Юрий Каспарян — биография
Юрий Каспарян — советский и российский рок-музыкант, известный своим виртуозным мастерством на гитаре. Он стал широко известен как соло-гитарист легендарной рок-группы «Кино», внесший значительный вклад в развитие отечественной рок-музыки. Вместе с этим он является одним из основателей и соло-гитаристом супергруппы «Ю-Питер», где продолжает творческий путь, удивляя публику своим талантом и вдохновляя коллег. Также Юрий Каспарян был одним из ключевых участников проекта «Поп-механика» Сергея Курёхина, а также сотрудничал с художником-концептуалистом Сергеем де Рокамболем. Его музыкальный дар и профессионализм проявляются и в проекте «Симфоническое Кино».
Детство
Жизненный и творческий путь музыканта взял своё начало в Симферополе, 24 июня 1963 года. В его семье не было прямого отношения к искусству: отец, Дмитрий Рафаэлович Каспарян, занимался энтомологией, а мать, Ирина Соломоновна Гуслиц, посвятила себя биологии. После некоторого времени семья переехала в Ленинград, где и продолжила свою жизнь.
Юрий с ранних лет проявлял неподдельный интерес к музыке, что стало заметно окружающим. В возрасте семи лет он был зачислен в специализированную музыкальную школу, где начал осваивать игру на виолончели. Со временем его страсти захватило творчество зарубежных рок-групп, что подтолкнуло его к освоению игры на гитаре. Этот период ознаменовал завершение его официального музыкального образования. Дальнейшее совершенствование в музыкальном искусстве Юрий продолжил самостоятельно, практикуя и развивая свои навыки вне стен учебных заведений.
В группе «Кино»
В заключительные годы восьмидесятых, будущая звезда сцены, вместе с товарищами, увлекалась игрой на гитаре, исполняя рок-н-ролл и кантри-рок. В 1983 году, одному из его друзей, Максиму Колосову, предложили присоединиться к знаменитой группе «Кино». Это событие подтолкнуло Юрия Каспаряна стать частым гостем репетиций группы, а впоследствии и самому стать её участником.
С течением времени Каспарян сблизился с Виктором Цоем, став его доверенным другом и единомышленником. Несмотря на то, что в начале карьеры мастерство Юрия оставляло желать лучшего, Цой защищал его перед коллегами, убежденный, что настоящие человеческие качества имеют большее значение, чем мгновенный профессионализм, который со временем обязательно придет. Виктор Цой оказался прав: Каспарян оставался в «Кино» до самого распада группы, внесши значительный вклад в создание восьми альбомов, среди которых «Это не любовь», «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», «Черный альбом» — последний был завершен и записан уже после трагической гибели Цоя.
Каспарян также прославился своим уникальным сценическим образом, варьируя от коротких до длинных волос, что было модно в те времена. Помимо участия в «Кино», музыкант примкнул к проекту «Поп-механика» под руководством Сергея Курехина и в коллаборации с Георгием Гурьяновым и «Новыми композиторами» записал альбом Start, который был выпущен после длительной реставрации и доработки в 2015-2016 годах.
В начале 90-х Каспарян временно отошел от сцены, погрузившись в изучение эзотерики и философии, а также участвуя в арт-проектах и экспериментальной музыке. Этот период был отмечен сотрудничеством с арт-сообществами и знакомством с художником-концептуалистом Сергеем де Рокамболем.
В 2019 году появились новости о возрождении «Кино» в рамках нового проекта, что было подтверждено в 2020 году планами организации концертов. Однако из-за пандемии коронавируса эти мероприятия пришлось отложить. В том же году Юрий Каспарян, совместно с сыном Виктора Цоя, Александром, и бас-гитаристом Игорем Тихомировым, принял участие в программе «Вечерний Ургант», где обсудили детали предстоящих выступлений и процесс оцифровки записей голоса Цоя.
Был также выпущен новый клип на песню «Попробуй спеть вместе со мной», сочетающий в себе оригинальную запись Виктора Цоя и живое исполнение участников группы. Клип включал кадры из короткометражного фильма «Конец каникул», для которого музыканты отправились на съемки в Украину.
Кроме того, стало известно о выходе фильма «Цой» режиссера Алексея Учителя, вызвавшего недовольство сына музыканта, Александра Цоя, который обратился с протестом в социальные сети и написал письмо президенту РФ, выразив общую позицию семьи и друзей Виктора Цоя.
Музыкальное творчество
В заключение девяностых, Юрий Каспарян нашел точки соприкосновения с Вячеславом Бутусовым. Вместе с ним и Сергеем де Рокамболем в 1997 году они представили аудитории альбом, получивший вызывающее название «НезаконНоРожденный АльХимик доктор Фауст — Пернатый змей».
После этого, начиная с 1999 года и на протяжении следующих двух лет, Каспарян в сотрудничестве с Бутусовым и Игорем Тихомировым занимался разработкой проекта «Звездный падл», который вызвал широкий резонанс среди общественности и прессы. В частности, ходили слухи о возможном возрождении группы «Кино» с новым лидером вокала, однако эти предположения были категорически опровергнуты создателями.
В результате, альбом получился мультижанровым, объединяя элементы джазовых импровизаций и фанка, а одна из песен, «Гамбург», была отнесена к шансону в его классическом, не российском, трактовании.
В 2001 году Каспарян и его соратники основали музыкальный проект «Ю-Питер», который активно отправился в гастроли. К составу, помимо основателей, присоединились клавишник Олег Сакмаров и барабанщик Евгений Кулаков. Репертуар группы включал авторские произведения как «Кино», так и «Наутилус Помпилиус».
Через два года после создания, музыканты представили свой первый альбом под названием «Имя рек», состоящий из одиннадцати песен. Празднование 15-летия своего творчества коллектив отметил на юбилейном концерте в «Крокус Сити Холле» в Москве. В 2017 году «Ю-Питер» прекратил своё существование.
В 2010 году Юрий Каспарян стал одним из инициаторов и создателей уникального проекта «Симфоническое кино», целью которого было привнести новую жизнь в композиции, когда-то исполненные Виктором Цоем, через их исполнение симфоническим оркестром. Симфонические аранжировки для этого проекта, организованного ко фестивалю «20 лет без “Кино”», подготовил Игорь Вдовин. Этот проект является уникальным явлением в мире русского рок-музыкального искусства, с Александром Цоем в роли продюсера. Премьерный концерт состоялся в октябре 2010 года.
После успешной премьеры программа «Симфоническое кино» была представлена в множестве городов России и стран ближнего зарубежья, везде собирая аншлаги. Выступления с президентским оркестром и концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии стали одними из ярких моментов проекта. Сочетание гитары Каспаряна с оркестром Государственного Эрмитажа под управлением Фабио Мастранджело оставило неизгладимое впечатление на публику.
Помимо работы в «Симфоническом кино», Юрий Каспарян, к 55-летию Виктора Цоя, в коллаборации с группой «Кукрыниксы» выпустил кавер на песню «Нам с тобой» из «Черного альбома». Также он стал основателем фанк-группы CHIC Project, идея которой возникла в ходе репетиций симфонического проекта.
В 2019 году Каспарян, наряду с Александром Цоем, принял участие в программе «Вечерний Ургант», где анонсировали концерт «Группа крови». В интервью музыкант поделился уникальными историями из жизни «Кино», своим взглядом на фильм «Лето» Кирилла Серебренникова и процессе создания легендарных гитарных соло. Ургант, в свою очередь, выразил восхищение актуальностью и модностью музыки Каспаряна, даже спустя 30 лет после её создания.
В том же году, на сцене Кремлевского дворца, состоялся трибьют-концерт, отмечающий 30-летие альбома «Звезда по имени Солнце», в котором приняли участие Каспарян, группа «Сплин» и рэпер Баста.
Личная жизнь
Жизненный путь Юрия Каспаряна описывается многочисленными историями любви, творческого поиска и семейных уз. Воплощая в себе образ непреклонного хранителя личного пространства, он не стремится делиться интимными подробностями своей жизни с широкой общественностью, однако известны страницы его биографии, оставившие заметный след в культуре и музыке.
Одна из таких страниц повествует о его отношениях с Мариной Смирновой, история которых окутана ореолом романтической преданности. Юрий, проявляя заботу и внимание, часто пропускал репетиции, чтобы оставаться рядом с возлюбленной в моменты ее болезни. Несмотря на глубокую привязанность, их путь в итоге разошелся, что добавило в биографию музыканта ноты меланхолии и печали о неразделенной любви.
Жизненный путь Каспаряна отмечен двумя браками, каждый из которых оставил неизгладимый след в его сердце и творчестве. В 1987 году он соединил свою судьбу с американской актрисой Джоанной Стингрей, которая не только разделяла его музыкальные увлечения, но и стала мостом для популяризации русского рока за пределами СССР. Этот союз, воплощенный в совместных стремлениях и мечтах, в итоге оказался недолгим из-за утраты взаимопонимания, оставив после себя лишь воспоминания о былых надеждах и мечтах.
Поворотным моментом в жизни Юрия стало знакомство и последующий брак с Натальей Назаровой в 2004 году, которая, будучи художницей, внесла в его жизнь новые краски и ощущения. Хотя официальной информации о наследниках музыканта не существует, слухи и домыслы фанатов о наличии взрослой дочери добавляют тайны и интриги в его личную историю.
В настоящее время
На современном этапе своей карьеры музыкант продолжает активно участвовать в музыкальной жизни, предоставляя своим поклонникам возможность наслаждаться живыми выступлениями. 22 ноября 2022 года состоялось знаковое событие в «Крокус Сити Холле» — концерт, ставший кульминацией годичного тура, посвященного памяти основателя легендарной группы «Кино».
На этом мероприятии аудитория имела уникальную возможность услышать как всеми любимые хиты группы, так и несколько премьерных композиций, созданных специально для данного выступления. Вместе с Юрием Каспаряном на сцене выступили барабанщик Олег Шунцов, бас-гитарист Виктор Савич, а также симфонический оркестр, насчитывающий 60 исполнителей, под управлением дирижера Антона Шабурова.
Через месяц после этого знаменательного концерта, на цифровых музыкальных платформах был представлен новый альбом под названием «12_22». Этот сборник включает в себя обновленные версии треков знаменитой рок-группы, выполненные с применением оцифрованных архивных записей голоса Виктора Робертовича Цоя. Музыкальный критик Алексей Мажаев подчеркнул, что благодаря данному альбому «Кино» прозвучало так, как и должно звучать в 2023 году, подтверждая актуальность и вечную новизну творчества группы.