Александр Митта — советский и российский кинорежиссёр, сценарист и актёр. Народный артист Российской Федерации.
Александр Митта, урожденный Рабинович, родился в интеллектуальной московской семье в марте 1933 года. Семья принадлежала к еврейской общине, и все её члены, включая родителей и бабушек с дедушками, были приверженцами идеалов Октябрьской революции. Судьба его матери, женщины, пережившей заключение в сибирских лагерях и преждевременно ушедшей из жизни, была трагической. Отцу пришлось одному воспитывать сына, и лишь на склоне лет он нашёл себе спутницу жизни.
С юных лет Александр проявлял талант к изобразительному искусству, увлекался живописью и мечтал стать художником. Кинематограф также манил его с детства.
После школы Александр Рабинович поступил в художественное учебное заведение, однако вскоре был отчислен из-за несоответствия его творческих взглядов ограничениям соцреализма. После этого он продолжил образование в Московском инженерно-строительном институте, где его наставником стал известный архитектор-конструктивист Константин Мельников. В 1955 году он успешно окончил институт, но профессию архитектора выбирать не стал. Опыт в художественном институте позволил Александру получить заказы на создание карикатур для журнала «Крокодил» и иллюстраций для детского журнала «Веселые картинки».
Во время одного из визитов в редакцию «Крокодила», где он представил свои карикатуры, работы понравились редактору, однако он отказал в публикации, комментируя это тем, что «Рабинович в “Крокодиле” – это уже слишком».
В 1955 году Александр Рабинович принял псевдоним Митта, выбрав его в честь древнееврейской фамилии одного из своих родственников по материнской линии, не скрывая своего еврейского происхождения.
Впоследствии Александр решил продолжить своё образование во ВГИКе, где его учителями были Отар Иоселиани, Лариса Шепитько и Георгий Шенгелая. На протяжении двух месяцев он посещал курсы Александра Довженко, а затем обучение продолжил под руководством Михаила Ромма. В те же годы на курсе с Александром учились Андрей Тарковский и Василий Шукшин.
Карьера Александра Митты в кинематографе началась в 1961 году с его дипломной работы. Вместе со своим однокурсником Алексеем Салтыковым он создал фильм «Друг мой, Колька!» на киностудии «Мосфильм». Основой для сценария послужила одноименная пьеса Александра Хмелика, основателя киножурнала «Ералаш».
Дипломная работа, мелодрама о детских и школьных проблемах, неожиданно вошла в список двадцати самых популярных фильмов 1961 года, собрав с мая по декабрь более 24 миллионов зрителей по всему СССР.
Тема подростковых проблем, успешно затронутая в дипломной работе, продолжала находить отклик в его творчестве. В 1962 году Митта самостоятельно выпустил картину «Без страха и упрека». Третья работа в его фильмографии, «Звонят, откройте дверь», привлекла внимание свежим стилем молодого режиссера, отходя от идеологических клише и представляя реалистичное изображение юношеских проблем, интересное как детям, так и взрослым. В 1966 году эта картина удостоилась главного приза на Венецианском фестивале детских фильмов — «Золотого льва святого Марка».
В 1969 году Александр Митта впервые выступил в роли актера, сыграв интеллектуала Владика в фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь». Следующая картина, «Точка, точка, запятая…» (1972), сценарий к которой написал сам Митта, принесла режиссеру множество кинематографических наград, включая международные призы в Солерно.
Разнообразие тем продолжалось в работах Митты, включая мелодраму «Москва, любовь моя», сказку «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», трагикомедию «Гори, гори, моя звезда» и кино-катастрофу «Экипаж». Для создания «Экипажа», сценарист и режиссер Митта лично нашел спонсоров для финансирования этого амбициозного проекта, включая «Аэрофлот», так как министерство культуры отказалось предоставить средства для картины, которую считали «ненужной». Фильм стал одним из самых успешных в истории советского кино, но сам Митта почти не получил выгоды, став, однако, легендой советского кино.
В 1980-е годы Митта снял музыкальную сказку-аллегорию «Сказка странствий» с Андреем Мироновым в главной роли, а также фильм советско-японского производства «Шаг», рассказывающий историю матери, потерявшей ребенка во время эпидемии полиомиелита.
После десятилетнего перерыва в 2000-х годах Митта вернулся к режиссуре с сериалом «Граница. Таежный роман», за который в 2002 году получил Государственную премию Российской Федерации. Затем последовали криминальная драма «Раскаленная суббота» и сериал «Лебединый рай».
Одной из последних значимых работ Митты стал фильм «Шагал – Малевич», вышедший в 2013 году и рассказывающий о жизни знаменитого художника Марка Шагала в Витебске. В 2018 году Митта активно участвовал в VII Московском кинофестивале «Будем жить!», взяв на себя роль члена жюри и оценивая работы начинающих режиссеров.
Александр Митта также проявил себя как писатель, автор нескольких значимых литературных произведений. Его первый литературный опыт, книга «Витя в тигровой шкуре», была опубликована в 1960 году. В начале нового века режиссер представил миру свою работу «Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому…». Этот труд стал настольной книгой как для начинающих кинематографистов, так и для читателей, которые увлечены массовым искусством.
Кроме того, Александр Наумович вместе с женой активно участвует в социальных акциях, направленных на создание объемных книжек для детей. Одной из таких книг стала «Чудо-кровать», выпущенная в 2015 году. Жанр этого произведения — детская поэзия, что, по словам автора, является одновременно и легким для восприятия, и сложным для создания. Книга содержит три истории о мальчике-фантазере, который изобретает устройства, чтобы не вставать с кровати или отправить животных на Луну. Сам Митта является автором стихов, а Константин Ротов украсил страницы забавными иллюстрациями.
В настоящее время основное направление деятельности Александра Наумовича Митты связано с его киношколой, которая предлагает обучение в различных аспектах кинематографического процесса. В этом учебном заведении функционируют мастерские для сценаристов, режиссеров, операторов, продюсеров и актеров. Школа привлекает опытных профессионалов российского кинематографа для проведения мастер-классов.
Образовательная программа киношколы охватывает создание сериалов, полнометражных и документальных фильмов. Занятия проводятся в вечернее время, что позволяет учащимся совмещать обучение с основной работой. Также в школе разработаны онлайн-курсы и организуются выездные мастер-классы для жителей других регионов и стран. Среди преподавателей — известные личности российского кино, такие как Дмитрий Астрахан, Павел Санаев и Тимур Бекмамбетов. На официальном сайте Александра Митты регулярно обновляется информация о предстоящих мероприятиях и семинарах.
Митта утверждает, что хотя невозможно научить человека быть творцом, можно объяснить технические аспекты создания кинематографических шедевров. Он сам считает себя ремесленником и делится своими знаниями и опытом с учениками. Александр Наумович имеет богатый опыт преподавания, включая проведение кинематографических курсов в Германии и на базе Всесоюзного государственного института кинематографии.
Личная жизнь Александра Наумовича Митты оказалась наполненной драматическими и романтическими событиями. Он познакомился со своей будущей женой Лилией Майоровой в условиях, достойных кинематографического сценария. Лилия была замужем за Игорем, журналистом издания «Правда», когда в их жизнь вошел Саша Рабинович, известный карикатурист. Слухи о романе Митты и Майоровой быстро распространились.
Ситуация достигла апогея, когда Игорь пришел в коммунальную квартиру Александра, чтобы «разобраться по-мужски». Однако, увидев скромные условия, в которых живет его соперник, и осознав физическое превосходство над ним, Игорь пощадил Митту, решив, что его жена быстро забудет бедного карикатуриста. Однако Лилия приняла решение остаться с Александром.
Развод между Лилией и Игорем затянулся на два года, за которые у Митты и Майоровой родился сын Евгений, впоследствии ставший известным художником. Его работы находят место в частных и государственных коллекциях по всему миру.
Позже Александру и Лилии удалось обзавестись собственной квартирой на Малой Грузинской улице благодаря помощи друга семьи, известного артиста Владимира Высоцкого. Дом Митты стал местом частых встреч с друзьями и коллегами, в том числе с актерами театра «Современник» и знаменитостями того времени, такими как Марина Влади. Семейный архив режиссера хранит множество фотографий этих встреч, которые являются гордостью семьи.
К сожалению, в ноябре 2022 года Александр Митта потерял свою жену Лилию. Её уход оставил глубокий след в сердце режиссера и их сына Евгения, а друзья и коллеги отмечают, что именно Лилия вдохновляла Александра на создание его знаменитых кинокартин.
Творческое наследие Александра Наумовича Митты продолжает вдохновлять и привлекать внимание поклонников его работ. Неожиданным сюрпризом для многих стало появление короткометражного фильма 1977 года, опубликованного его сыном, где главные роли исполнили Михаил Шуйдин и Юрий Никулин.
Летом 2022 года зрители смогли пережить возрождение атмосферы знаменитого фильма-катастрофы «Экипаж», который был представлен в кинотеатрах с полностью восстановленными звуком и изображением.
В марте 2023 года Александр Митта отметил своё 90-летие. Однако, вскоре после празднования, в июле, появились сообщения о его госпитализации из-за внезапного ухудшения состояния. СМИ распространяли информацию о перенесённом микроинсульте и выявленной онкологической болезни, оказавшей воздействие на внутренние органы, что вызвало недомогание. Спустя некоторое время состояние режиссера стабилизировалось, и он был готов к выписке.
Тем не менее, в ноябре его состояние вновь ухудшилось, что потребовало очередной госпитализации. Слухи о повторном инсульте появились в телеграм-каналах, однако официальные источники в больнице и сын режиссера Евгений опровергли эту информацию. По их словам, причиной госпитализации стали хронические заболевания. В течение лечения врачи выполнили санирование бронхов для улучшения общего состояния Митты.
К концу ноября его состояние стабилизировалось настолько, что его перевели в обычную палату, но уже в декабре возникли осложнения, требующие повторного лечения в реанимации. Впоследствии, в марте 2024 года, Александр Наумович был выписан из больницы и вернулся в круг семьи.
За заслуги перед отечеством летом 2024 года Александру Митте был вручен орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, подтверждающий его значимость как для культуры, так и для нации.