Владимир Александрович Стеклов – советский и российский актёр театра и кино.
Владимир Александрович Стеклов может запросто перевоплотиться в любой образ. В кино он сыграл огромное количество второстепенных ролей. В отличие от многих знаменитых артистов, он не видит ничего зазорного в участии в малобюджетных фильмах и телевизионных сериалах. Главное, что он «занимается актёрским делом, а не торгует на рынке» – заметил как-то Стеклов.
Владимир Стеклов родился 3 января 1948 года в Караганде. Его отец Александр Густавович Финзеляу, происходивший из поволжских немцев, был сослан в Караганду, где и познакомился с Марией Гавриловной Стекловой. Владимира пришлось записать на фамилию матери, потому что у его отца не было права жениться и заводить детей.
В 1949 году Мария Гавриловна с сыном переехала к своей матери в Астрахань. Отец остался в Караганде. Его впоследствии реабилитировали, он завёл новую семью. Владимир Стеклов своего отца видел только два раза в жизни – когда бабушка отвозила его в возрасте лет трёх показать отцу сына и когда он сам на каникулах после первого курса училища решил навестить Александра Густавовича и познакомиться со своими сводными братом и сестрой.
В Астрахани Стеклов учился в общеобразовательной школе №66 и в старших классах занимался в театральном кружке при Доме учителя. Интерес к этому виду искусства возник не случайно – его мать работала бухгалтером в Астраханском народном театре. Он пересмотрел все спектакли, а попав однажды за кулисы, заболел театром окончательно. Когда какой-нибудь столичный театр приезжал на гастроли, он смотрел все спектакли, даже оперные.
Кроме того, как многие мальчишки, Владимир увлекался футболом. В Астрахани при местной команде «Волгарь» существовала футбольная школа молодёжи «Смена». Там и начинал играть Стеклов. Повзрослев, он стал играть в командах союзного уровня (сейчас бы сказали – высшей лиги).
В школе ему легко давались гуманитарные предметы, особенно литература. Он потом, когда служил в армии, помогал сослуживцам писать письма домой.
Несмотря на проблемы с дикцией, после школы Стеклов поступил в Астраханское театральное училище. К концу первого семестра проблем с речью уже не было. После первого курса он отправился в Москву и попробовал поступить в ГИТИС, но провалился. В 1970 году он окончил училище и пошёл служить в вооружённые силы Советской армии. Там он был определён в музыкальный взвод лётно-испытательного центра ВВС Актюбинска.
Демобилизовавшись, в 1972 году Стеклов устроился на службу в Драматическом театре им. Островского в городе Ивановской области Кинешме. В 1977 году он стал актёром Камчатского драматического театра в Петропавловске-Камчатском и прослужил там пять лет.
Счастливая случайность привела его в Москву. Стеклов с труппой Камчатского театра был на гастролях в столице и его в роли князя Мышкина в спектакле «Идиот» по Достоевскому увидел главный режиссёр Московского драматического театра им. К. С. Станиславского Александр Георгиевич Товстоногов, очень заинтересовался его игрой и пригласил в свой театр.
В драматическом театре Станиславского (теперь он называется Электротеатр Станиславский) Стеклов работал с 1981 по 1989 год. Первой же ролью Андрея Буслая в драме «Порог» по пьесе А.Дударева он продемонстрировал свой реактивный темперамент и дар острохарактерного актёра. За время службы в этом театре он переиграл много разноплановых ролей, в их числе: Илья Лунёв в «Постояльцах» по повести М.Горького «Трое», Тарелкин в «Деле» А.Сухово-Кобылина, Шариков в нашумевшей в своё время постановке А.Товстоногова «Дневник доктора Борменталя» по повести М. Булгакова «Собачье сердце».
В 1989 году в драматическом театре Станиславского сменилось руководство, и Стеклов перешёл в театр «Ленком» под руководством Марка Захарова. Там он проработал семь лет. Играл в легендарном спектакле «Поминальная молитва» по пьесе Г.Горина Тевье-Молочника, Ромула в спектакле «Ромул Великий» по пьесе Ф. Дюрренматта и ещё ряд ролей.
В какой-то момент актёру стало душно в репертуарном театре, и он перешёл на контрактную систему, то есть стал работать приглашённым актёром в разных театрах и студиях Москвы. Начиная с 1996 года, он играл в театре «Школа современной пьесы» Тригорина в спектакле «А. Чехов. Чайка», в Театре имени Моссовета одного из героев спектакля «Милый друг» Ги де Мопассана и инженера в спектакле «Мужчины по выходным» В. Мережко, Господина в постановке «Жак и его Господин» М. Кундера театра «Сатирикон», в «Русской антрепризе Михаила Козакова» – Эгара в спектале «Играем Стринберг-блюз» Ф. Дюрренманта и ещё очень многих персонажей.
С 2017 года Стеклов является художественным руководителем Московского современного художественного театра. МСХТ – это новый российский театр европейского уровня, сочетающий в себе прежние театральные традиции и тенденции современного театрального искусства. В своём театре он поставил очень весёлый спектакль с шикарным актёрским составом «Страсти по-французски» по пьесе А.Рейно-Фуртона «Мужчина и женщины», где сам исполняет главную роль.
Кинокарьера актёра началась довольно поздно – первые кинопробы он прошёл лишь в 35 лет. И сразу получил роль Захара Дудко в мелодраме «Ураган приходит неожиданно» (1983 год). Вслед за этим сыграл Цыплакова в детективе «Соучастники» (1983 год).
В 1986 году он играл Лопатова в первом перестроечном фильме «Плюмбум, или Опасная игра» Вадима Абдрашитова.
В 1987 году Стеклов попал в популярный проект Светланы Дружининой «Гардемарины, вперёд!», играл следователя.
Популярность и узнаваемость актёра стремительно росла, а режиссёры с удовольствием с ним работали, потому что ему не надо было долго объяснять, что надо играть. Он умеет мгновенно схватывать характер. Профессионал, одним словом.
Недостатка в ролях у актёра никогда не было. Его фильмография насчитывает более 100 фильмов. Мало кто из актёров может похвастать такой цифрой. Он не гоняется за главными ролями, но каждый свой небольшой эпизод создаёт как главный. И он не боится играть отрицательных персонажей, даже, наоборот, смакует их уродство.
Такими были его Семён Орлов, экспедитор швейной фабрики, в детективе «Разорванный круг» (1987 год), бабник Евгений Жутовский в фильме «Увидеть Париж и умереть!» (1992 год). А как он замечательно сыграл негодяя и шулера в «Петербургских тайнах» (1994- 1998 год).
Отвратительный в хорошем смысле получился у Стеклова Азазелло в экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» режиссёра Юрия Кары (1994 год).
Своим изумительным исполнением роли Чулкова в сериале «Остановка по требованию» (2000 год) он заставил зрителей и хохотать, и сочувствовать. Посредственный актёр так никогда не сыграет.
Сколько раз он играл людей во всевозможных погонах – в сериалах «Псевдоним Албанец», «Антикиллер-2», «Сыщики», «Москва. Три вокзала» и так далее. И они ему идут, эти погоны.
В 1999—2000 годах вместе с Ольгой Кабо он прошел подготовку к полёту на станцию «Мир», но из-за недостаточного финансирования проекта (съемки фильма «Тавро Кассандры») в космос не полетел.
Персонажи Стеклова реалистичны. Да, таким и должен быть прапорщик, как его Кантемиров в сериале «Кадетство» (2006 год)! Излишне вспыльчивый главврач Лобов в мелодраме «Я лечу» (2008 год) – это нонсенс? Таких не бывает?
Есть в арсенале актёра, и много, положительных мужественных персонажей, героев и космонавтов, есть исторические лица (Адольф Гитлер, Иосиф Сталин и Василий Джугашвили). Ему всё по плечу. Кажется, если ему дать телефонный справочник, он красочно сыграет и его.
Главной премьерой 2020 года с участием Стеклова стал сериал «Грозный» режиссёра Алексея Андрианова. Владимиру Александровичу досталась роль дьяка Андрея Щелкалова.
В 2001 году Владимиру Стеклову присвоено звание Народного артиста Российской Федерации.
Личная жизнь темпераментного мужчины, наверное, и должна состоять из многочисленных счастливых встреч и мучительных расставаний, подогреваемых неземной страстью, как это происходило в жизни Владимира Стеклова.
Первой женой Владимира Александровича была его землячка из Астрахани Людмила Мощенская, с которой он вместе учились в театральном училище. Поженились они только после того, как Стеклов вернулся из армии. Потом оба служили в одном театре в Кинешме, куда направили весь курс училища. В 1973 году у них родилась дочь Агриппина. Вскоре после её рождения супруги развелись. Людмила потом окончила ГИТИС и стала успешной актрисой, работает в театре, снимается в кино. Агриппина и её сын Данил выбрали актёрскую профессию (он актёр МХТ имени А.П. Чехова). В 2018 году у Владимира Анатольевича родился внук. Кем он будет пока неизвестно.
С актрисой театра «Ленком» Александрой Захаровой, своей второй женой, Стеклов прожил девять лет. Детей у них не было. Есть предположение, что уход Владимира Анатольевича из театра обусловлен их разводом. Причиной развода по мнению окружающих явилась измена мужа, но Александра сказала корреспондентам, что просто они разные люди и интересы у них стали разными.
Третьей супругой актёра стала врач-стоматолог Ольга Землянова. В этом браке в 1997 году появилась дочь Глафира. В 2015 году Стеклов развёлся.
Третьей избранницей Стеклова стала Ирина Дерягина, которая младше его на 33 года. Брак они зарегистрировали, но свадьбу устраивать не стали. Их дочь Арина родилась в один год с правнуком Владимира Александровича.
Страница Стеклова в Instagram пестрит фотографиями Арины новой квартире, которую недавно купил актёр.