Жан Кальвин — биография
Жан Кальвин — французский теолог, философ и пастор, являлся женевским реформатором во время протестантской Реформации. Он стал основным лицом в развитии самой системы христианского богословия, которое впоследствии было названо кальвинизмом.
Жана Кальвина — принято считать основателем конгрегационалистской, реформаторской и пресвитерианской церкви, его вероучения распространены по всему миру. Жан был последовательным полемистом и апологетом, его учения вызвали много споров. В его учениях нельзя выделить одну какую-то доктрину, из которой бы вытекали все остальные. Его понимание религии имеет несколько основополагающих идей, из которых и состоит суть его богословия. Его цель — возрождение ранней церкви, и чтобы всё христианское учение было основано на Библии. Жан Кальвин был обычный человек, невысокого роста, худощавого телосложения, он был робок от природы, и часто нерешителен, но его целеустремлённость и верность своим идеям позволила ему стать одной из самых заметных фигур своего времени.
Детство и юность
Жан Кальвин родился во Франции, в провинции Пикардия, в небольшом городке Нуайон, 10 июля 1509 года. Его отец Жерар Ковен был адвокатом. Маленького Жана крестили в католической церкви Сент-Годберт.
После смерти матери, отец Жана отдал его на воспитание в благопристойную семью. У Жерара Ковена не было достаточно времени, чтобы присматривать за ребёнком. В приёмной семье будущий богослов приобрёл светские манеры и получил начальное образование.
По наставлению своего родителя четырнадцатилетний Жан отправляется в Париж, для изучения права и гуманитарных наук. В университете он изучал диалектику. В 18 лет Жан Кальвин имел свой приход, и выступал там с проповедями. Но позднее, опять-таки по требованию отца, он возвращается в Париж, теперь уже для того чтобы стать юристом.
Затем он переезжает в Орлеан, для того чтобы стать учеником известного юриста Пьера Стелле. На этом поприще Кальвин добивается значительных успехов, его наставники отзываются о нём как о перспективном специалисте, расточают ему похвалы. Но когда отец умирает, Жан решает бросить занятия юриспруденцией, и по совету Мельхиора Вольмара, который преподавал в университете гуманитарные науки, начинает изучать теологию.
Кальвин штудирует Библию, изучает Мартина Лютера, и начинает проповедовать идеи очищения церкви. Он оканчивает обучение со степенью лиценциата. Позднее в 1531 году он возвращается в Париж и начинает самостоятельно продолжать своё обучение. Средства к существованию он получает от двух церковных приходов.
В 1532 году Жан впервые публикует свой научный труд, это заметки к трактату Сенеки «О кротости». Кальвин издаёт эту книгу за счёт собственных средств, потратив при этом практически все свои и без того мизерные накопления. Но это издание не пользуется спросом. Жан сам ходит по книжным лавкам с предложением о продажи издания. Денег не хватает даже на пропитание. Кальвину приходится занимать на жизнь у своих друзей. В этом же году ему присваивают докторскую степень.
Учение
Жана Кальвина всё больше захватывают идеи реформирования. Биографы богослова уверены, что влияние на его мировоззрение оказали труды и взгляды Мартина Лютера, который являлся основоположником реформистских взглядов, так же ему были близки идеи гуманизма Эразма Роттердамского и Лефевра д’Этапля.
В то время в Париже образовалась община, которая разделяла идеи реформы церкви, в неё вошёл и Жан. Немного позднее его ораторские способности привели его к руководству этими людьми. Задачу, которую для себя ставил Кальвин, искоренить злоупотребление священников, которые имели место быть. Но основной его идеей было установить равенство абсолютно всех людей перед Богом и мирским законом.
Такие нововведения конечно не понравились церковникам, они оказывали ему всяческое противодействие. Но убежденного в своей правоте Кальвина это не напугало, даже больше, он распространяет в печатном варианте свою известную речь «О христианской философии», которую он написал в 1533 году, для ректора Парижского университета Николя Копа, которого впоследствии и уволили за неё.
Правящие власти не могли оставить без внимания подобное вольнодумство. Многие годы правители просто закрывали глаза на поборы священнослужителей, они не были заинтересованы в приостановлении этой пагубной практики. Как следствие, Кальвина начали преследовать, ему пришлось скрываться у своих единомышленников и друзей. И он решает покинуть Париж.
В 1534 году Кальвин приехал в Сентонже, его приютил его друг Луи дю Тийе. Там Жан напишет свой труд «О сне души», в нём он опровергнет учение анабаптистстов, о том, что душа после смерти спит. В это время Жан знакомится с многими реформаторами, к примеру, с Пьером де ла Пласом. Но несмотря на все свои прогрессивные взгляды, он ещё католик, и не выступает открыто в сторону папства.
В 1535 году Жан покидает Францию, со своим единомышленником и другом дю Тийе. Они переезжают в Страсбург, а затем и в Базель. В это же время во Франции сожгли на костре шестерых протестантов, и в их число вошел и его друг Этьена де ла Форжа. Именно в этот период Жан Кальвин разрывает с католической церковью. В конце 1535 года Жан напишет свой главный труд «Наставление в христианской вере», который он адресовал французскому королю Франциску I. Это сборник, в котором он записал свои проповеди и лекции, раскрывающие его взгляды, наставления для будущих поколений. Это самая масштабная его работа, которая состояла из 57 томов.
Жаку пришлось вернуться во Францию, чтобы завершить семейные дела с братом, а затем навсегда покинуть Париж и страну в целом. По дороге он остановился в Женеве, предполагая, что проведёт в этом городе всего одну ночь, но эти планы поменял Гильом Фарел. Известный богослов узнал, что Кальвин в Женеве и пришел навестить его, а затем уговорил остаться и возглавить французскую общину, которая значительно выросла за счёт покинувших неспокойную Францию людей.
Жан начинает проповедовать свои идеи. Позднее он становится известным уже далеко от Женевы. А его учения стали называть «кальвинизмом». Но через непродолжительное время его начинают преследовать и тут. Ему опять приходится покинуть своих прихожан. Кальвин отправляется в Страсбург, в город в котором большинство жителей протестанты. По приезду он не оставляет своего поприща, читает лекции и проповедует своё учение в соборе.
Страсбург узнал нового реформатора. Вскоре ему предлагают официальное место и самое главное жалование, которое значительно улучшило его материальное состояние. Но в 1537 году он приезжает в Женеву и там заканчивает написание своего труда «Катехизис» — свод законов и основных постулатов его учения «кальвинизма», который адресован церковникам и обычным людям.
Но описанные законы и правила были достаточно строги, и их введение требовало установления новых порядков, но городские власти всё же поддержали эти реформы. Но благое начинание по сути оказалось суровой диктатурой.
Руководство Женевой практически перешло в руки Кальвина и его единомышленников. Это время оказалось суровым испытанием для горожан. Были вынесены десятки смертных приговоров, многих горожан выгнали из города, оставшиеся население жило в постоянном страхе перед церковным судом, в который можно было угодить за самую малую провинность.
Главным условиям существования человека Кальвин считал признание божественной власти над всем, полное подчинение человека воле Господней. Он считал, что люди должны быть с Богом, или принять отречение и обречь себя на страшные муки после смерти. С возрастом Жан Кальвин стал более нетерпим к инакомыслию, более суров и набожен.
Личная жизнь
Жан до самого приезда в Страсбург не думал о женитьбе. Его друзья, которые уже состояли в браке пытались неоднократно познакомить его с женщинами, но ему все не нравились, либо не соответствовали его требованиям. Но он все же предпринял несколько попыток стать семейным человеком, но все они оказались неудачными.
Но в 1540 году он вступил в брак. Его супругой стала овдовевшая Иделетте де Бур Стордер. Женщина была голландской анабаптисткой, Жан её обратил в протестантизм. После ухода из жизни её мужа женщина жила в уединении и воспитывала двух своих детей. Окружающие люди уважали Иделетт за её ум и добросердечность. Кальвин навещал женщину как её пастор, ему нравился её спокойный характер и уравновешенный нрав.
Жан Кальвин сделал ей предложение, и она согласилась. Церемонию бракосочетания провёл Гийом Фарель. Жану Кальвину был 31 год. Своим друзьям Жан говорил, что его брак счастливый, жена верный помощник и соратник. Спустя год у пары родился сын, но он вскоре умер. Супруги очень тяжело пережили эту утрату.
Через три года у них родилась мёртвая дочь. Здоровье Иделетт ухудшилось, вторая потеря долгожданного ребёнка сказалась на них обоих. Но через два года они снова ожидали дитя, на тот момент жене Жана было уже 39 лет. Но и эта беременность закончилась преждевременными родами, ребёнок не выжил.
Женщина не смогла восстановиться после этих потерь и тяжёлых родов. В добавок ко всему у неё начался кашель, вероятно это мог быть туберкулёз. И через год она умерла. Но перед самой смертью просила своего мужа позаботиться о её детях. На момент её смерти Кальвину было 40 лет. Он сдержал данное жене обещание заботы о детях, и больше никогда не вступал в брак.
Смерть
В 1559 году Жан Кальвин простудился, у него была лихорадка, но отказался от лечения и постельного режима. Перенесённая на ногах болезнь негативно сказалась на его самочувствии. Его здоровье значительно пошатнулось.
А 1564 году, во время проповеди он внезапно упал, и изо рта пошла кровь. Три месяца он провёл в мучениях. 19 мая он позвал последний раз соратников к себе домой, пообедав с ними он больше ни разу не встал с кровати, только мог диктовать своему помощнику. Свои последние дни богослов провёл в непрерывных молитвах. А 27 мая 1564 года великий богослов умер во время сна.
Его кончину оплакивал весь город. По его распоряжению он был захоронен без церемоний в общей могиле, над которой даже не было надгробной плиты, на кладбище Плен-Пале. Жан Кальвин не хотел, чтобы возникло почитания его самого и места его захоронения.