Давыдов Владлен Семенович – советский артист кино и театра, сценарист и театральный деятель. Народный артист и лауреат многочисленных государственных премий.
Владлен Давыдов родился в Москве 16 января 1924 года. Матерью будущего артиста была Давыдова Серафима Лолиевна. Выступать на сцене Владлен мечтал с младенческих лет и об этом его желании знали, наверное, все окружающие. Для того, чтобы в будущем осуществить свою мечту, мальчик посещал многочисленные спектакли в разных театрах столицы. Позже он стал высказывать свое мнение по поводу просмотренного спектакля. В школьные годы Владлен Семенович овладел художественным словом и стал писать заметки, которые печатались в периодических изданиях. Так на страницах «Пионерской правды» появилось эссе в котором Давыдов поделился своими впечатлениями от просмотренной им постановки «Платон Кречет».
Когда будущей звезде сцены исполнилось четырнадцать лет он решился написать письмо самому Москвину Ивану Михайловичу. В то время этот мужчина уже был достаточно известным в театральных кругах режиссером и актером мхатовского театра. В своем письме юный Владлен написал мэтру следующее: «Я очень хочу стать актером. Что мне для этого необходимо сделать?». Москвина может и позабавило это письмо, но будущему артисту он все же ответил. В письме, пришедшем по обратному адресу была фотография с надписью: «На память Владику Давыдову, с просьбой учиться хорошо». Сегодня эта фотография является частью выставки театрального музея. Там же рядом, можно увидеть и другое письмо, написанное Ильей Судаковым в ответ на пришедшее от юного корреспондента «Пионерской правды». Стоит отметить, что Судаков был режиссером одной из любимых постановок Владлена Давыдова и именно он в своем письме порекомендовал юному театралу непременно поступать театральную школу.
Творческая биография Владлена Давыдова началась в 1943 году, когда он, после успешно пройденных экзаменов, стал одним из первых студентов только что открытой Школы-студии МХАТ. Его обучение было закончено в 1947 году, после чего ему предложили работу в труппе Художественного театра. Стоит отметить, что Давыдов на протяжении четырех лет занимался в классе великого педагога И.М. Раевского.
Дебютный выход на театральные подмостки состоялся в 1948 году. Тогда зритель увидел Владлена Давыдова в роли Апреля в постановке созданной по сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». На сцене одного из известнейших в стране театров Владлен играл самые разные роли, выходя в разноплановых спектаклях, начиная от классики и заканчивая современными жанрами. Подлинные театралы с ходу могут назвать самые запоминающиеся роли, которые удавались Владлену лучше всего и те, которые кроме него сыграть так никто и не смог. Среди его работ: Апрель в сказке «Двенадцать месяцев»; Родион Васильцов в спектакле «Вторая любовь»; Керкер в спектакле, поставленном по роману Диккенса «Домби и сын». Не менее значимыми оказались роли в театральных постановках «Кукольный дом», «Братья Карамазовы», «Воскресение», «Идеальный муж», «На дне», «Три сестры», «Чайка» и многие другие.
После того как в 1987 году МХАТ пережил своего рода раскол, Владлен Давыдов стал частью труппы МХТ имени Чехова.
Первой ролью в биографии Владлена Давыдова в кинематографе оказалась роль в картине от режиссера Сергея Эйзенштейна под названием «Иван Грозный». Если же говорить о проделанной работе, то весьма интересным получился у Давыдова персонаж в киноленте «Кубанские казаки». В картине, снятой режиссером Иваном Пырьевым актеру предложили роль Николая Ковылева.
Процесс съемок не обошелся без казусных ситуаций, одна из которых привела к запрету на выезд из страны на пять лет. А все из-за того, что французская актриса Николь Курсель, после того как просмотрела картину обратилась к Давыдову с просьбой показать ей Москву. Владлен конечно же согласился поработать экскурсоводом по родному городу. Прогулка с иностранкой закончилась полученным от министра культуры выговором и запретом на протяжении пяти лет выезжать за пределы Советского Союза. Толчком к данному решению послужила статья, напечатанная в западной прессе где под фото пары было написано, что известная актриса попала в любовные сети Дон Жуана из СССР.
На самом же деле никаких романтических отношений между известным актером и Николь Курсель никогда не было.
Многие телезрители ассоциируют звезду телеэкранов с его ролью майора, а позже и полковника в картине «Встреча на Эльбе». В киноленте от Григория Александрова актер перевоплотился в военного коменданта советской армии Никиту Кузьмина. По сюжету этой картины в конце войны происходит встреча двух друзей, когда-то служивших комендантами в американском и советском городах, и познакомившихся на Эльбе. К концу картины удается раскрыть нацистский заговор, который к сожалению, был создан американской стороной. Американский комендант до конца остается верен долгу офицера и в силу своих возможностей пытается предотвратить катастрофу. Однако Джанет Шервуд, эмиссар ЦРУ, которую блестяще сыграла Любовь Орлова чинит ему препятствия. После того как операция была провалена, женщине пришлось покинуть Германию.
Запоминающейся благодаря мастерской игре Давыдова стала роль начальника на пограничной заставе в киноленте, ставшей популярной в пятидесятые годы «Застава в горах». В кинокартине Владлен Семенович предстал перед телезрителями в роли старшего лейтенанта по имени Сергей Лунин.
1966 год – в карьере советского актера появилась еще одна ключевая роль – полковник из Тульчина. Эта была драматическая картина под названием «Выстрел», в основу которой сценаристы положили одноименную повесть великого русского писателя А.С. Пушкина.
В своей кинематографической карьере Владлен Давыдов множество раз перевоплощался в известного советского полководца, Маршала К.К. Рокоссовского. Это были такие картины как «Освобождение», «За нами Москва», «Трагедия века», «Солдаты свободы».
Памятной для телезрителей и самого актера стала роль Петра Первого в картине от режиссера Игоря Усова «Табачный капитан». События рассказывают о Петре Первом, который отправляет одного из сыновей боярина в Голландию, чтобы тот обучился морским премудростям. Однако наука не нравится богатому наследнику, а вот его крепостной холоп преуспевает. По возвращении в Россию недоросль в силу сложившихся обстоятельств становится офицером.
2000-е годы – Владлен Давыдов получил приглашение от Светланы Дружининой в ее исторический проект «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII», где ему досталась роль Дмитрия Михайловича Голицына, сподвижника Петра Первого. Давыдова телезрители увидели в первом, пятом и шестом фильмах.
В личной жизни Владлена Семеновича Давыдова была только одна женщина. Маргарита Викторовна Анастасьева была коллегой по цеху, а также писательницей и Заслуженной артисткой РСФСР. Пара познакомилась еще когда они оба учились в школе-студии МХАТа, а после вместе играли на театральной сцене. Всю жизнь мужчина любил только эту женщину, трогательно называя ее «моя птичка».
За несколько месяцев до смерти актера спросили о том, правда ли что его жена была первой красавицей на всем курсе. На что он ответил: «Почему была? Она ведь и сейчас самая красивая женщина!». Чета Давыдовых счастливо прожила в браке шестьдесят семь лет. В 1951 годы у них родился сын Андрей. Мальчик повторил путь родителей и стал заслуженным артистом России, играя на сцене МХТ Чехова.
С 1986 года и до 2001-о Владлен Давыдов занимал пост директора музея МХАТ. На протяжении многих лет актер скрупулезно собирал архив и записывал важнейшие события, относящиеся к жизни театра. Был у него и любимый актер о котором он собственноручно написал книгу в 1983 году под названием «Борис Георгиевич Добронравов. Статьи. Воспоминания. Документы».
В 1994 году вышла книга, в которой Давыдов был одним из составителей – «Книги о Евгении Александровиче Евстигнееве».
В 1998 году напечатали двухтомник с рядом статей, принадлежащих перу Владлена Давыдовича известный литературоведам под названием «Московский художественный театр. 100 лет».
К столетию любимого театра Давыдов снял телевизионную картину «Если бы знать», посвященную Борису Георгиевичу Добронравову. Актер маленькими пазлами собирал историю великого театра. Когда его уволили весь собранный им материал оказался в коробках, где много лет просто пылился. Давыдов очень переживал: «Я едва сдерживаю слезы. Все, что так дорого было разрушено! Убит тот театр каким его знал я!». Сложившаяся ситуация очень повлияла на состояние здоровья артиста. В последствии жена Владлена Семеновича рассказывала, как тяжело муж переживал отчего начались проблемы со здоровьем.
Давыдов умер в конце июня 2012 года в московской больнице. За неделю до этого его госпитализировали. Официальной причиной смерти указана тромбоэмболия легочной артерии.
Могила великого артиста находится на Ваганьковском кладбище.