Ян Амос Коменский

Ян Коменский — биография


Ян Коменский – выдающийся чешский педагог-гуманист, писатель, общественный и религиозный деятель. Служил епископом Чешскобратской церкви, основал педагогику, как самостоятельную дисциплину, систематизировал и популяризировал классно-урочную систему.

«Ньютон педагогики» — так сегодня зовут Яна Коменского, так как его роль в развитии этой науки можно сравнить с тем вкладом, который Исаак Ньютон внес в физику. После Коменского осталась четкая система педагогических приемов, на которой и базируется современная школа. Он сумел разработать классно-урочную систему обучения, нормировать учебную нагрузку, использовать в обучении наглядные пособия. Именно Коменский выпустил первый в мире иллюстрированный учебник, изобрел детскую игру с картинками. Одновременно с этим, его можно считать и ведущим философом того времени, так как его перу принадлежат более двух сотен философских трудов.

Детство и юность

Родился Ян Коменский 28 марта 1592 года в небольшом городке Нивнице (Моравия), в семье Мартина Коменского и Анны Хмеловой. Отец будущего философа родился и вырос в деревне Камне, расположенной по соседству с Нивницей. Дед Яна по отцовской линии – Ян Сегеш, жил в Словакии, но потом перебрался в Моравию. Сменил фамилию на Коменский, скорее всего в честь села Камне, куда переехал на постоянное место жительства. Мартин и Анна состояли в религиозной общине Чешских (Моравских) братьев, были примером для подражания двум дочерям и сыну.

В возрасте семи лет Ян начал обучение в братской школе. В 1602-м, когда мальчику исполнилось 10 лет, маленький городок накрыла эпидемия чумы, от которой погибла большая половина населения. Семью Яна это тоже коснулось, умерли его родители и старшие сестры, мальчик остался один и замкнулся в себе. Но школу Ян не бросил, он помнил, что родители очень хотели видеть его образованным. В 1611 году парня окрестили, и дали второе имя Амос.

Ян Амос Коменский

Окончив религиозную школу, молодой человек понял, что нужно продолжать учиться, и стал студентом Хернборнской академии. Коменский решил, что только высшее образование поможет ему найти верный путь в жизни. Однако эту академию парень не окончил, бросил, остановил свой выбор на другом вузе – Гейдельбергском университете. Это учебное заведение в те времена считалось самым знаменитым и престижным. Коменский узнает, что из стен этого вуза выходят прекрасные педагоги и профессора, и он принимает решение посвятить свою биографию преподавательской деятельности.

Вскоре Ян написал свою первую научную работу, а именно, словарь, получивший название «Сокровищница чешского языка». В нем имелся не только перевод большого количества непонятных слов, но и указывалась сфера, где они применяются, а также особенности в употреблении. Стоит отметить, что словарем начали пользоваться все слои населения, а по прошествии многих лет лингвоисследователи и историки придут к выводу, что он стал самой полной энциклопедией чешского языка в 17 веке.

В 1614 году Ян решил сменить место жительства, перебрался в Пршеров, нашел себе работу учителя в братской школе, аналогичной той, в которой учился сам. К тому времени у Коменского появилась новая идея написания книги, он решил посвятить ее обычаям и традициям Моравии, его родной страны. Спустя четыре года, в 1618-м, автор поставил в своей книге последнюю точку, и даже приложил к ней подробную карту страны.

Труды по педагогике

В 1627-м Коменский приступил к работе над своей первой книгой по дидактике. Он понял, что за время работы преподавателем набрался огромного опыта, который нужно передать остальным. На страницах этого научного труда Коменский изложил все свои многолетние наблюдения и открытия. Книга получилась достаточно успешной, и воодушевленный автор принял решение самостоятельно сделать ее перевод на латинский язык с чешского. Он понимал, что в таком виде книгу захотят прочесть его коллеги, преподаватели. Вслед за этим Ян Коменский стал автором следующих научных трудов:

  • «Открывая дверь к языкам» 1631 год;
  • «Материнская школа» 1632 год;
  • «Физика» 1833 год, и еще многих других учебных пособий, которые предназначены не только преподавателям, но и студентам, обучающимся в разных направлениях.

Ян Амос Коменский

После этого Коменский приостановил свою литературную деятельность, так как на него начались религиозные гонения. Некоторым фанатикам не нравились его убеждения. Яна, исключительно верующего человека, обвиняли в занятиях педагогикой, сомневались в его религиозных взглядах на жизнь. Как результат – педагог уезжает из страны, поселяется в Польше, продолжает создавать и печатать свои бесценные научные труды.

Методики и реформа школы по Коменскому

Ян подумал, что было бы неплохо давать ученикам познания одновременно в нескольких науках, обучать всех всему. Если выражаться проще, то Коменский решил внедрить в школьную программу не один предмет, как было раньше, а несколько, причем, одновременно. Ученики должны параллельно учиться нескольким дисциплинам, и благодаря этому формировать более широкий кругозор и видение окружающего мира.

Ян Амос Коменский

Коменский получил разрешение на внедрение своей задумки в городе Шарошпатак. Именно там открылась так называемая «пансофическая школа», где педагог использует все свои накопленные умения и знания. Процесс обучения начался очень успешно, положительные результаты не заставили себя долго ждать, появились первые заинтересованные ученики, которым понравилось параллельно изучать физику, математику, астрономию.

Помимо прочих нововведений, Коменский придумал такой процесс, как драматизация учебного материала. До этого учителя просто преподавали предмет, как обычную лекцию, предавали теоретические знания, и все. А вот после того, как в школу пришел Коменский, все изменилось. В учебных заведениях взяли в моду проведение творческих вечеров, постановку сценок, чтобы тем самым разбудить у учащихся тягу к новым познаниям.

В 1638 году Коменского пригласило правительство Швеции, с целью преобразования в стране школьной системы. По дороге к новому месту жительства, Ян остановился в Англии, где прочел несколько лекций в Оксфорде. С августа 1642 года Коменский постоянно живет в Швеции, читает лекции студентам Упсальского университета, продолжает писать «Великую дидактику» и «Пансофию». От Стокгольмского университета Ян получает почетное звание доктора наук и приглашение навсегда остаться жить и работать в Швеции. Педагог почти согласился, но тут узнал, что в Польше скончался епископ Чешскобратской церкви, и по решению синода общины, именно он должен был стать его преемником.

Ян Амос Коменский

Из-за новых обязанностей Яну довелось вернуться в Польшу. Вместе с семьей он переезжает в польский городок Эльблонг, продолжает заниматься творческой, педагогической и проповеднической деятельностью. Именно в этом городе вышли многие его труды, в том числе и самая значимая книга Коменского – «Новейший метод преподавания языков». Ян завершил работу над обоснованием своей концепции педагогики, стал разработчиком оригинальной системы, в основе которой лежит индуктивный метод усвоения языков.

Личная жизнь

Свою личную жизнь Ян Коменский устроил еще во время работы в Пшерове. Именно там он встретил свою первую супругу Магдалину Визовскую, отчим которой служил бургомистром этого города. Прошел год, супруга подарила Яну двух детишек, жизнь потекла спокойно и размеренно. Однако счастье длилось недолго, в 1622-м эпидемия чумы унесла жизнь не только супруги, но и двух детей. Коменский остался сам.

Мужчина вдовствовал на протяжении двух лет, пока не познакомился с Марией, дочерью епископа. Однако и этот брак закончился быстро и трагично, супруга умерла, и несчастный Ян снова испытал на себе все «прелести» одиночества.

Только в 1649-м философу удается обрести личное счастье. На этот раз его избранницей стала Яна Гаюсова, которая прожила с Коменским до самой смерти. Она родила супругу двух детей – сына Даниэля и дочь Елизавету, сама скончалась осенью 1669 года.

15 ноября 1670 года умер и Ян Коменский, в доме у своей дочери в Амстердаме.

Труды

  • Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни
  • Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов
  • Материнская школа
  • Лабиринт света и рай сердца
  • Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.)

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Ян Амос Коменский?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя