За плечами этого актера очень трудный жизненный путь, его детство пришлось на войну, а юность на послевоенную разруху и голод. Но он сумел преодолеть все, и достичь в жизни больших высот. Сегодня Юрий Назаров один из самых востребованных актеров старшего поколения, фильмография которого исчисляется сотнями ярких работ.
Слава к Юрию Назарову пришла после съемок в картине «Андрей Рублев», режиссером которой был Андрей Тарковский. Потом было «Зеркало» и «Маленькая Вера», только закрепившие успех актера.
Родом Юрий Назаров из Новосибирска, где и родился 5 мая 1937 года. Именно в Новосибирск, к будущей бабушке мальчика приехала мать Юрия, потому что подошло время родов. Бабушка работала врачом, и после рождения внука вместе с мужем занималась его воспитанием. Мама и папа Юрия в то время были студентами, и учились в Томске. Юра жил с бабушкой, пока ему не исполнился год. В 1942-м у Юрия родился брат, которого назвали Борисом.
Во время войны мама очень много работала, смены были продолжительностью по двенадцать часов. Дети часто оставались дома одни, голодные. Но семья сумела выстоять и преодолеть все трудности, дети подрастали. Сразу они жили в коммуналке, а после войны им выделили отдельную квартиру.
Папа Юрия был работником электростанции, а когда узнал, что в их городе возобновил работу Театр оперы и балета, то записался на прослушивание. Пробы были удачными, и вскоре мужчина был принят в труппу солистом. Юра и Борис очень гордились тем, что у них такой папа, и важничали перед своими друзьями. К сожалению, жизнь их отца оборвалась очень рано. Его не стало в 1949 году, причиной смерти стал рак головного мозга. Мама замуж больше не вышла, и самостоятельно растила сыновей.
После войны школы были раздельными, Юрий посещал школу для мальчиков и одновременно музыкальную школу. В старших классах его мечта о будущем была уже четко сформирована – парень решил поступать в театральный вуз, потому что видел себя только на сцене.
После получения аттестата в 1954-м, он отправляется в столицу, и с первой попытки становится студентом Щукинского училища. Его хватило всего на один семестр. В стране началась кампания по подъему целинных земель, и увлекшись общей идеей, Юрий бросает вуз, и едет вместе со всеми на целинные земли Казахстана. В его трудовой биографии есть отметка, что в эти годы он перепробовал очень многие профессии. Проходчик, бетонщик, стропальщик – вот только несколько профессий, которые Назаров освоил на целине. Увлеченный новым делом, он решил посвятить свою жизнь сельскому хозяйству, и даже отнес документы в приемную комиссию сельскохозяйственного института. Но юношу ждал полный провал на экзаменах. После этого он попытался стать курсантом Одесского мореходного училища, но и тут его ждала неудача. После всех своих походов, Юрий решил восстановиться в театральном институте.
На протяжении пяти лет Юрий Назаров прилежно изучает азы актерского мастерства, своевременно сдает все экзамены и зачеты, не прогуливает занятия. К тому же он стал самым активным участником художественной самодеятельности вуза. После выпуска такой примерный студент не мог остаться без работы, его буквально сразу пригласили в Ленком.
Ленкому он отдал три года своей творческой биографии, но за это время никакого продвижения в его карьере не произошло. Когда в театре объявили о необходимости сократить штат актеров, и в числе первых кандидатов «на вылет» назвали Назарова, он был этому даже рад. Прошло немного времени, и Юрия приняли в труппу Театра-студии киноактера. Его партнерами по театру были Людмила Зайцева и Валентина Теличкина.
Его лучшей работой в театре стала постановка «Ветер на дне», в которой он перевоплотился в Луку. Он был так похож на своего героя, что обошлось без грима, нужно было только обрасти бородой. Этот спектакль стал лучшим в театральном мире столицы.
Назаров всегда отличался упрямством и своенравностью своего характера, поэтому в 90-е годы остался практически без работы. Он так и не смог принять наступившие перемены, и его перестали задействовать в репертуаре. Он не попал под сокращение, как в прошлый раз, но его хотели перевести билетером или уборщиком. Для Назарова это было совершенно не приемлемо. Он отказывается, и увольняется из театра, благо, он уже имел имя в кинематографе, куда его звали давно.
Дебют в кинематографе состоялся в 1957-м, когда Назарова позвали в эпизод картины «Рассказы о Ленине». Он сыграл простого работягу, такого же, как потом в картинах «Ветер» и «Поэма о море». А когда вышла лента «Последние залпы», то Юрий сыграл более заметную роль, и попал в поле зрения режиссеров.
В 1961-м на экраны вышел фильм «В трудный час»,в котором ему довелось перевоплотиться в красноармейца Котельникова. Актер очень органично вписывался в такие роли, поэтому его последующие работы были в том же амплуа. В 1964-м Назаров стал комиссаром в фильме «Непрошенная любовь». После этого были ленты «Они шли на Восток», «Нет неизвестных солдат», «Да здравствует Республика!», где ему доверяли роли настоящих офицеров, честных и бескомпромиссных. Самым ярким персонажем из этого амплуа был красноармеец Фадейцев из фильма «Баллада о комиссаре», которому пришлось самому бороться с врагами советского строя. Кроме Назарова на съемочной площадке этой картины можно было увидеть Галину Польских, Виктора Шульгина, Талгата Нигматулина.
Настоящую славу и любовь зрителей актер почувствовал в 1966-м, после проката картины «Андрей Рублев», в которой ему достались сразу два центральных образа. После съемок этого фильма актер признался, что наконец-то понял, настолько дорога ему Россия, и что эту любовь он сохранит до конца своих дней.
В 1968-м в актерской биографии Назарова появилась первая отрицательная роль. Это была картина «Освобождение», в которой Юрию пришлось стать «власовцем». В 1970-м отрицательных персонажей прибавилось – он сыграл браконьера в ленте «Когда расходится туман».
В 1972-м Юрию Назарову предложили работу в картине «Бой с тенью», где он стал тренером по боксу.
В том же 1972-м Юрию Назарову снова пришлось примерить образ солдата в фильме «Горячий снег». Сюжет о защитниках Сталинграда, которые не дали вражеским танкам прорваться в город. Кроме Назарова в фильме снялся Николай Еременко-младший, с которым Юрия связывала многолетняя дружба.
В 1973-м фильмография актера пополнилась картиной «Земля Санникова», где режиссер задействовал также Олега Даля, Владислава Дворжецкого, Георгия Вицина.
В 1974-м вышла еще одна картина известного режиссера Андрея Тарковского – «Зеркало». В ней Юрию Назарову довелось сыграть центрального персонажа.
В конце 70-х актер еще раз доказал всю разноплановость своего таланта. Он играл самых разных персонажей, и перевоплощался в них очень легко и органично. Он стал русским казаком, милиционером, офицером русской армии, паромщиком, летчиком-испытателем и даже экс-бургомистром.
Юрий Назаров с удовольствием принял предложение режиссера фильма «За облаками – небо» сыграть Степана Жерехова. Речь в картине идет о летчиках-испытателях реактивных самолетов послевоенного поколения.
Одной из самых успешных и заметных работ в 80-е годы стала картина «Маленькая Вера», в которой Назарову досталась роль отца главной героини. Он предстал перед зрителями человеком со своими правилами, строгим и непоколебимым.
С 80-го по 90-й год в фильмографии актера Юрия Назарова появляются комедии, мелодрамы, детективы. Он играет характерных героев, и продолжает радовать зрителей в уже привычном для себя амплуа – военного, в картинах «Ворота в небо», «Война на западном направлении».
В кризисные 90-е работы стало немного меньше, но Назарова все равно не забыли, и позвали на съемки четырех проектов – «Три дня вне закона», «Кодекс бесчестия», «Самозванцы», «Простые истины».
В новом веке кинематограф снова ожил, и у Назарова появляются интересные предложения. В 2003-м его позвали сниматься в фильмах «Под полярной звездой» и «Баязет».
Потом в карьере актера Юрия Назарова настала эпоха сериалов. Он снимается много и часто, с его участием вышли такие рейтинговые проекты, как «На углу у Патриарших-3», «Сыщики-2», «Москва. Центральный округ-2», «Всегда говори «Всегда», «Две судьбы». Роли были разными – и второго плана, и главными. Одну из таких центральных ролей он сыграл в детективе «Сыщики районного масштаба».
У Юрия Назарова было две официальные жены. Первый брак он заключил еще в 1960-м, но не прошло и двух недель, как актеру стало понятно, что это роковая ошибка.
Второй законной женой актера стала Татьяна Кудрявцева, знакомство с которой состоялось в Ленкоме, где девушка работала концертмейстером. Так как у Юрия не было своего жилья, то они сразу жили у родителей девушки, а расписаться смогли только в 1961-м, когда он развелся со своей первой супругой. Личная жизнь актера наладилась. Вскоре в семье стали появляться дети. У них родилась дочка Таня, потом Василиса и сын Володя. Татьяна продолжила дело отца, закончила ВГИК на курсе Сергея Бондарчука и Сергея Герасимова, получила роль в картине «Однажды двадцать лет спустя». Владимир стал медиком, Василиса искусствовед.
В 60-х Юрий Назаров сильно травмировался в результате автокатастрофы, и получил серьезные повреждения позвонков. В течение полутора лет актер не вставал с постели, доктора даже говорили, что он так и останется инвалидом. Но сильный и напористый характер Юрия не дал ему сдаться. Он пытался делать упражнения, качал мышцы, и спустя некоторое время встал на ноги. Прошло три года, и о былой травме напоминали разве что больничные фото актера. Доктора не верили, что такое вообще возможно, настолько они были шокированы результатом.
Назаров и Кудрявцева состоят в официальном браке уже более полувека, но это не помешало актеру завести еще одну семью. В 1979-м он влюбился в Татьяну Разумовскую, которая работала на киностудии «Мосфильм». У них родились две дочки – Варя и Марфа. Первую девочку женщина родила в 39, вторую в 43. Варвара тоже творческий человек, она уехала в Голландию, и устроилась на телевидение в качестве режиссера. Марфа стала театральным режиссером, живет под Москвой. Назаров любит всех детей одинаково, а внебрачным продолжает платить алименты до сих пор, хотя они уже давно взрослые.
Последние двадцать лет у Назарова отношения с женщиной по имени Людмила Мальцева. Официально его женой по-прежнему является Татьяна Кудрявцева. Знакомство Назарова и Мальцевой состоялось в 1994-м, и сразу переросло в роман. С помощью Юрия Людмила стала известной актрисой. Когда дети впервые узнали о том, что у отца есть другая семья, они долго пребывали в состоянии шока, но смирились с таким его поступком.
Юрия Назарова по-прежнему зовут на съемочную площадку. В 2016-м вышли четыре картины, в которых он принимал участие. В настоящее время артиста пригласили в молодежный проект под названием «Хор», в котором у него роль второго плана.
Комментарии
Замечательный актер. Его знают и помнят. и большой привет и наилучшие пожелания из Новосибирска, Кировского района с ул. Бетонной, дом 11.
Очень талантливый, самобытный, мужественный органичный.Сибирская земля богата талантливыми людьми. Горжусь своими земляками!
Как артист нравится, но как человек- нет
А зачем тебе он как человек? Мы кино смотрим , а не людей. Мне важно его воплощение, а как человек он меня мало интересен, хоть я с ним и знаком лично.
Вот как артист нравится.Особенно по роли Александра Градова в фильме "Прощание славянки"(1985года).Очень хорошее кино!..
НАЗАРОВ Ю.В.ВЕЛИКИЙ АКТЁР!ЯРКАЯ САМОБЫТНАЯ ЛИЧНОСТЬ!УМЕЮЩИЙ ГЛУБОКО ПЕРЕВОПЛОЩАТЬСЯ В ОБРАЗЫ И ХАРАКТЕРЫ ТЕХ ГЕРОЕВ,КОИХ ЕМУ ПРИШЛОСЬ СОЗДАТЬ НА ПОДМОСТКАХ ТЕАТРА И КИНО.ТАКИЕ АКТЁРЫ И ЛЮДИ, КАК НАЗАРОВ Ю.В.ЯВЛЯЮТСЯ ДОСТОЯНИЕМ РОССИИ!ЗОЛОТЫМ ФОНДОМ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА!НАШЕМУ УВАЖАЕМОМУ ПРЕЗИДЕНТУ РФ:ПУТИНУ В.В.НАДО ВСЯЧЕСКИ ПОМОГАТЬ И БЕРЕЧЬ!ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК НАЗАРОВ Ю.В.,ПОТОМУ, КАК ДУШЕВНАЯ СОВЕСТЬ НАРОДА РОССИИ,НЕ СМОТРЯ НА СМЕНУ ЭПОХ И РЕЖИМОВ В ГОСУДАРСТВЕ РФ,ЯРКО ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ВО ВСЕХ АКТЁРСКИХ РАБОТАХ НАШЕГО ЛЮБИМОГО МЭТРА ТЕАТРА И КИНО НАЗАРОВА Ю.В..В ЧЁМ ФЕНОМЕН! БЕЗЗАВЕТНОЙ ЛЮБВИ И УСПЕХА К АКТЁРСКИМ РАБОТАМ И ОБРАЗАМ СОЗДАННЫМ В СОВЕТСКО-РОССИЙСКОМ КИНО НАЗАРОВЫМ Ю.В.,СО СТОРОНЫ РОССИЙСКОГО НАРОДА? А ВСЁ ПРОСТО!ОН,КАК И ВЫСОЦКИЙ В.С.В МУЗЫКЕ!НЕ ИГРАЕТ РОЛЬ ПО СЦЕНАРИЮ!А ВОПЛОЩАЕТ САМОГО СЕБЯ НА СЦЕНЕ ОБЪЕКТИВНО ПОКАЗЫВАЯ СТРУНЫ ДУШИ,СОВЕСТИ,НРАВСТВЕННОСТИ РУССКОГО НАРОДА!И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ!