Владимир Леонидович Гуляев – советский актёр театра и кино, военный лётчик-штурмовик, участник Великой Отечественной войны. Любой россиянин хорошо знает его по роли милиционера Володи в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука».
Яркую жизнь лётчика-штурмовика, участника Великой Отечественной войны Владимиру Гуляеву не довелось повторить на экране. Из-за своей чрезмерной скромности актёр не играл главных героев, а был исполнителем ролей второго плана. Но зато он создал незабываемые образы. Зрители хорошо помнят его Юрку Журченко из «Весны на Заречной улице» и милиционера Володю из «Бриллиантовой руки».
Владимир Леонидович Гуляев родился 30 октября 1924 года в Свердловске, в семье военного. Его отец, Леонид Михайлович, носил звание подполковника и служил в должности заместителя начальника политотдела Молотовской военной авиашколы. Мать Владимира была педагогом. Семья Гуляевых была очень музыкальной – Леонид Михайлович играл на баяне, а его супруга – на семиструнной гитаре, оба замечательно пели.
Владимир Гуляев стремился быть похожим на отца и с малых лет грезил небом. В 15 лет его приняли в члены Молотовского авиаклуба.
С началом войны Гуляев устроился автослесарем в авиационные мастерские города Молотов (теперь это Пермь), а в 1942 году его приняли курсантом в авиашколу, которая занималась подготовкой военных лётчиков-бомбардировщиков. Уже через год будущий актёр совершал самостоятельные вылеты и переквалифицировался в пилота-штурмовика. В ноябре 1943 года, окончив школу с отличием, Гуляев отправился на фронт в звании младшего лейтенанта ВВС.
Сначала его определили в 639-й полк 211-й штурмовой авиадивизии, затем полк передали во вновь организованную 335-ю штурмовую авиадивизию. На самолётах Ил-42 ему довелось летать над небом Белоруссии, Прибалтики и Восточной Пруссии. Он совершал по нескольку боевых вылетов в день и слыл бесстрашным лётчиком. Рискуя жизнью, под обстрелом зенитных орудий, он много раз совершал точное попадание в цель и возвращался невредимым. Ему везло. Про подвиги Гуляева даже выходили статьи в армейской газете «Советский сокол».
4 июля 1944 года в ходе наступательной операции под Полоцком, когда с нашей стороны погибло семь лётных экипажей, самолёт Гуляева – Виниченко был сбит противником. Он смог посадить самолёт с неработающим мотором на кроны деревьев, смягчив падение, спас экипаж от верной смерти, однако сам был тяжело ранен и немедленно отправлен в Центральный авиационный госпиталь в Москву. Через три месяца он вернулся в расположение своей части и добился, чтобы его снова допустили к полётам. В дальнейшем Гуляев ещё несколько раз был ранен, переболел малярией, заработанной на лесном белорусском аэродроме. Ранения в голову оставили шрамы на его лице – на переносице и подбородке. В общей сложности за всю войну он осуществил 60 вылетов и в звании лейтенанта закончил её в Восточной Пруссии.
24 июня 1945 года на Параде Победы в составе сводной роты лётчиков 3-й воздушной армии, в которую отобрали самых заслуженных героев, Гуляев с двумя орденами Красного Знамени и двумя орденами Отечественной войны I степени на груди маршировал по легендарной брусчатке Красной площади. Из-за многочисленных ранений Гуляева комиссовали, и он решил попробовать себя в актёрской профессии. В годы войны он был участником полковой самодеятельности, блестяще исполнял патриотические песни, а, значит, уже имел кое-какой опыт работы на публику.
Окончив в 1951 году курс Михаила Ромма и Сергея Юткевича во ВГИКе, Гуляев стал сотрудником Театра-студии киноактёра и начал откликаться на любые предложения кинорежиссёров. Предложений было много, всех привлекала его военная выправка, но главных ролей за всю карьеру ему ни разу никто не предлагал. На счету актёра не так уж много ролей – порядка сорока. Но даже мимолётное его появление в кадре несёт частичку доброжелательности и создаёт атмосферу искренности. Актёр бы идеально подошёл для картины «В бой идут одни старики».
Первыми его фильмами в начале 1950-х годов были картины «Сельский врач» (1951 год), «Случай в тайге» (1953 год), «Испытание верности» (1954 год), «Чужая родня» (1955 год). Несомненной удачей для фильма и самого актёра был выход фильма «Весна на Заречной улице» (1956 год), где он сыграл разбитного шофёра Юру, который в начале ленты подвозит героиню Татьяны Левченко до города металлургов. Смелые частушки, которые Юрка распевает по дороге, сценарием не были предусмотрены. Это молодой актёр решил сымпровизировать, чтобы повеселить коллег по съёмкам. Режиссёры не стали вырезать этот дубль, взяли, да и оставили всё как есть.
Небольшие эпизоды с участием Гуляева в фильмах «Алёшкина любовь» (1960 год), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965 год) и «Бриллиантовая рука» (1968 год) только украсили эти картины.
Когда снимались отрывки «Бриллиантовой руки», в которых действовал герой Гуляева милиционер Володя, Леониду Гайдаю пришлось прервать съёмки на несколько дней, потому что 9 мая в Центральном Доме авиации и космонавтики актёр должен был встретиться со своими однополчанами, ветеранами 335-й Витебской штурмовой гвардии. Он так и отправился туда прямо со съёмок в лихо задвинутой на затылок милицейской фуражке.
Гуляев слыл балагуром и так озорно произносил реплики своих эпизодических героев, что в народе его стали цитировать.
По сей день в разговор вворачивают его фразы из «Бриллиантовой руки»: «Вам привет от Михал Иваныча!», «Семен Семеныч!».
Будучи общительным и жизнерадостным, Гуляев с лёгкостью проводил встречи со зрителями (в отличие от его более именитых коллег) в Домах культуры и клубах, прихватив с собой гитару. Он умел расположить к себе публику, перемежая песни, стихи и отрывки из фильмов свежими анекдотами.
В 1970-е годы актёра стали реже приглашать сниматься, и он надумал посвятить свободное время документальной повести «На полевых аэродромах», которая была издана в 1977 году. Позднее, в 1985 году, вышла ещё одна его книга о боевых вылетах его фронтовых друзей «В воздухе «ИЛы».
С возрастом боевые раны актёра стали всё чаще сказываться на его здоровье, он вынужден был отказываться от работы. Его последним фильмом была драма «Исполнитель приговора», вышедшая на экраны в 1992 году.
Владимир Гуляев любил женское общество и считался дамским угодником. То, что он был трижды женат, ещё не значит, что в его жизни было только три женщины.
Первой его супругой была однокурсница студентка ВГИКа Римма Шорохова, которая также как он снималась в «Весне на Заречной улице». Она была не по возрасту серьезным и цельным человеком. Гуляев же – её полной противоположностью. Их скоропалительный незрелый брак просуществовал недолго. Вскоре после выхода «Весны на Заречной улице», в которой пара играла ссорящихся супругов, актёры развелись.
Вторая супруга Гуляева Римма Простомолотова работала инженером связи и была не только именем схожа с прежней женой актёра, но и внешне была на неё похожа. В этом браке с большим интервалом родилось двое детей – Екатерина и Леонид. После двадцати лет совместной жизни пара развелась, Римма не выдержала бесконечных застолий и отъездов мужа. Гуляев не был пьяницей, но двери его дома были всегда открыты для друзей и коллег.
Страсть к самолётам в мирной жизни актёра перенеслась на автомобили. Он обожал на своей машине приезжать на творческие встречи со зрителями, даже если надо было выбираться в глубокую провинцию.
Третья жена Гуляева, уроженка Абхазии Люция Ефимовна, пережила своего мужа на шесть лет. Об их отношениях мало что известно, поскольку, находясь в зрелом возрасте, они вели затворническую жизнь.
Владимир Гуляев скончался 3 ноября 1997 года в Москве, через три дня после своего 73-летия.
Он похоронен в колумбарии Кунцевского кладбища.
Комментарии
Хороший актер
Актер конечно нравится, все роли сыграны точно без надрыва просто проживает жизнь своих героев, люди из народа играют искренне и правдоподобно, учится нужно у них
прекрасный человек
Мне очень нравится Владимир Леонидович Гуляев, актёр и человек. Только вот как он мог умереть через три дня после дня рождения, если родился в апреле, а умер в ноябре?
Обладаю Гуляева. Славная биография. Славный человек!