Владимир Варнава — биография
Владимир Варнава – российский танцовщик, балетмейстер и постановщик, автор известнейших постановок на ведущих сценах России и Европы. лауреат нескольких премий «Золотая маска».
Постановщик хореографических номеров и танцовщик Владимир Варнава неоднократно выдвигался в лауреаты российской премии «Золотая маска». Режиссерский талант Владимира вот уже несколько лет привлекает зрителей своими неординарными балетами, которые восторгают одних и вызывают смешанные чувства у других зрителей. Хореография Варнавы считается одной из лучших не только в России, но и за ее пределами.
Детство и юность
Мастер сценической хореографии родился 1 июня 1988 года в городе Курган. Талантливый мальчик рос в семье театральных деятелей, прививших сыну любовь к драматическому искусству. Родители Володи и его кумир Майкл Джексон оказали огромное влияние на дальнейший творческий путь талантливого танцовщика. В возрасте пяти лет Варнаву отдали в музыкальную школу, где он осваивал скрипку. Параллельно юноша посещал хореографические курсы.
Окончив общеобразовательную школу, Владимир поступил в Центр искусств для талантливых детей северного региона. В это учреждение молодой человек попал, последовав за своими преподавателями Андреем Санниковым и Оксаной Бойко. В начале 2000-х подросток стал студентом ханты-мансийского филиала МГУКИ, диплом которого он защитил в 2007 году. Национальность хореографа не афишируется.
Творческий путь
Окончив университет, Владимир устроился в Музыкальный театр Карелии, где его репертуар пополнился классическими и современными номерами.
В 2009-м роль Меркуцио из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» принесла танцовщику первую награду – «Золотую маску». Позже Владимир был награжден премией «Арлекин» за исполнение образов Буффона и Фрица в балете «Щелкунчик».
Первая работа Варнавы в качестве постановщика была представлена спустя два года. Молодой режиссер продемонстрировал собственный спектакль «Пульчинелла», после премьеры которого хореограф жестко критиковал свою работу. Параллельно с этим в театре показывали постановку «Весна священная, где хореографом выступал шведский режиссер Мартин Форсберг. В спектакле зарубежного хореографа Варнава исполнял одну из ключевых ролей, удивляя той легкости и профессионализму, с которыми Мартин руководил процессом. Себя же Владимир ощущал неопытным артистом и понимал, что ему недостает профессиональных навыков.
Желая набраться опыта и знаний, танцовщик покинул Петрозаводский театр и направился на отбор к известному французскому постановщику Анжелену Прельжокажу, однако сотрудничество с ним не состоялось из-за проблемы с визой. Варнаве пришлось вернуться на родину, хотя кастинг в «Белоснежку» российский танцовщик прошел успешно.
Владимир остался работать в Северной столице, и уже вскоре представил миниатюру «Начало», созданную специально для ведущего артиста Мариинки Игоря Колбы. После начинающий постановщик удивил публику работой «Пассажир», вызвавшей у зрителей самые разнообразные эмоции. Журналисты прозвали балет «трешем высшей пробы», после чего режиссер был номинирован на три категории премии «Золотая маска».
Через год Варнава представил в Мариинском театре свое видение спектакля «Окно в середину зимы» на музыкальное произведение коллектива Sigur Rоs. Об этой постановке сам Варнава отозвался так:
«Мой любимый хореограф Михаил Фокин дал мне совет. Услышал музыку — ставь, появилась идея — ставь, возникла абстрактная идея — ставь, заинтересовал сюжет, литература — ставь».
Хореограф всегда использовал смешение жанров, не боялся экспериментировать с произведениями классиков и современников. В 2014-м Владимир представил постановку «Сохраняйте спокойствие» на композиции Антона Аренского и Иоганна Штрауса. Позже балетмейстер совместно с Евгением Анисимовым представил спектакль «Записки сумасшедшего» по рассказу китайского автора Лу Синя.
Сотрудничеством с Мариинкой хореограф не ограничивался – он создавал постановки для нескольких ведущих театров страны. Главные роли в постановках Варнавы исполняли известные танцоры, в том числе Диана Вишнева, Наталья Осипова и Светлана Захарова. С 2016 по 2017 годы балетмейстер работал над постановками «Моцарт и Сальери», «Глина», впервые представленными на сценах США. Варнава вошел в состав жюри Римского конкурса «Norcia Danza» и был приглашен для участия в балете «Поцелуй феи», впервые показанном в театре Монте-Карло.
Значимой в режиссерской карьере Варнавы стала работа «Мечтатели», в основу которй легли произведения французской группы Daft Punk. В тот же период балетмейстер представил спектакль «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского. Главную роль в постановке исполнила прима Мариинского театра Диана Вишнёва. В 2017-м Владимир вошел в состав жюри фестиваля «Золотая маска».
Спустя год режиссер удивил зрителей музыкальными решениями своих постановок. В начале мая балетмейстер представил работу «Ткани», куда вошли произведения рок-коллектива Red Hot Chili Peppers. Буквально через несколько дней в Театре на Таганке состоялся премьерный показ спектакля «Алиса в стране чудес», автором хореографии которого выступил Владимир Варнава. Режиссером проекта стал друг Володи Максим Диденко.
Во время пандемии COVID-19 балетмейстер сотрудничал с театром АХЕ и создавал для него постановки «Бедный, Бедный Гамлет», «Валы и оси». Помимо этого, хореограф создавал онлайн-спектакли, такие как «Прощай, новый мир!».
Личная жизнь
Подробностями личной жизни балетмейстер делится неохотно, а по его публикациям в социальных сетях сложно догадаться, имеется ли у знаменитости романтические отношения. Постановщик однажды признался, что предпочел бы встречаться с девушкой, близкой к его профессии.
В 2021 году Варнава стал членом жюри в нескольких этапах конкурса «Новые танцы» на телеканале ТНТ, где боролись за победу представители нескольких направлений танцевального искусства.
Интересные факты
- Несмотря на распространенное мнение, режиссер не является родственником юмористки Кати Варнавы. У артистки есть два брата, но зовут их Алексей и Игорь. К Владимиру они отношения не имеют.
- В творческой биографии Варнавы имел место опыт исполнения хип-хоп композиции в составе группы «Добрые люди Злые песни».