Жан-Поль Бельмондо — биография
Жан-Поль Бельмондо – французский актёр театра и кино, представитель французского кинематографа «Новой волны» 60-х годов. Прославился ролью беспечного авантюриста в фильме «На последнем дыхании». Снялся в 95 фильмах.
Любимец женщин и неунывающий оптимист Жан-Поль Бельмондо вопреки неутешительным предсказаниям его педагогов по актёрскому мастерству смог стать одним из самых популярных актёров двадцатого века.
Детство. Юность
Жан-Поль Бельмондо родился 9 апреля 1933 года в Нёйи-сюр-Сен во Франции. Его отец Поль Бельмондо, итальянец по национальности, был скульптором, а мать Сара Рейно-Ричард – художницей. Родители всю жизнь старались привить своим детям любовь к искусству. Кроме Жан-Поля в семье было ещё двое детей. Все они связали свою жизнь с кино. Брат Ален стал продюсером, сестра Мюриэль – актрисой.
Бельмондо рос обычным мальчишкой и драчуном. Из-за хулиганского поведения ему пришлось сменить три школы. Когда пришла пора подумать о будущем, он сначала хотел стать велосипедистом, потом футболистом (в футбольной секции будущий артист был на позиции голкипера) и, наконец, профессионально занялся боксом. В шестнадцать лет Бельмондо стал боксировать в полусреднем весе на взрослом уровне. Он провёл девять поединков, не проиграв ни одного. В восемнадцать лет его зачислили в сборную Франции. В то же время Жан-Поля привлекал кинематограф, и он подумывал стать актёром. Так ничего и не решив, Бельмондо пошёл на службу в армию, но, когда вернулся, невзирая на переломанный боксёрский нос, стал прилагать усилия для обретения актёрской профессии. Поначалу он ходил на занятия в театральную студию Реймона Жирара и даже был занят в нескольких спектаклях. Затем он поступил в Высшую национальную консерваторию драматического искусства, где стал лучшим учеником курса.
Педагоги консерватории, высоко оценив его талант, не видели в нём перспективного актёра из-за его внешности и беспечности. Однако стоило ему появиться на экранах, он привлёк внимание именно женщин.
Актёрский путь
По окончании консерватории Бельмондо стал участником премьерной постановки пьесы Жана Ануя «Медея», поставленной в 1953 году Андрэ Барсаком. Публика постановку не оценила, но работу молодого актёра заметили все – и зрители, и критики, и режиссёры. Бельмондо стал востребован в театре, но стремился попасть в кино. Следующим спектаклем с его участием была постановка Жоржа Неве «За море». Он стал играть в театре по два-три спектакля в сезон, не переставая ходить на кастинги киностудий.
В 1956 году Бельмондо, наконец-то, дебютировал в кино, сыграв в короткометражном биографическом фильме «Мольер» роль рассказчика Le Merluche.
Его участие в фильме «Пешком, верхом и на машине» (1957 год) с Жан-Пьер Касселем зрители не увидели, потому что перед прокатом все сцены, в которых снялся начинающий актёр, по неизвестным причинам были вырезаны. Но спустя год Бельмондо снялся в итало-французской комедии Марселя Карнэ «Обманщики» и его актёрская биография стала набирать обороты.
Большего успеха добились две следующие картины с его участием: фильм Марка Аллегра «Будь красивой и помалкивай» (1958 год), ставший дебютным для Алена Делона, и экранизация романа Стэнли Эллин «Двойной поворот» (1959 год), где режиссером картины выступил один из представителей «новой волны» Клод Шаброль. «Двойной поворот» стал лауреатом Веницианского кинофестиваля.
Настоящую популярность Бельмондо приобрёл благодаря роли прожигателя жизни Мишеля Пуакара в фильме «На последнем дыхании» (1960 год), на съёмки которого он попал совершенно случайно, заменив заболевшего актёра. Жан-Люк Годар снял фильм, который стал знаковой картиной для «французской новой волны» в кино и вошёл в число лучших лент мирового кинематографа. «На последнем дыхании» получил «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля и ещё ряд европейских наград.
После оглушительного успеха Бельмондо стали атаковать с предложениями сняться, а он на все соглашался, потому что ему казалось, что его популярность – явление временное. Его партнёршами по фильмам стали самые очаровательные актрисы 1960-х годов. Артисту довелось поработать с Софи Лорен в социально-военной драме «Чочара» (1960 год), с Жанной Моро в психологическом фильме «7 дней, 7 ночей» (1960 год), с Паскаль Пети в мелодраме «Письма послушницы» (1960 год), с Клаудией Кардинале в историко-приключенческой картине «Картуш» (1961 год). На съёмках фильма «Обезьянка зимой» (1962 год) он познакомился с французским актером Жаном Габеном. Несмотря на разницу в возрасте, они подружились. Габен как-то отметил: «Этот парень некрасив, но в нем есть что-то, что было во мне и что нравится женщинам».
Популярными картинами 1960-х годов с участием актёра стали франко-итальянский триллер «Стукач» (1962 год), также франко-итальянский приключенческий фильм «Человек из Рио» (1964 год) и военная драма «Уик-энд на берегу океана» (1964 год).
Он играл в фильмах самых знаменитых режиссеров французского кино, среди которых были Франсуа Трюффо, Клод Шарболь, Луи Маль. К тридцати годам на счету актёра было около тридцати полнометражных фильмов. В 1963 году актёр написал автобиографию, которую назвал «30 лет и 25 фильмов», и возглавил союз актёров Франции.
В 1965 году возмужавший Бельмондо снова привлёк внимание культового режиссера Жан-Люка Годара, который пригласил его сняться в криминальной ленте «Безумный Пьеро» в партнёрстве с Анной Кариной. Работой в этом фильме актёр доказал, что не собирается задерживаться в амплуа легковесного героя. Фильм получил номинацию на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.
После «Безумного Пьеро» Бельмондо стал отказываться от коммерческих проектов, его всё больше привлекало авторское кино.
После выхода фильма «Горит ли Париж?» (1966 год), где герой Бельмондо сопротивляется фашизму, актёру задавали много вопросов о войне, которую ему пришлось пережить в детстве. Он говорил, что, хотя его семья покинула Париж в те годы, тема войны ему хорошо знакома по внутренним ощущениям.
Знакомая советским зрителям картина «Вор» (1967 год) – ещё одна серьёзная работа актёра, заслужившая номинацию Московского международного фестиваля. Но особой популярностью в СССР пользовался фильм «Великолепный» (1973 год).
В 1970-ые годы сценарии фильмов уже стали писаться специально для Бельмондо, и он сам выбирал, у кого из режиссёров хотел бы сняться. Одним из таких проектов стала философская драма «Наследник» (1973 год), не ставшая такой популярной как развлекательные картины «Борсалино» (1970 год) и «Страх над городом» (1975 год).
Все трюки в боевиках и гангстерских фильмах Бельмондо всегда выполнял сам, но после несчастного случая во время съемок фильма «Ограбление» (1971 год) стал пользоваться услугами каскадёров.
Среди популярных проектов 1980-х годов выделяется комедия «Ас из асов» (1982 год), боевики «Вне закона» (1983 год) и «Авантюристы» (1984 год). Многие зрители считают, что одним из лучших боевиков с Бельмондо является «Профессионал» (1981 год).
В 1987 году после почти тридцатилетнего перерыва Бельмондо решил вернуться на театральные подмостки. Режиссер Роберт Оссейн предложил ему роль Кина в своей постановке «Кин, гений или беспутство». Роль безумного гения очень импонировала актёру. На тот момент он даже подумывал распрощаться с кино и посвятить себя одному только театру.
Последним кассовым проектом в кинокарьере актёра стал приключенческий фильм Клода Лелуша «Баловень судьбы», вышедший в 1988 году. За главную роль в фильме актёр был удостоен национальной премии «Сезар», но отказался от премии, объясняя это тем, что когда-то давно создатель Сезара каким-то образом обидел отца Бельмондо.
К началу двухтысячных годов, Жан-Поль Бельмондо стал сниматься всё реже и предпочитал телевизионные проекты. Он блеснул своей игрой в многосерийном фильме «Отверженные» (1998 год) и телефильме «Свободное падение» (2001 год).
В 2001 году у Бельмондо случился инсульт. Актёра наполовину парализовало, пришлось отказаться от работы. Но потихоньку неунывающий француз восстановился и опять вернулся в профессию.
В 2008 году немного непривычный для зрителей Бельмондо снялся в картине «Человек и его собака», где сыграл нищего, оставшегося на улице со своей собакой. Фильм вызвал противоречивую реакцию публики.
В феврале 2015 года Бельмондо официально объявил о завершении своей карьеры в кино и стал появляться только в документальных телепроектах о нём самом: «Бельмондо. Путь», «Бельмондо глазами Бельмондо», «Belmondo, le magnifique» (2011 — 2017 годы).
Личная жизнь
Личная жизнь обаятельного артиста полна яркими романами. У него складывались более, чем дружеские отношения с такими знаменитостями, как Сильва Кошина, Брижит Бардо, Урсула Андресс, Мария Карлос Сотто Майор и Лаура Антонелли. Официально женат он был только дважды.
Первой женой Бельмондо была танцовщица Элоди Константен, с которой он прожил тринадцать лет. Познакомились они совсем молодыми. Жан-Полю тогда было двадцать. Актёр увидел стройную фигурку Элоди на сцене одного из клубов в Сан-Жермене. Это была настоящая любовь с первого взгляда. Первое время супруги жили с родителями Бельмондо, а когда он стал получать солидные гонорары, купили квартиру. Рождение детей укрепило их брак. У экс-супругов трое детей: дочери Патриция и Флоренс и сын Поль. С ростом популярности актёра отношения в их семье испортились, Элоди всё больше ревновала Жан-Поля к поклонницам и партнёршам по съёмочной площадке. А когда до неё дошли слухи, что её муж завёл роман с швейцарской актрисой Урсулой Андресс, она подала на развод. На самом деле у него были довольно продолжительные отношения с бельгийской красоткой, почти семь лет. Урсулле нравилось бывать со знаменитым актёром на светских мероприятиях. А Бельмондо всегда хотел иметь надёжную семью. Поэтому из их союза ничего не вышло.
Долгое время после развода Жан-Поль не решался на новый брак. Лишь в 2002 году он женился на танцовщице из Монако Натти Тардивель, которая была младше его на тридцать два года. Они познакомились на теннисном турнире Roland Garros-1989. Актёр, который часто брал с собой йоркширского терьера на разные мероприятия, увидел на трибунах девушку с йорком на руках и подошёл, чтобы познакомить питомцев. Оказалось, что у обоих собаки женского рода. Но зато нашлось много других тем для разговоров. В этом браке родилась дочь Стелла Ева Ангелина. Её отцу на момент рождения было семьдесят лет. Натти была ему верной помощницей, понимая специфику актёрской разъездной жизни. Когда у Бельмондо случился инсульт, она была рядом. После этого они и оформили свои отношения. Однако в 2008 году после двадцати лет совместной жизни они расстались. У Тардивель появился мужчина, более подходящий по возрасту. Бельмондо не стал препятствовать.
Вскоре отчаянный ловелас завёл интрижку с бельгийской моделью Барбарой Гандольфи, которая оказалась младше его на сорок лет. Этот союз просуществовал четыре года и закончился громким скандалом. В какой-то момент выяснилось, что возлюбленная звезды тайно переводила большие суммы его денег на свой счёт и с помощью его счетов отмывала деньги, заработанные работой борделей и ночных клубов. Бельмондо не стал подавать иск, но отношения с моделью разорвал.
В настоящее время Жан-Поль Бельмондо живёт один. Он много общается со своими дочерьми Натали и Стеллой, и их детьми. Старшая дочь актёра Патрисия трагически погибла при пожаре. О её смерти ему сообщили за несколько минут до начала спектакля, в котором он в тот день играл. Спектакль он отработал, но после закрытия занавеса упал с сердечным приступом.
Никто из детей не пошёл по стопам отца. Его сын, хотя и снялся в небольших эпизодах в «Баловне судьбы» и «Отверженных», стал автогонщиком.
Актёр больше не снимается в кино, но любит фотографироваться с красивыми женщинами, о чём есть свидетельство российской певицы Валерии, с которой он как-то столкнулся в парижском отеле For Seasons и осыпал её комплиментами. Фотографии можно найти на странице певицы в Instagram.
Смерть
Шестого сентября 2021 года Жан-Поль Бельмондо скончался в Париже. По словам его знакомых, в последние годы жизни он начал «резко сдавать», его смерть была тихой и спокойной.
Избранная фильмография
- 1956 — Мольер
- 1958 — Обманщики
- 1959 — Ангел на земле
- 1959 — Двойной поворот ключа
- 1959 — На последнем дыхании
- 1960 — Взвесь весь риск
- 1960 — Француженка и любовь
- 1961 — Чочара
- 1961 — Леон Морен, священник
- 1961 — Женщина есть женщина
- 1961 — Бездорожье
- 1961 — Знаменитые любовные истории
- 1961 — Месть Марсельца
- 1962 — Картуш
- 1962 — Обезьяна зимой
- 1962 — Стукач
- 1963 — Старший Фершо
- 1963 — Драже с перцем
- 1964 — Человек из Рио
- 1964 — Сто тысяч долларов на солнце
- 1964 — Уикенд на берегу океана
- 1964 — Охота на мужчину
- 1965 — Безумный Пьеро
- 1965 — Злоключения китайца в Китае
- 1966 — Горит ли Париж?
- 1966 — Нежный проходимец
- 1967 — Казино «Рояль»
- 1967 — Вор
- 1968 — Зовите меня «О»!
- 1969 — Супермозг
- 1969 — Сирена с «Миссисипи»
- 1969 — Мужчина, который мне нравится
- 1970 — Борсалино
- 1971 — Повторный брак
- 1971 — Взломщики
- 1972 — Доктор Пополь
- 1972 — Клан марсельцев
- 1973 — Наследник
- 1973 — Великолепный
- 1974 — Стависки
- 1975 — Страх над городом
- 1975 — Неисправимый
- 1976 — Частный детектив
- 1976 — Труп моего врага
- 1977 — Чудовище
- 1979 — Кто есть кто
- 1980 — Игра в четыре руки
- 1981 — Профессионал
- 1982 — Ас из асов
- 1983 — Вне закона
- 1984 — Авантюристы
- 1984 — Весёлая Пасха
- 1985 — Ограбление
- 1987 — Одиночка
- 1988 — Баловень судьбы
- 1992 — Неизвестный в доме
- 1995 — Сто и одна ночь Симона Синема
- 1995 — Отверженные
- 1998 — Один шанс на двоих
- 1999 — Возможно
- 2000 — Актёры
- 2000 — Амазония
- 2001 — Свободное падение
- 2009 — Человек и его собака