Владимир Комаров был выдающимся советским лётчиком-космонавтом, который заслужил множество почётных наград за свою отвагу и преданность делу космонавтики. Родившийся 16 марта 1927 года, он стал военным лётчиком 1-го класса и инженер-полковником ВВС СССР. В истории он вошёл как второй человек, которому было присвоено звание Героя Советского Союза дважды.
Комаров командовал первым в мире экипажем космического корабля, состоящим сразу из трёх человек, что стало значимым достижением в развитии советской космонавтики. Он дважды летал на новых типах космических кораблей, включая трёхместный «Восход-1». В 1967 году Комаров стал первым советским космонавтом, погибшим во время полёта, когда корабль «Союз-1» столкнулся с трагическими обстоятельствами при возвращении на Землю.
16 марта 1927 года, в столице России — Москве, в семье Михаила Яковлевича и Ксении Игнатьевны на свет появился Владимир Комаров, который в последствии стал героем Советского Союза. Семья проживала на Третьей Мещанской улице, в одном из многочисленных домов этого района.
С детства Владимир увлекался авиацией. Большую часть своего времени он проводил на крыше своего дома, откуда запускал бумажные самолеты в небо. Его страсть к полетам возможно была подогрета случайным знакомством с Борисом Николаевичем Юрьевым, известным создателем геликоптера, который жил в том же доме и любил общаться с юным энтузиастом на различные темы.
В 1943 году Владимир завершил свое среднее образование, получив диплом в школе №235. Сразу после школы, он продолжил свой образовательный путь, поступив в Первую Московскую спецшколу ВВС, где закрепил свое желание заниматься авиацией. Уверенность в выбранной профессии привела его через два года к поступлению в Борисоглебское военное авиационное училище, где Владимир продолжил свое обучение в сфере военной авиации.
7 марта 1960 года, после успешного прохождения медицинской комиссии, Владимир Комаров был включен в состав отряда космонавтов (группа ВВС № 1). С марта 1960 года по март 1961 года он прошел обучение в рамках общекосмической подготовки. Завершив курс и успешно сдав выпускные экзамены 3 апреля 1961 года, уже через два дня, 5 апреля, Владимир был утвержден в должности космонавта отдела космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК), где началась его подготовка к полетам на космических кораблях «Восток» и «Восход».
В июне 1962 года Комаров занял место Григория Нелюбова, отстраненного от участия в программе, став дублером пилота космического корабля «Восток-4». 12 августа того же года он выполнил обязанности дублера пилота Павла Поповича в этом же полете.
С сентября 1962 года Комаров активно готовился к продолжительному групповому полету, который изначально планировался на 10 суток, в роли дублера пилота космического корабля «Восток-5». Однако в мае 1963 года он был временно отстранен от подготовки по медицинским показаниям.
С июня по сентябрь 1964 года Владимир Комаров проходил подготовку в качестве командира экипажа космического корабля «Восход». Сначала он тренировался в группе, а с июля 1964 года — в составе экипажа вместе с Константином Феоктистовым и Алексеем Сорокиным, а затем с Борисом Егоровым, заменившим Сорокина. 9 октября 1964 года решением Госкомиссии Владимир был назначен командиром основного экипажа миссии «Восход-1».
Первый космический полет Комаров совершил 12-13 октября 1964 года на борту «Восход-1», вместе с К. П. Феоктистовым и Б. Б. Егоровым. Это был первый в мире многоместный космический полет, в котором участвовали не только летчик, но и инженер с врачом. Полет проходил без катапульт и скафандров, что было нововведением из-за ограниченного пространства кабины, и использовалась система мягкой посадки. Экипаж совершил 16 орбитальных оборотов вокруг Земли, а итоговая длительность полета составила 24 часа 17 минут 3 секунды.
Экипажу было присвоено звание Героев Советского Союза, и им вручены ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». 15 октября Владимиру Комарову была присвоена квалификация «космонавт 3-го класса», а 23 января 1965 года он получил звание «инструктор-космонавт».
С сентября 1965 года он готовился к полету на «Союз-1» по программе «Стыковка». С 14 марта 1966 года занимал должность начальника 3-го отдела, старший инструктор-космонавт. В 1966 году Комаров участвовал в XXIII и XV съездах КПСС и ВЛКСМ соответственно.
Окончательное решение о его участии в полете на «Союз-1» было принято в августе 1966 года, а Юрий Гагарин был назначен его дублером. Во время полета 23 апреля 1967 года, который был полон технических неполадок и нештатных ситуаций, произошел сбой в работе солнечных батарей, что привело к отмене запуска «Союза-2». Владимиру Комарову было приказано совершить досрочную посадку. Однако при спуске на Землю произошел отказ парашютной системы: не раскрылся основной парашют, и стропы запасного запутались, что привело к катастрофическому падению космического аппарата на землю в Оренбургской области 24 апреля 1967 года.
В 1949 году будущий космонавт Владимир Комаров находился в Грозном, где его внимание привлек портрет неизвестной девушки, выставленный в витрине местного фотоателье. Очарованный её красотой, Владимир настойчиво расспрашивал фотографа о личности изображенной на снимке. В итоге выяснилось лишь, что девушка была студенткой педагогического университета. Спустя время Комаров узнал, что её зовут Валентина.
Поиски неизвестной продолжались вблизи учебного заведения, где Владимир вместе с другом проводил время, когда не был на службе. В итоге судьба свела его с девушкой с фотографии. На свидания, вместо цветов, будущий герой Советского Союза приносил дефицитные в то время плитки шоколада. Их романтические встречи завершились свадьбой через полгода после первой встречи.
Семейная жизнь Владимира и Валентины началась с рождения сына Евгения, а через восемь лет на свет появилась дочь Ирина. После трагической гибели Владимира Комарова Валентина так и не вышла замуж вновь, посвятив себя воспитанию и уходу за детьми, которые стали главным приоритетом в её жизни.
В преддверии 50-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции, власти СССР решили отметить юбилей новым значимым достижением в освоении космоса. За осуществление амбициозного плана был назначен Василий Мишин, преемник Сергея Королева. План включал запуск двух космических кораблей и выполнение стыковки в открытом космосе. После успешной стыковки космонавты должны были перейти из «Союза 2» в «Союз 1», где уже находился Владимир Комаров.
Для выполнения миссии к установленному сроку предварительные проверки были проведены поверхностно, и 203 выявленные неполадки решено было игнорировать. 24 апреля 1967 года Комаров отправился на орбиту на борту «Союза 1». Технические проблемы начались почти сразу же после старта, и руководство отменило запуск второго корабля, понимая, что первый не справляется с задачей.
Владимир Комаров, используя свой опыт, перевел корабль в ручной режим управления и начал процесс торможения для возвращения на Землю. Он успел доложить в центр управления полетами, что чувствует себя хорошо и находится в кресле катапульты, пристегнутый ремнями. Эти слова стали последними, которые он произнес.
На высоте 7 км до земли произошел отказ тормозного парашюта, а запасной из-за вращения корабля не смог раскрыться должным образом. Комаров приближался к Земле с чрезмерной скоростью, что привело к катастрофе недалеко от Орска в Оренбургской области.
«Союз 1» врезался в землю на глубину 0,5 метра и загорелся из-за углекислого газа, который хранился на борту. Сила взрыва была настолько велика, что останки Комарова не удалось собрать полностью.
Прощание с героем проходит не только у Кремлевской стены, где официально размещен его прах, но и на небольшом холме в Оренбургской области, где коллеги космонавта посадили березовую рощу в память о нем. Это место стало символом памяти и уважения к Владимиру Комарову.