием и туберкулезом не прошла бесследно. В 1967 году болезнь легких обострилась. Актриса умерла в своей квартире на Итон-Сквер в Лондоне, где жила с Меривейлом, в ночь на 8 июля, задохнувшись.
Официальной причиной гибели стало попадание жидкости в легкие. Актрису похоронили по католическому обряду с последующей кремацией. Прах, согласно ее воле, был развеян над озером, в любимом загородном доме Вивьен, в Восточном Сассексе.