Генри Форд – промышленник, основатель компании «Форд Моторс Компани», которая продолжает выпускать автомобили и в настоящее время. Ему принадлежит лозунг «автомобиль для всех».
Генри Форд не имел высшего образования, его родители были обычными фермерами, но это не помешало ему достичь таких высот, о которых некоторым даже страшно мечтать. Обычный паренек смог стать основателем автомобильной империи, он добился того, что машина перестала считаться роскошью, и превратилась в обычное средство для передвижения. Форд всегда верил в собственные силы, упорно трудился и применял новаторские решения. Именно эти три правила стали залогом успеха, хотя сам он постоянно говорил, что своими достижениями обязан жене, которая поддерживала его всю жизнь. Она верила в него, даже когда сам Форд сильно сомневался в своих силах.
Родился Генри Форд 30 июля 1863 года недалеко от городка Дирборн, штат Мичиган, на ферме отца. Родители мальчика – Уильям Форд и Мари Литогот переселились в Штаты из Ирландии. Кроме Генри в семье подрастало еще три сына и две дочери.
Семья была зажиточной, но для этого приходилось много трудиться. Как говорил потом Генри, трудозатраты в хозяйстве намного превышали полученный результат. Его отдали в церковную школу, но образование настолько хромало, что мальчик даже писал с ошибками. Когда спустя годы Форд возглавил компанию, он не составил ни одного грамотного договора. В одной из газет его назвали невеждой, Генри потом судился с этим изданием. Он считал, что важна не грамотность, а умение думать головой.
Родители стремились приучать детей к труду, в обязанности Генри входило таскать воду и кормить живность. Мальчик недоумевал, зачем таскать тяжелые ведра с водой по лестнице, если с помощью двух метров трубы можно наладить водопровод. Однако понимания у отца не нашел.
Первым значимым событием в биографии Форда стал подарок – карманные часы, полученные от отца. Он мгновенно их разобрал, разобрался в работе механизма и благополучно собрал обратно.
Потом эти навыки ему пригодились. Соседи носили мальчику все, что сломалось, он чинил и таким образом зарабатывал первые деньги.
Генри исполнилось 12, когда умерла его мама. Это был первый серьезный удар судьбы, оставивший в его душе глубокий след. Тогда же он увидел чудо техники – локомобиль. Экипаж двигался с помощью мотора, а мальчик заворожено смотрел ему вслед. Именно в тот момент он решил, что когда-нибудь обязательно создаст что-то подобное. Однако отец по-прежнему гнул свою линию, он видел сына только фермером, поэтому не поощрял его интереса к технике.
В шестнадцать лет Форду надоела ферма, он бросает все, и уезжает в Детройт. Там поступает учеником в механическую мастерскую, и работает на протяжении четырех лет. Потом он все же вернулся домой, днем помогал вести хозяйство, а ночами изобретал разные механизмы. Молодой человек решил облегчить труд отца, изобретает молотилку, работающую на бензине. Механизм получился достаточно востребованным, и нашел своего покупателя. Им стал Томас Эдисон, которому Форд продал патент. Впоследствии Эдисон позвал талантливого парня на работу в свою компанию.
В 1891-м Форд воспользовался предложением Эдисона и уехал в Детройт. Известный предприниматель предложил Генри должность инженера-механика в своей компании. Он проработал здесь до 1899-го, параллельно занимаясь созданием собственного автомобиля. Это было не просто любимое дело изобретателя, он очень хотел создать доступный автомобиль. Успех пришел в 1893-м, Генри создал свою первую машину.
Эдисон не приветствовал увлечение Форда, и предлагал ему заниматься непосредственно работой на компанию, а не своими невероятными идеями. Генри долго не думал, просто ушел от Эдисона и приобрел пакет акций «Детройтской автомобильной компании». Однако Форда хватило всего на три года, постоянные конфликты с совладельцами привели к тому, что он оставил фирму.
Генри не мог найти покупателей на свой автомобиль. Он всеми силами старался привлечь внимание к своему детищу, передвигался по городу за рулем собственного автомобиля. Однако кроме насмешек он не удостоился ничего. Его высмеивали, звали «одержимым» с улицы Бегли, но Генри не реагировал на критику и никогда не пасовал перед трудностями. В 1902-м состоялась автогонка, Форд заявил о своем намерении участвовать в ней, и закончил дистанцию раньше, чем действующий чемпион Штатов. Таким образом, он хотел сделать рекламу своему автомобилю, и это ему вполне удалось. Форд всегда говорил, что если бы у него было всего четыре доллара, то три из них он обязательно потратил бы на рекламу.
Окрыленный успехом, Форд основал собственную компанию под названием «Ford Motor», и в 1903-м начал выпускать автомобили «Ford A». Он хотел сделать универсальный автомобиль, который был бы надежным и экономичным. Постепенно он упрощал конструкцию, комплектовал ее стандартными узлами и механизмами. Именно Форд первым начал собирать автомобили на конвейере, и оказался в выигрыше. Форд стал лидером автомобилестроения.
Генри отличался бойцовским характером, умел преодолевать любые трудности. Когда его компании пришлось противостоять синдикату автомобилестроителей, он не стушевался и оказал им достойное сопротивление. В далеком 1879-м году Джордж Селден запатентовал автомобиль, однако до реализации дело не дошло. Спустя некоторое время несколько компаний начало производить автомобили, и Селден подал на них в суд. Ему удалось выиграть процесс, и после этого компании были вынуждены приобрести у него лицензию и объединиться. Так возникла ассоциация производителей автомобилей.
Форд отказался приобретать лицензию, выступил в защиту своих клиентов. В 1903-м против него началось судебное разбирательство, длившееся до 1911-го. В 1909-м году Генри проиграл суд, но подал на пересмотр дела. После рассмотрения всех нюансов, выяснилось, что права Седлена нарушены не были, а компании — производители автомобилей, использовали в своих машинах совершенно другой двигатель. Вскоре после этого ассоциация распалась, а Форд приобрел репутацию человека, отстаивающего интересы своих покупателей.
Настоящий успех ждал изобретателя в 1908-м, когда с конвейера начали сходить «Форды-Т». Этот автомобиль имел простую отделку, практичность и доступную стоимость. Самой лучшей рекламой этой модели стало то, что известный писатель Эрнест Хемингуэй тоже оказался в числе покупателей.
Уровень продаж рос быстрыми темпами, потому что у этого автомобиля были два преимущества – качество и доступная стоимость. С каждым годом он становился дешевле. В 1909-м его можно было купить за $850, а спустя четыре года он уже стоил $550.
В 1910 году Форд построил завод «Хайленд парк», где через 3 года заработал первый конвейер. Вначале с него сошел генератор, а вскоре дошло дело и до двигателя. На сборке двигателя задействовали десятки рабочих, каждый из которых выполнял определенную операцию. Таким образом, удалось экономить время на сборке. Использовали и движущуюся платформу, благодаря которой время на изготовление шасси уменьшилось в два раза. Процесс сборки стал более продуктивным и экономичным.
Генри вкладывал средства в расширение производства и со временем стал владельцем угольных шахт, рудников, заводов. Так получился полный производственный цикл, начиная от добычи сырья до выпуска готовой продукции. Получилась настоящая империя, неподвластная другим компаниям. К 1914 году Генри выпустил десять миллионов авто, то есть 10% от общего количества созданных во всем мире.
Форд не экономил на своих рабочих, в 1914-м поднял зарплату до $5 в день. При этом он брал обязательство с работника, что эти деньги тот не истратит на пьянку. В противном случае работник подлежал увольнению.
Генри ввел трехсменную работу с продолжительностью смены восемь часов. Раньше рабочие работали в две смены по девять часов. Рабочие имели один выходной, им оплачивали отпуск. От желающих трудиться на его предприятии не было отбоя, несмотря на то, что там поддерживалась жесткая дисциплина. До 1941-го на заводах Форда не было профсоюзной организации.
В 20-е годы Форд выбился в лидеры продаж автомобилей. Из 10 авто, продаваемых в Америке, 7 принадлежали компании Генри. Именно тогда он получил прозвище «автомобильный король».
В 1917-м Америка в составе Антанты участвовала в войне. Заводы Форда переключились на выполнение военных заказов, и занялись выпуском противогазов, касок, танков и подводных лодок. Но Генри всегда говорил, что не собирается наживаться на войне, поэтому гарантировал возврат всей прибыли в казну. Этим он завоевал еще больше доверия своих соотечественников.
После окончания войны продажи «Форда-Т» начали стремительно падать. Дело в том, что покупателю хотелось разнообразия моделей и цветов, а Форд мог предложить только одну марку, причем исключительно черного цвета. Генри хотел выехать на доступности своего автомобиля, он начал продавать в кредит, но его опередила конкурирующая фирма – «General Motors», ассортимент которой отличался разнообразием и цветовой гаммой.
Продажи продолжали падать, в 1927-м возникла реальная угроза банкротства компании Форда. Предприниматель пошел на радикальные меры – остановил производство, уволил всех рабочих и засел за создание нового детища. Первым помощником Генри был сын, взявший на себя разработку дизайна. Новая модель под названием «Форд-А» имела эффектный внешний вид и улучшенные характеристики. Автомобиль выпустили в том же, 1927 году, и Форд снова оказался лидером рынка.
В 1925-м Форд основал авиакомпанию под названием «Ford Airways». Вскоре расширил ее за счет приобретения фирмы Уильяма Стоута. Особую популярность приобрел авиалайнер «Форд Тримотор», который выпускали с 1927 по 1933 год. За эти годы произвели 199 лайнеров, которые служили вплоть до 1989-го.
Тесное экономическое сотрудничество связывало Форда и СССР. В 1923-м в Союзе вышел первый трактор «Фордзон-Путиловец». С 1929-го по 1932-й годы сотрудники Форда помогали строить и реконструировать заводы в Горьком и Москве.
В 1931-м кризис коснулся и компании «Ford Motor». Продажи начали падать, конкуренты наступали на пятки. Форд закрывает часть своих заводов, снижает зарплату работникам. Однако вскоре выход снова нашелся. Генри изобрел спортивный автомобиль «Ford V 8», развивающий скорость 130 км/час. Таким образом, компания возродилась, объемы продаж поползли вверх.
Форд отличался постоянством, единственной женщиной в его личной жизни была супруга – Клара Брайант. Они поженились в 1887-м, жили очень счастливо. Супруга во всем поддерживала Генри, она верила в него и в его талант.
Даже когда он сам уже опускал руки и становился посмешищем у горожан и коллег. В одном из интервью его спросили, хотел бы он прожить еще одну жизнь? На что Форд, не задумываясь, ответил, что хотел бы, только с условием, что он снова женится на своей Кларе.
В 1893 году супруги стали родителями единственного сына Эдсела. Генри часто ругался с ним, потому что не пил, предпочитал провести время на природе, а сын увлекался коктейлями, шумными вечеринками и джазом. Однако их ссоры не влияли на работу и дружеские отношения.
В 30-х годах «автомобильный король» передал бразды правления компанией сыну Эдселу. Сын стал президентом этой компании еще в 1919-м, поэтому работу знал хорошо. Но в 1943-м молодой человек умер от онкологии (рак желудка), и Форду пришлось снова брать руководство в свои руки.
На тот момент ему исполнилось 79, и управлять производством становилось все тяжелее. Поэтому в 1945 году Форд передал руководящий пост внуку Генри Форду II. Великого изобретателя не стало 7 апреля 1947 года. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.
Детская мечта «автомобильного короля» реализовалась в полной мере. Он всегда стремился не просто зарабатывать, а улучшать жизнь людей, выпуская для них автомобили.
Форд издал автобиографическую книгу «Моя жизнь, мои достижения», где рассказал о методах работы его предприятия. Его идеи впоследствии пригодились многим компаниям.
В 1928-м бизнесмена наградили медалью Эллиота Крессона. Биография Форда нашла отражение в многочисленных фильмах и книгах. В 1987-м режиссер Аллан Истманс представил на суд зрителей ленту «Форд: человек-машина», в которой изобретателя называют символом США.
Комментарии
Нет!
С таких людей надо брать пример. Обязательно порекомендую её своему внуку.