Юрий Завадский

Юрий Завадский — биография


Юрий Завадский — советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Он был основателем и главным режиссёром Театра-студии, который стал не только его профессиональным достижением, но и визитной карточкой советской истории театра. Завадский был удостоен звания народного артиста СССР, а также был лауреатом двух Сталинских премий.

Детство

Юрий Александрович Завадский пришёл в мир 12 июля 1894 года в семье коллежского асессора, возвышенного до дворянского звания. Родственники Юрия были яркими представителями культурной элиты: среди них были художники, музыканты, балетные артисты и мастера кружева.

Александр Францевич, отец Юрия, обладал великолепным вокалом, который мог принести ему славу на сцене Большого театра. Однако семейные обстоятельства, включая появление жены и трёх детей, побудили его выбрать более прибыльное занятие. Евгения Иосифовна, мать Юрия, была не менее талантлива. В юности она завершила обучение в престижной московской консерватории и мечтала о карьере на сцене, но после замужества её жизнь изменилась — она стала опорой семьи.

Юрий Завадский в молодости

Дом Завадских был культурным очагом, где рос Юрий и другие дети. Там часто бывал молодой режиссёр Евгений Вахтангов, а также другие знатные деятели. Ведомые тётей Анной, взрослые организовывали домашние театральные постановки и концерты, предоставляя младшему поколению роли в этих мини-спектаклях.

По мере взросления и начала учёбы в гимназии Юрий всё реже виделся с семьёй, что остро ощущалось им как недостаток семейных собраний. Чтобы скомпенсировать это, он углубился в изучение иностранных языков, посещал уроки рисования и активно участвовал в драматическом кружке.

Юрий Завадский

Приближаясь к окончанию школы, Завадский всерьёз задумался о своём будущем. По настоянию родителей, он поступил на юридический факультет Московского университета, однако его сердце принадлежало искусству. Право и история не вызывали у него интереса, что в итоге привело к его отчислению. Освободившись от академических обязанностей, Юрий полностью погрузился в изучение живописи в студиях известных художников Станислава Жуковского и Петра Келина.

Режиссура

В середине 1910-х годов жизненный путь Юрия Александровича Завадского пережил резкий поворот. Благодаря вмешательству его друга Павла Антокольского, сын дворянина был принят в Третью студию МХАТ, основанную Евгением Вахтанговым. Там Завадский овладел навыками декоратора, актёра и режиссёра.

В этот период он зарекомендовал себя яркими постановками таких спектаклей, как «Чудо святого Антония», «Принцесса Турандот» и «Женитьба». После кончины основателя труппы, Юрий Александрович продолжил работу в театре, исполняя главные роли в таких известных произведениях, как «Горе от ума» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Он также вошёл в художественный совет, который определял репертуар и курс развития театра.

В 1924 году Завадский основал собственное театральное объединение, которое стало известно благодаря талантам таких актёров, как Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Павел Массальский и Николай Мордвинов, обучавшиеся под его руководством. Несмотря на отсутствие собственного здания, зрители толпились на экспериментальные спектакли в подвалах и зданиях, привлеченные объявлениями на заборах и столбах.

В 1930-х годах Завадский был приглашен руководить Центральным театром Красной армии, но через несколько лет его вынудили уйти из-за давления со стороны органов, контролирующих неортодоксальные творческие коллективы. Ему предложили переехать в Ростов-на-Дону, где его труппа пользовалась большой популярностью до 1940 года.

Перед началом Великой Отечественной войны Завадского вызвали обратно в столицу, и он вновь присоединился к Московскому театру. За годы работы он также стал профессором ГИТИСа, вступив в ВКП(б).

Завадский считался новатором в мире искусства, его методы и подходы активно перенимались последователями. Одно из его нововведений — перенос сценических действий в зрительный зал и на улицу — стало популярным после спектакля «Виндзорские насмешницы». В театре, где он директорствовал, не терпели внутренних конфликтов, однако Фаина Раневская стала единственной актрисой, с которой у Завадского случился серьезный разноглас. Однако, после улаживания конфликта, профессионалы сошлись на том, что это был лишь эмоциональный вывих, который не повлиял на общее дело и дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Личная жизнь

Жизнь Юрия Завадского была полна ярких событий и романтических историй. Его обаяние и талант не оставляли равнодушными женщин, среди которых была и знаменитая поэтесса Марина Цветаева, посвятившая актёру свои стихи и драматические произведения.

Первой женой Завадского стала Ирина Анисимова-Вульф, также актриса, но из-за его неоднократных измен и сложного характера отношения оказались непрочными. Они развелись, хотя Ирина оставалась его ассистентом многие годы после развода.

Следующей важной женщиной в его жизни стала Вера Марецкая, ещё одна замечательная актриса. Их брак длился почти два десятилетия, и в этом союзе родился сын Евгений, продолживший семейные актёрские традиции.

Юрий Завадский и Вера Марецкая

Третьей официальной супругой стала известная балерина Галина Уланова. Несмотря на первоначальный порыв страсти, их отношения вскоре остыли, и пара подумывала о разводе, который так и не состоялся из-за сложностей раздела имущества и других материальных и моральных затрат.

Коллеги Завадского отмечали его удивительную способность сохранять дружеские отношения с бывшими возлюбленными и жёнами. Несмотря на личные неурядицы, они продолжали восхищаться его профессионализмом и приходили на его премьеры.

Юрий Завадский и Галина Уланова

По словам домработницы Васены, которая тщательно следила за порядком в его московских квартирах, Завадский был «прохладным трудоголиком», полностью посвящённым своей работе в театре, но при этом никогда не говорил о своих романах перед супругами, поддерживая мир и уважение в каждом из своих браков.

Причина смерти

Юрий Александрович Завадский ушёл из жизни вследствие обильного кровотечения в пищеводе, вызванного разрывом сосудов и вен. Он не пожелал, чтобы его смерть стала причиной печали и траура среди коллег, предпочтя, чтобы скорбь выражалась в тихих почестях у его праха.

Похороны выдающегося деятеля искусства прошли в Москве, в начале апреля 1977 года. Церемония прощания состоялась на Ваганьковском кладбище, где позднее был установлен памятник. В ходе похорон звучали строки Марины Цветаевой и были произнесены множество торжественных речей, отражающих глубокую утрату, которую испытывали друзья и коллеги Юрия Александровича.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share