Анатолий Адоскин — биография
Имя Анатолия Адоскина встречается в титрах более шести десятков картин, многие из которых интересны и современному зрителю. Самыми удачными его работами можно назвать ленты «Братья Карамазовы», «Любовью надо дорожить», «Анюта», «Возвращение Будды», «Женщины шутят всерьез».
Ностальгия по старому игровому кино иногда возникает не только у старшего поколения зрителей. Более молодому зрителю тоже интересно посмотреть картины, которые были сняты во времена Советского Союза. Их привлекает живое общение, настоящие чувства, интересный, иногда незамысловатый сюжет. Конечно, современный кинематограф намного ярче и красочнее, благодаря компьютерной графике и спецэффектам, но в последнее время почему-то предпочтение отдается старому доброму кино, особенно если роли в нем исполняют знаменитые артисты прошлого века, такие, как Анатолий Адоскин.
Детство и юность
Родился Анатолий Адоскин 23 ноября 1927 года в Москве. Его детство прошло в Козицком переулке, рядом с тем домом, где проживали артисты и оперные певцы. Неизвестно, откуда у него появился интерес к актерскому творчеству, может соседство с известными людьми, или просто мальчик родился талантливым, но он с детства мечтал о сцене. Он наблюдал за окнами соседнего дома, в которых свет не гас до самого утра, представлял, как там актеры учат свои роли или напевают оперную партию. Он очень хотел быть одним из них.
Больше всего Толю привлекало оперное искусство, он обожал Федора Шаляпина и хотел быть на него похожим. Однако по мере взросления Адоскин понимал, что нужно учиться актерскому мастерству, иначе ничего не выйдет. Анатолий настолько хотел сблизиться с людьми искусства, что начал ходить в тот двор постоянно, пока не нашел себе там новых друзей. Среди его знакомых оказался театральный капельдинер, который пропускал любознательного мальчика на все постановки, проходившие в театре.
Его планы нарушила война. Актерство отошло на второй план, первоочередной задачей каждого, кто находился в тылу, была помощь фронту. Анатолия тоже взяли на завод, где ему довелось участвовать в сборке мин. Он был очень серьезный и трудолюбивый, у него были лучшие показатели в цеху.
Когда отец Анатолия узнал о намерении сына учиться на артиста, он был очень недоволен. Профессию актера тогда никто не воспринимал всерьез, это было баловством и не подходило настоящему мужчине. Именно отец настаивал на более земной профессии для сына, и в 1942 году практически за руку привел его в автотранспортный техникум. Учиться нелюбимому ремеслу Адоскину очень не хотелось. Он начал прогуливать занятия, и по-прежнему мечтал заниматься любимым делом. Из-за постоянных прогулов Анатолия отчислили из техникума после первого курса.
Он долго боялся признаться родителям об этом отчислении, а тут еще как на грех умудрился потерять рабочую карточку на продукты. Она выдавалась только работающим или студентам, поэтому восстановить ее не представлялось никакой возможности. Анатолий решил срочно поступать в актерскую студию, которая работала при театре им.Вахтангова, но и тут вышла незадача – вступительные экзамены давно прошли. Набравшись смелости, Адоскин решил пойти домой к педагогу курса Борису Захаве.
Потом Анатолий вспоминал, как пришел рано утром, постучал в дверь, и застал Захаву в домашнем халате, как не растерялся и залпом протараторил заранее заготовленную речь. Он сказал, что хочет учиться в его студии, понимает, что поздно, но он очень хочет учиться и просил его прослушать. Захава очень удивился, но под таким натиском сдался, и после прослушивания принял Анатолия на курс.
Однако проучиться Адоскину довелось всего три дня. Ему выдали рабочую карточку, и он бросил учебу. Не от того, что передумал быть актером, просто он увидел, как на репетиции мальчики заигрывают с девочками, и эта несерьезность ему очень не понравилась. Адоскин всегда считал, что искусство должно быть чистым и прекрасным, а люди искусства высоко духовными особами. Анатолий решил дожидаться, пока из эвакуации вернется Завадский.
Театр
В 1943-м Анатолий Адоскин стал студентом студии при театре им.Моссовета, где его наставником стал Юрий Завадский. Диплом об окончании вуза он получил в 1948 году. Театральная биография артиста началась сразу после выпуска, он остался в труппе этого театра. Вскоре поклонники и театральные критики заговорили о нем, как о разноплановом артисте, который как по мановению волшебной палочки меняет свои образы. Он был задействован во многих постановках этого театра, лучшими из которых стали «Модная лавка», «Трудовой хлеб», «Виндзорские насмешницы».
В 1961-м Адоскин оставил сцену театра им.Моссовета и перешел в «Современник». Причиной такого решения была усталость от репертуара. В 1965 году он снова сменил место службы, на этот раз его приняли в Ленком. Под руководством Анатолия Эфроса Адоскин прослужил до 1968 года.
Адоскин и Эфрос были близкими друзьями, поэтому никого не удивляло, что они друг другу не «выкали», обращались по простому на «ты». Именно по инициативе Адоскина в труппе театра появились Евгений Стеблов и Валентин Гафт. Однако эта эйфория длилась не очень долго. В 1967-м Эфрос ушел в театр на Малой Бронной, и Анатолий тоже не захотел оставаться, вернулся на свою самую первую службу – в театр им. Моссовета.
Картины
На первый взгляд может показаться, что кино и театр мало чем отличаются друг от друга. Однако на самом деле это совершенно два разных направления в искусстве. Одно дело находиться на сцене, когда перед тобой живой зритель, с его эмоциями, переживаниями, реакцией на происходящее. Совсем другие ощущения актер испытывает перед камерой. Некоторым артистам очень сложно впервые выйти на съемочную площадку, но Анатолий Адоскин справился с этим испытанием. За все годы он сыграл более шестидесяти персонажей, причем практически все они были положительными и запомнились зрителю некоторой наивностью и добротой.
Кинематографическая биография актера началась в 1955 году, когда он впервые попал на съемочную площадку картины «Два капитана», режиссера Владимира Венгерова. Ему досталась роль Вали Жукова. Спустя три года Адоскина пригласили на съемки фильма «Часы остановились в полночь». В 1959 году режиссер Сергей Сплошнов задействовал Адоскина в ленте «Любовью дорожить». Через два года Анатолия позвали в культовый проект «Девчата», рассказывающий о наивной поварихе Тосе в исполнении Надежды Румянцевой.
1968 год добавил в копилку артиста роль в ленте «Братья Карамазовы» по произведению Достоевского. Его партнерами по этой ленте были Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Андрей Мягков.
Параллельно с этим артист работает в комедийном проекте «Семь стариков и одна девушка», который снял режиссер Евгений Карелов. По сюжету картины выпускница института физкультуры Лена назначена руководить «группой здоровья», основу которой составляют тунеядцы и алкоголики. Девушка долго пыталась приучить их к здоровому образу жизни, но поняла, что это бесполезно. И теперь она решила любой ценой добиться того, чтобы ее сняли с этой должности. Она заставляет своих подопечных выполнять сложные задания, в надежде, что они на нее пожалуются, и ее уволят. Но все получилось наоборот, старики влюбляются в своего тренера и стараются показать самые высокие результаты. В этой картине Адоскин стал холостяком Анатолием Сидоровым.
Карьера в кино наращивала обороты, каждый год артиста приглашали в несколько интересных картин. В 1973-м он сыграл в ленте «Каждый вечер после работы», в 1976-м его позвали на съемочную площадку фильма «Про дракона на балконе, про ребят и самокат», в 1981-м Адоскину досталась роль в ленте «Женщины шутят всерьез», 1987 год пополнил фильмографию картиной «Живой труп».
В новом веке работы заметно поубавилось. В 2002 году Андрей Кончаловский предложил Анатолию Адоскину второстепенную роль в психологической ленте «Дом дураков». Сценарий ленты разворачивается вокруг чеченской войны и клиники для душевнобольных. Эта картина принесла Адоскину заслуженную премию «Золотой орел» в категории за лучшую мужскую роль второго плана.
В 2014 году актер сыграл свою последнюю роль в кино в сериале «Кураж», и после этого больше не выходил на съемочную площадку.
В 2015-м артист попробовал свои силы в писательском ремесле. Он стал автором автобиографической книги «Ах, если бы вы знали, если бы вы слышали…». Он рассказал о службе в театре, о том, как складывались отношения с другими артистами, о своей дружбе с Фаиной Раневской. Не отказывался артист и от приглашений на телепрограммы. В том же 2015-м он стал участником передачи «Линия жизни», которая выходит на канале «Россия-Культура».
Личная жизнь
Анатолий никогда не был замечен в многочисленных романах, хотя признавался, что его тайной любовью в молодости была балерина Ольга Румянцева.
В личной жизни артиста была одна единственная женщина – его жена Ольга Тарасова, балерина. Их знакомство состоялось в 1944 году, девушка была родной племянницей Аллы Тарасовой. Молодые люди поженились, и спустя некоторое время в семье родилась единственная дочь Мария. Она окончила иняз и преподавала английский язык. Защитила диссертацию и имеет степень кандидата наук по филологии. В настоящее время живет с семьей в США.
Смерть
О том, что Анатолий Адоскин скончался, стало известно 20 марта 2019 года из сообщения пресс-службы театра им.Моссовета. Никаких сведений о причине кончины не нашлось, вероятнее всего это были естественные причины в связи с преклонным возрастом.
Адоскин был старейшим артистом театра, ему шел 92 год. Местом упокоения артиста стало Донское кладбище Москвы.
Избранная фильмография
- 1955 — Два капитана
- 1959 — Анюта
- 1959 — Любовью надо дорожить
- 1960 — Весенние грозы
- 1963 — Выстрел в тумане
- 1968 — Братья Карамазовы
- 1971 — Собака Баскервилей
- 1973 — Сибирский дед
- 1976 — Волны Чёрного моря
- 1994 — Возвращение Будды
- 2002 — Дом дураков
- 2008 — Ермоловы
- 2014 — Кураж